Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Особенности тактического обучения


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

    Здравствуйте дорогие наши подписчики. Вот мы и закончили нашу серию рассылок про футбольную психологию. Если кто-то не успел получить все наши выпуски вы можете их найти в архиве, а так же на нашем сайте www.football-school.ru

    На проект начал полное обновление и мы немного изменили планы проекта. Теперь на нашем сайте будет в несколько раз больше информации. Так же расширены темы. Портал временно не работает т.к у нас возникли небольшие проблемы с сервером, но в ближайшие часы мы восстановим работу портала.
    Если вы хотите принять участие в создании нашего проекта или его наполнении, то пришлите своё предложение на admin@football-school.ru

    C сегодняшнего дня мы начинаем рассылку два раза в неделю. Наша новая серия рассылок называется "Тактическая подготовка футболистов." Как всегда статьи можно обсудить на нашем форуме www.forum.football-school.ru  Ждём ваших вопросов.

 

4.1. Особенности тактического обучения

            Тактика футбола - это любимая тема обсуждения футбольных болельщиков, но не для тренеров, поскольку суждения становятся обтекаемы­ми, не конкретными и все собеседования заканчиваются проблемой неквали­фицированности игроков. В этом есть своя логика. Тактика футбола - не наука, так как в ней нет точного расчета, и никто по-настоящему не владеет формулой победы.

В других разделах мы достаточно подробно рассмот­рели методику технической подготовки и построение тренировочных заня­тий. Такая смоделированная двухцелевая постановка недельных циклов не­обходима для ясности поставленных задач и для оптимизации тренировоч­ной деятельности.

            Планирование футбольной тренировочной деятельности требует необходимых ус­ловий и соответствующих знаний. Для тренера это, в первую очередь, общая стратегия подготовки и понимание путей достижения желаемого, определе­ние того, на что будет ориентирована игра и какие акценты подготовки будут первостепенны. Тогда это позволит проследить процесс и степень готовнос­ти футбольной команды. Для воспитанников это условия занятий, желание и полная яс­ность выполняемых задач. Цели должны быть конкретны, а каждый из игро­ков должен улучшить или разнообразить свою игру. Каждый должен повы­сить свой показатель, который измеряется и контролируется.

Воспитанники будут быстрее прогрессировать, если они поймут, что работают на себя. Для того чтобы понимание произошло быстрее, необходим диалог, желание и готовность к изменению. Обязанность тренера все разло­жить на понятные признаки и рекомендации и создать в процессе подготов­ки условия, сходные с игровыми. Воспитанники должны четко представлять конечный результат, суть и логику всего тренировочного процесса.

            Тренер, по большому счету, должен многое рационализировать и ло­гически правильно выстроить процесс совершенствования. Эффект от тако­го планирования должен быть предсказуем для последующего усложнения задач. Для тренера планирование тренировок - это не что иное, как ежегодный процесс коррекции средств, методов, нагрузок товарищеских и календарных футбольных игр. Футбольная тре­нировочная работа, лишенная какой-либо конкретики, в принципе, не устраивает самого тренера. Рано или поздно он приходит к пониманию планирования своей деятельности: нагрузки, метры, секунды и т.д. Одним словом, должна складываться система, которая постоянно совершенствуется и управ­ляется. Любой тренер идет к готовности своим путем, и необходимо все предпринять, чтобы тренировочный процесс не был интуитивным. Готов­ность футболиста - это в любом случае набор численных значений и показателей. Тренер должен для себя найти те технико-тактические составляющие, по которым он будет определять уровень готовности своей футбольной команды. Это будет какая-ли­бо модель, характеризующая ваши взгляды и требования в игре. Можно, ко­нечно, предложить нормативы оценки тактической готовности футболистов, но в том случае, если тренер видит и оценивает игру по таким же критериям.

            Что такое тактическое совершенствование? Совершенствование футболиста - это улучшение до максимума индивидуальных игровых качеств футболиста, что тре­бует от педагога соответствующего подбора тренировочных средств и знаний психологии футбола. Здесь нет единых стандартов и неукоснительных принципов. Одно дело, когда мы добивались доведения исполнения технико-тактических элементов до автоматизма, и другая задача - накопление игровых вариантов и поиск верных логических решений по ходу игры. В нашем случае систему решений игровых ситуаций реализует тренер, опираясь не только на свой профессиональный уровень, но и на методические принципы и особенности. Наверняка у каждого есть какие-то индивидуальные приемы, которые могут помочь в решении конкретных игровых моментов. Но практически только путем повторения и усложнения мы можем добиться устойчивого решения поставленной задачи. Слова или своевременный совет могут оказать свое действие, но если они не подтверждены упражнениями, то это просто поте­ря времени. Никакие призывы играть лучше не срабатывают, если не созда­ны тренировочные условия для индивидуального совершенствования футболиста. Если он не растет на тренировках, то как он будет лучше играть в соревнованиях? Главное же не то, что сказал тренер, а то, что при этом услышал и вос­принял воспитанник.

            Поскольку дальнейшая работа будет сориентирована на решение так­тических задач и постановку командной игры, нам необходимо рассмотреть тактическую подготовку как предмет постоянного обучения. Нам необходи­мо разобраться, за счет чего и за счет каких умений мы можем совершенст­воваться. В данном случае хотелось не нагружать тренера цифрами и слож­ными терминами, а дать больше практических советов и рекомендаций.

            Постановка командной игры вначале ведется условно, не целенаправ­ленно, реальность чётких намерений и конкретных ходов проследить невозможно, и нет необходимости. Не следует наигрывать какие-то твердые игро­вые ходы, надо лишь решать простые задачи обучения, характерные для это­го возраста. На последующих этапах отмечают характерные ключевые мо­менты и формируют конкретные задачи. Здесь тренер должен проследить, правильно ли игрок воспринимает идею командной игры и все ли делает для ее реализации.

В процессе тренировки у игрока формируется логическая структура понимания цели и задачи игры. Всю игру можно представить как совокуп­ность моделей в виде игровых эпизодов, у которых есть внутренние и внеш­ние связи. Модельный метод решения задач представляется в виде наглядных схем, которые можно использовать на макете, а потом в игре. При всей кажу­щейся простоте схемы в ней заложен смысл модельного мышления, где тре­нировка может быть представлена в виде решений определенных задач и их связей между собой во всех фазах игры. Выстраивая логическую модель иг­ры, игроку легче воспринять и понять связи между линиями и обязанностя­ми, где они жёстко ограниченны, а где есть место для импровизации. Важно, чтобы игроки поняли суть и логику перемещений и цели решаемых в игре задач.

            В последующем, кроме последовательности выполнения двигатель­ных задач, нам необходимо рассмотреть модель взаимодействия «тренер -команда», при которой поэтапно развертывается процесс тактического со­вершенствования, а также рассмотреть игровую активность воспитанников, их мышление и обратную связь в процессе обучения.

            Советы многочисленны, но они больше относятся к теоретическим разработкам, поскольку практическое знание проблемы появляется без кон­кретных рекомендаций. Общие подходы к подготовке игроков вряд ли имеют коренные отличия, но они всегда будут базироваться на умении и знаниях тренеров, на их творческих качествах. Большинство тренеров принимают те­оретическую информацию к сведению, но, что педагог может сделать прак­тически, мы рассмотрим на конкретных примерах.

            Тренеры футбольных команд часто бывают в недоумении: воспитанники играют не так, как их просили играть. Да, бывают неудачные игры, и игры, в которых воспитанники понимают и решают ситуацию, не согласуясь с игровой логи­кой, встречаются часто. Здесь просто необходимо разобраться в позиции и убеждениях игрока, так как представления об игре у воспитанников могут быть самыми противоположными. Таков уж тренерский ум, что он требует для себя объяснений, он хочет знать причину поражения, он всегда в поиске связи тренировочного процесса с игрой. Здесь надо понять, что необходимую информацию мы не всегда преподносим таким способом, который футболи­сты могли бы быстро и качественно усвоить. Рассмотрев, каким способом иг­роки впитывают информацию, мы изменим их отношение к задачам трени­ровки. Восприятие информации у занимающихся происходит по-разному. Некоторые лучше воспринимают всё требуемое в игре зрительно, когда они наглядно видят ситуацию и быстрее реагируют на увиденный материал, тог­да как другие лучше запоминают и реагируют на информацию, которую слы­шат от своего наставника. Решение игроки принимают тоже по-разному. Что здесь важнее - расчет или эмоции? Ответ один - каждому свое. Важен конеч­ный результат. В любом случае нам надо использовать оба варианта или сти­ля общения, учитывая, что многим необходимо несколько дней для анализа и размышлений, и обратить внимание на то, как лучше доводить учебный материал до понимания.

            Знание футбольного психологии и футбольный опыт должны помочь тренеру объяснить неожи­данный спад или удачную игру команды. Это, пожалуй, самое сложное и от­ветственное в окончательном совершенствовании молодого футболиста. Ес­ли знать психологию игроков, то можно избавиться от заблуждений, устано­вить целевые взаимоотношения и добиться благополучного результата. Мно­гое в поведении игроков станет нам понятным, что позволит избежать мно­гих личностных обид и недоразумений. Существует истина, что невозможно заставить игрока делать то, чего он не хочет или не понимает. Но тренер все­гда должен уметь заинтересовать и помочь своему воспитаннику. Детские и юношеские тренеры у нас работают, в принципе, не за деньги, а за совесть, пускай не так, как хотелось бы, но зато добросовестно. Это придает нашему футболу оптимизм.

            Проблем со временем для тактических занятий с командой, в принци­пе, нет. Это сборы, лагеря и самоотдача наших тренеров. Здесь только заме­тим, что с группами совершенствования и юношескими сборными должны работать тренеры с опытом и владеющие специальными знаниями. Они должны хорошо знать материал и квалификацию игроков, здесь необходим детальный анализ игр, где постоянные неудачи невозможны. В выпускных группах конечный результат - это качество, которое могут дать только квали­фицированные специалисты. Что толку от наших неимоверных многолетних усилий, если в группах совершенствования происходит пустая трата сил и времени, а результат нас ожидает мизерный.

            Нельзя требовать все сразу - игровой активности и квалифицирован­ного исполнения, ведь у каждого своя скорость созревания. Есть разница между хорошим футболистом и талантом. Хороший футболист все делает за счет кропотливого труда, а талант делает это мгновенно за счет врожденного чувства. К сожалению, приходится повторяться, талантов мало.

            При тактической подготовке футболистов необходимы как теоретические, так и практические занятия. Теоретические занятия очень важны, тогда как прак­тические занятия требуют совершенно другого подхода, другой методики и других требований к игрокам. В этом разделе мы рассмотрим процесс формирова­ния психологической готовности воспитанника.

Рассматривая тактическую подготовку, мы обобщили процесс обуче­ния как:

1. Восприятие и анализ игровой ситуации.

2.  Мысленное решение игровой ситуации.

3. Двигательное решение игровой ситуации.

С такой последовательностью процесса нам необходимо четкое и яс­ное понимание задач тренировки, где каждое упражнение должно служить достижению определённой цели.

Далее мы рассмотрим, как и каким образом должно проходить двига­тельное решение игровой ситуации. Вначале отметим только основные характеристики и требования. Характер и цель упражнений по тактике должны быть понятны всем занимающимся. Они должны быть технологичны, то есть игроки должны их выполнять, а задача тренера - путем усложнения доби­ваться совершенствования исполнения. Одним словом, команда должна быть сориентирована на конкретную работу. Именно такие моменты в будущем окончательно формируют личность футболиста и его игру.

Тренер выделяет игровые моменты или характерные приемы игры, которые отражают логическую связь и последовательность действий. При та­кой подаче информации игроки быстрее начинают понимать задачу, и глав­ное, появляется критический и творческий подход к своей игре. Происходит анализ и самостоятельное овладевание несколькими тактическими задачами и решениями.

Квалификация и мастерство тренера подразумевает умение приспо­собить теоретические знания к практическому применению. Наверняка не все игроки после теоретически поставленных задач на макете смогут осуще­ствить все на практике в игровых условиях. Практика показывает, что не все игроки могут обладать стратегическим видением игры или умением воплоконецформыначалоформыщать замысел тренера в игре. Заметим также, что далеко не все игроки име­ют способность к быстрому решению тактических задач. Принятие решений в игре проходит автоматически, и факторы, влияющие на понимание игры, сложно подаются тренировке, но как ускорить или чем компенсировать - это уже необходимый опыт педагога. Здесь еще раз заметим, что тактические за­дачи должны повторяться и решения постепенно должны созреть у воспи­танника в голове. А в творческом процессе необходимо сблизить теоретиче­скую информацию и практическое исполнение на футбольном поле.

Игровой момент или стандартная ситуация всегда имеют динамичес­кий характер. Все решения игрока зависят от восприятия ситуации, как и ка­ким образом он ее воспринимает. В идеале он должен быть спокойным в сложных игровых ситуациях и решения принимать холодной головой. Дан­ное решение может быть сознательным или нет. Необходимо только просле­дить, как игрок осмысливает собственные ответные реакции до и после эпи­зода. Если это адекватно ситуации, то это вера в себя, в свои действия и в свои возможности.

Футболист должен видеть всю ситуацию и ее последствия, научиться действовать в каждой конкретной ситуации, исходя из определенного набора вариантов. Вторая сторона обучения, которую необходимо проследить, это реакции игроков на способность противостоять противнику. В итоге любое поведение и все игровые характеристики можно проанализировать, с тем чтобы в последующем совершенствовать необходимые качества. Для обуче­ния необходим подбор упражнений или, точнее, комплексы специальных уп­ражнений. Тренировка будет эффективней, если имеется «подкрепление», то есть за упражнением следует оценочный анализ. На макете мы учимся тео­рии и далее получаем практическую информацию о результате. Похвала тре­нера - это тоже своего рода «подкрепление» обучения, а игроки, в свою очередь, постараются повторить удачно выполненный тактический элемент или действие. Последовательность такого совершенствования остается прежней:

1) установка цели индивидуального задания;

2) доведение его до стереотипа;

3) варианты выполнения задания;

4) закрепление и анализ выполнения задания.

            Нам необходимо только рассмотреть некоторые методические при­емы, которые помогут приобрести некоторый опыт работы. Это будут отдель­ные упражнения или общая программа, которая должна иметь целевое на­правление.

Мы. конечно, можем всю тактическую подготовку и дальше разло­жить на подсистемы, но так можно увести весь учебный процесс в сторону теории. Если в целом объяснить всю стратегию тактической подготовки футболистов, то в реализуются подсознательные программы и установки. Индивидуальная игра и задачи уже зафиксированы в нашем подсозна­нии, как правило, они облачены в словесную формулу («обрезать», «отрыв», «овсайт» и т.д.), и если тренер сможет довести все значения до каждого испол­нителя, это поможет четко и ясно сформулировать задачу для всей команды.

            Если рассматривать игру противника, то мы вряд ли сможем изменить или нарушить рисунок их игры. Нам важно понять, как они играют, и исполь­зовать все в нужном направлении. Нам необходимо скорее изменить свое эмоциональное отношение к предстоящему противнику на спокойное пони­мание решения задач и ведения тактических действий. Прямой зависимости между уровнем эмоционального настроя и успехом нет, все зависит от слож­ности решаемых задач и готовности их решать. Для побед нет готовых реко­мендаций, но сформировать у воспитанника профессиональную целенаправ­ленность в игре, где он четко осознает свои обязанности, этому надо, несомненно, учиться. Здесь важно не ошибиться в принципе. Нет командного мы­шления, сознания и т.д., есть общие командные задачи, которые поставлены, и для их решения достаточно нескольких игроков, способных к последова­тельному и объективному мышлению, умеющих сознательно и вовремя ме­нять тактику игры.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное