Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Психология индивидуальной подготовки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.5. Психология индивидуальной подготовки

            Во время обучения с ростом уровня подготовленности техника изме­няется в сторону большей индивидуализации, поскольку настоящее техниче­ское мастерство всегда индивидуально. Закладывая школу техники, тренер должен предложить ученику различные варианты выполнения упражнений, из которых впоследствии будут выбираться наиболее рациональные. При со­вершенствовании мастерства каждого молодого футболиста нужно выявить его сильные стороны и направленно развивать их, чтобы создать яркую ин­дивидуальность.

            Вполне естественно, что все молодые игроки непохожи друг на дру­га как по образу мышления, так и по поведению. Одни предпочитают мыс­лить образами, другие предпочитают анализировать каждое действие. Здесь главное то, что у них возникает более устойчивое и более верное представление о себе, о своих возможностях. А тренеру необходимо найти средства воздействия на личностные качества футболиста. Сочетание кол­лективного обучения с индивидуальным подходом к каждому игроку обес­печивает будущий успех.

            Важной особенностью психики человека является возможность ком­пенсации одних свойств за счет других, а задача тренера и его помощников -найти средства управления этим процессом. Квалифицированный педагог должен по возможности компенсировать природные недостатки игрока за счет его сильных качеств. Совершенствуя индивидуальные особенности иг­рока, мы тем самым формируем его игровую подготовку. И естественно, что у футболистов могут быть свои личные цели и игровые приемы, которые нужно использовать, но активность в первую очередь должна идти от них. Именно мотивация определяет начало процесса совершенствования и разви­тия способностей. Все это, несомненно, требует осмысления и практическо­го опыта тренера.      Индивидуальная подготовка - это задачи и требования к игроку, это игровые упражнения на совершенствование исполнения, это умение самостоятельно повышать свое игровое мастерство.

            Индивидуальная подготовка - это требования и к тренеру. Под ними мы подразумеваем разделение игроков по группам и на основе их игровых амплуа, индивидуальных особенностей, совершенствование игровых ка­честв. Без кропотливой индивидуальной работы невозможно обеспечить уси­ление качества и результативности командной игры. Мы эту сторону подготовки не имеем права игнорировать и забывать, а должны рассматривать как главный педагогический процесс, где необходим подбор тренировочных средств и индивидуального объема нагрузок.

            Индивидуализация тренировочного процесса - это высшая форма совершенствования мастерства игрока, но это и перевод тренировочного про­цесса на новый технологический уровень. Его сложно осуществить в наших условиях, но это единственный путь совершенствования игроков при таком малом количестве дарований. Индивидуальный подход предусматривает ана­лиз сильных качеств, удачных приемов, интересных тактических решений игрока. К примеру, нападающему необходимо отмечать в своем сознании удачные ходы, перемещения, элементы, которые он должен индивидуально отработать в тренировках. Методика здесь следующая: закрепить отдельный технический прием, найти 2-3 варианта его исполнения и в упражнениях с несколькими тактическими решениями попытаться использовать его.

            Что касается игры вратаря, то, по моему мнению, весь процесс в це­лом должен строиться на подсознательном уровне, где оценивается не столь­ко возникающая ситуация, сколько необходимость все предвидеть, опережая события игрового момента. Недаром нас порой удивляют некоторые вратари (и игроки тоже) невероятными способностями находить верные позиции и ходы в критических моментах игры. Здесь, видимо, уже подсознание руково­дит действиями игрока через интуицию.

            И если уж говорить об интуиции, то, видимо, чем глубже понимает футболист свои обязанности, чем выше его мастерство, тем выше его интуи­ция. А интуиция - это и есть процесс бессознательного решения какой-либо задачи. Можно сказать, что интуиция это подсознательное знание, основанное на сознательных тренировках и подсознательном анализе и наблюдениях. В материалистической трактовке, это видимо вера, убеждения, наработанные модели игры, - одним словом, тренировка.

            Заметим, что талантливые ученики и отличаются тем, что их мысль опережает их действия. Каждый из них вносит в игру свои способы решений ситуаций, одним словом - свои способности и свое творчество. Наверняка у талантов происходит все по-другому, но я повторюсь - талантов мало. Ска­жем так, что это уже не сила воли и черта характера, это уже врожденная осо­бенность и плюс активная психика. А благодаря тренировкам мы можем раз­вить некоторые недостающие качества. У одних эти способности очевидны, но другим необходимо приложить больше усилий, чтобы их потенциал обна­ружился и развился. Приобрести то, чего не дано, могут помочь только опыт и профессиональные знания тренера-педагога. Заметим, что детская одарен­ность неоднозначна и по своим проявлениям, и по особенностям развития, что никакая диагностика и максимальный учет всех факторов не позволяют построить точный прогноз относительно будущих достижений.

            Если говорить о таланте футболиста, это, видимо, совокупность хотя бы двух способностей игрока (скорость + техника, техника + мышление и т. д.), которые необходимо раскрыть и найти достойное применение. В крайнем случае, это мышление высшего порядка, и игроков, наделенных этим даром от природы, очень мало. Одним словом - это сумма скоростей - скорости движения, скорости обработки, скорости мышления и т. д.

            Всевозрастающий динамизм современного футбола еще более услож­нил проблему поиска и подготовки молодых дарований, поэтому пути легкие и быстрые нередко превращаются в самые трудные и бесперспективные. Та­лант трудно втиснуть в рамки каких-то ограничений, и сила его влияния уди­вительным образом развивает и обогащает футбол. В конечном итоге талант отдельных игроков работает на перспективу развития футбола. А задача тре­нера - увидеть и раскрыть его самобытность, развивая игровой потенциал.

Если рассматривать психологические задачи подготовки в игре и тре­нировке, то они будут следующими: в тренировке - игрок должен знать за­дачи недельного цикла, видеть себя в нем и знать, что от него требуется. Тогда он будет анализировать свое состояние и свои действия. А задача тренера создать все условия для ежедневного развития способностей игрока. В игре - очень много факторов, определяющих успех, но исходный пункт успешной игры - это готовность футболиста как на физическом, так и на психологиче­ском уровне. Более подробно психологию игры мы рассмотрим в следую­щей статье.

            Формирование психологической активности происходит ежедневно и постоянно, но как сконцентрировать всю психологическую активность к 90 минутам игры, это уже педагогическое умение тренера. Психология активно­сти как раз и подразумевает формирование психики футболиста не стихийно, а с приложением собственной воли и умения тренера. Подготовка к игре должна иметь совершенно конкретное содержание, и если игрок недостаточ­но четко представляет свои действия, то и игра тоже будет неопределенной.

Сильных игроков отличает постоянный анализ действий партнеров и игроков противника. Если более конкретно рассмотреть этот вопрос, то заме­тим, что в личности футболиста всегда присутствует два независимых «Я».

            Тренер часто сталкивается с ситуацией, когда в неожиданных условиях соревнования игроки не могут показать своей лучшей игры. При таком не­соответствии игрок всегда смотрит в сторону тренера, задача которого найти пути взаимодействия всех составляющих. Здесь просто необходимо выяснить степень понимания футболистом обязанностей в игре и целей тренировок. Все имеет свою причину. Если игрок плохо играет, то задача тренера - понять почему. Знание самого себя - это самое главное в педагогике. У плохой игры наверняка есть психологические и физиологические причины.

Как это ни странно, но тактика начинается с умения ставить себе гра­ницы дозволенного (ограничение своего «Я»). Это очень ответственная рабо­та, потому что, не признавая дисциплину, игрок или переусердствует в жела­нии, или не выполнит своих прямых обязанностей. Бывает достаточно пора­ботать с воспитанником индивидуально, и он уже психологически готов к иг­ре. При таком целевом подходе к совершенствованию футболиста выявляется, это многие непонятные действия объясняются и корректируются довольно легко. Другими словами, когда заиграет наш игрок, зависит только от него. И лучшее, что может сделать для него тренер, - это навести порядок в его психике, иначе неизбежны простои в его совершенствовании.

            На первых этапах подготовка детей в максимальной степени зависит от среды и личности педагога. При совершенствовании главным качеством становится профессионализм тренера, и ставка должна делаться на индиви­дуальные качества ученика и его мышление, которые органически вписыва­ются в общую готовность команды. В том и в другом случае команда должна иметь соответствующие нравственные нормы, стимулирующие игроков на достаточно долгий и нелегкий труд.

            Профессионализм тренера, работающего с командой, - очень деликат­ный вопрос, поскольку результат его работы - это игра его команды. Опасай­тесь тренеров, которые гарантируют результат. Дело в том, что не все зави­сит от них. Так и в большом футболе играют не самые талантливые, а самые настойчивые и целеустремленные ученики.

Предполагаемая схема деятельности тренера - это, по сути, желаемая модель футбольного наставника, которая включает в себя профессиональные и личностные качества. При равновесии этих необходимых качеств команда может идти только вперед.

Если вам не нравится тема рассылки сообщите об этом на форуме www.forum.football-school.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное