Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Возрастные закономерности психологии подготовки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.1. Возрастные закономерности психологии подготовки

футболистов

            Вопросы психологического влияния на подготовительный трениро­вочный процесс в футболе мы затронули впервые, и поэтому некоторые мо­менты нуждаются в обсуждении и переосмысливании. Наши воспитанники в течение всего времени обучения проходят несколько ступеней развития, когда меняются мотивация и интересы, наступает зрелость. В принципе, пси­хика детей также подчиняется закону периодичности. Одни возрастные пери­оды сменяются другими, которые имеют свои закономерные характеристики и отличия. Они являются ключевыми в группах совершенствования, но, что­бы разобраться в деталях, нам необходимо хотя бы вкратце просмотреть весь цикл подготовки с его задачами и целями. Тогда тренировки будут становить­ся целостными осмысленными действиями, а не последовательностью меха­нически связанных между собой звеньев.

            Очевидно, что стратегия психологической подготовки, к примеру, лег­коатлетов в корне отличается от стратегии подготовки футболистов. В одном случае - это один спортсмен, одна личность, а в другом - это единый футболь­ный коллектив, состоящий из множества индивидуальностей. Но вначале на­помним о задачах обучения на разных периодах становления игрока. Для яс­ности проблемы мы отдельно, по периодам, рассмотрим тренировочный процесс и его влияние на приобретение умений и навыков, а также психоло­гические задачи и цели в воспитании игрока. Такая классификация по годам поможет проследить и обосновать многие вопросы методического характера и позволит нам сформулировать основные принципы психологических при­емов и методов подготовки.

            Есть общие закономерности формирования навыков, однако в каждом возрасте имеются специфические особенности, о которых мы просто напом­ним. Рассматривая наборные группы и их начальное обучение, мы поймем, что здесь далеко не все так просто, как кажется. В частности, имеется много противоречий между педагогикой и психологией, то есть существуют неко­торые противоречия между обучением и развитием. Если конкретней, то можно учиться тогда, когда есть определенная готовность к обучению. И нельзя требовать от 10-летнего ребенка того же, что и от 13-летнего.

            Наблюдения педагогов показывают, что в диапазоне 11-13 лет в психике детей происходят резкие изменения. В этом возрасте дети становятся критичнее, они склонны к анализу. До 12 - 13 лет им интересен сам тренировочный процесс, а качество футбола само по себе детей не интере­сует: И здесь, видимо, очень важно не навредить, а сделать занятия инте­ресными и полезными. Без такого доброжелательного отношения любые методы и психологические средства воздействия теряют свою силу. У детей есть желания и умения учиться самостоятельно, но им должна нравиться ок­ружающая атмосфера и должен нравиться тренер, который все умеет и по­нимает.

            Энтузиазм тренера - это «болезнь», которая должна поразить занима­ющихся. А для повышения эффективности будущей работы необходимо при­влечь как можно больше детей к выступлению в различных футбольных тур­нирах и праздниках. Опыт работы подсказывает, что все дети, пусть в разной степени, но предрасположены к творчеству. Но чтобы творчество в будущем стало реальностью, мы рассмотрим главные психологические моменты в фор­мировании навыка.

            13-14 лет. Возраст самый трудный для тренеров и самый критический для самих воспитанников. Главное для педагога - удержаться от случайных ошибок, неосторожных действий и поступков. Результат таких мероприятий - это нормальные отношения между воспитанниками. И если сам тренер будет интересен воспитаннику, то он завоюет его уважение и будет авторитетным наставником.

Если рассматривать психологические аспекты футбольного образова­ния, то нужно отметить, что вначале происходит приобретение двигательных навыков за счет изучения отдельных последовательных движений, то есть происходит формирование и развитие двигательных стереотипов. Для освое­ния простых элементов бывает достаточно одного показа. Однако при обуче­нии более сложным элементам моделирование тренировки очень важно. Многие сложные движения состоят из последовательности более простых элементов. Обучение лучше всего разбить на части, чтобы вначале изучать составляющие, а потом пытаться выполнить движение в целом.

Споры о методах обучения (целостное или расчлененное) не так важ­ны, поскольку футбол, в плане обучения, сложный вид спорта, и детальное освоение отдельных элементов и движений просто необходимо, особенно на начальных стадиях обучения. Очень важно, чтобы все действия были ориентированы на поставленную вами задачу. Обучение без сознательного отно­шения приводит к ошибкам или к бесполезной трате времени. Невниматель­ное и неосознанное выполнение упражнений необходимо будет компенсиро­вать только увеличением числа повторений.

Сначала традиционные формы обучения движениям основываются на копировании образцового варианта. При этом мы добиваемся качества исполнения приема, но нам необходимо довести исполнение приема до авто­матизма по сравнению с обычным умением. Способность добиться автомати­ческого выполнения приемов - это основа для будущего спортивного совер­шенствования.

Эффективность процесса обусловлена многими составляющими обучения (условия, тренировки, плотность занятий и т. д.). Тренер целена­правленно использует методические приемы по усложнению и включению технических добавок для выполнения изучаемого элемента. Ученик должен осознанно выполнять все изучаемые элементы, анализируя и корректируя свои действия. Самый лучший вид обучения - научить ребенка тренировать­ся самостоятельно, это поможет ему лучше координировать свои движения, развивать мышечную чувствительность, что важно для самоконтроля над движением.

Анализируя психологические закономерности обучения и развития, заметим, что-то, что доступно ребенку 13-14 лет, может быть недоступно одиннадцатилетнему и двенадцатилетнему. Учебная практическая деятель­ность - это мыслительная работа самого ученика, который учится, а не кото­рого учат. И задача тренера здесь организовать и создать условия, при которых воспитанник развивается с помощью самостоятельного активного обучения. Регулярное повторение моделей в недельном цикле заставит его анализиро­вать правильность исполнения приема и делать самому соответствующие вы­воды. Если кратко охарактеризовать цели и задачи тренера, то они будут вы­глядеть так - научить учиться.

            В занятиях между тренером и учеником возникает обратная связь. Она должна активизировать правильное выполнение упражнений. Упреки бес­смысленны, просто нужна серьезная, длительная и спланированная работа.

Разумное поддержание положительных межличностных связей между тренером и ребенком значительно облегчает процесс обучения, так как при них ученик более внимательно и охотно усваивает информацию тренера. Ре­бенок должен понимать, что от него хотят, он воспринимает футбол по-ино­му. В таком возрасте не следует слишком загружать игровыми заданиями, поскольку они трудно и без желания запоминаются игроками. Спортсмена не­обходимо настроить на хороший микроклимат, на доброе взаимопонимание с окружающими. И если схематично представить четырехступенчатую мо­дель обучения, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Начальное разучивание приёма

2. детальное разучивание приема

3. закрепление исполнения приема

4. автоматизация исполнения приема

            Схематичное отображение единого процесса обучения приобретает более конкретное содержание, которое мы последовательно разберем. Такой детальный подход в обучении связан не с особыми методами исследования, он, в первую очередь, определяется сложностью подготовки футболистов вы­сокой квалификации.

            15-16 лет. Этап, когда происходит начальное целенаправленное фор­мирование талантов. К этому возрасту ученик должен овладеть максималь­ным количеством технических приемов. Тренировочный процесс строится на общих закономерностях адаптации организма к физическим нагрузкам. Необходимо добиться стабилизации навыков и эффективности двигательно­го действия при утомлении. Игрок должен контролировать точность выпол­нения технических приемов, как и осваивать новое, несмотря на усталость. Здесь важна полная концентрация на наиболее важных моментах обучения, когда необходимо сохранять сознание в активном состоянии, не прерывая вы­полнения упражнения.

Если кратко характеризовать этап подготовки, то это улучшение спор­тивных достижений и уменьшение ошибочных действий в исполнении тех­нических приемов. Цели технической подготовки определены не только на основе общих футбольных задач, но уже и на основе личных качеств, форми­рующих характерную индивидуальную игру.

В психологическом плане одна из общих возрастных особенностей подростка - это потребность в самоутверждении. Она основывается не на победах в игре, а в тренировочном процессе при ее достижении. Игра - это уже результат тренировочных занятий и осознанного обучения, где проявля­ется умение выполнять технические элементы при включении морально-во­левых усилий.

            Волевые качества характеризуют стремление ученика к достижению результата и начинают развиваться и закрепляться именно в подростковом возрасте.

Достаточно полную оценку результата совместной работы педагога и ученика можно дать уже к 15 годам. Здесь тренеру необходимо разобрать­ся и учесть все психологические особенности подросткового возраста, чтобы всю дальнейшую тренировочную работу подчинить становлению индивидуальности.

            Методы специального психического воздействия не требуются, но Объяснения целей тренировки, принципов построения тренировочных заня­тий уже необходимы. В этом возрасте подростки становятся рассудительней и целеустремленней. Их необходимо сориентировать на будущий большой труд. Здесь начинаются отношения с тренером в форме равноправного со­трудничества, а цели таких действий - это понимание игровых задач и мини­мум ошибочных решений.

            17-18 лет. Как это ни парадоксально, но в этом возрасте футболист выходит на «уровень застоя», и в связи с этим исчезает до 50% действующих футболистов. Попытки объяснить причины потери талантливых футболистов при переходе в команды мастеров предпринимались неоднократно. Причины весьма существенны, но все они, к сожалению, характерны для всех этапов подготовки. Может быть, такая потеря самых одаренных на предварительных этапах подготовки - закономерность, но почему она характерна только для нашего футбола? Объяснить происходящее можно только тренировочным процессом, который должен быть полностью специальным.

Внезапного взлета на этапе совершенствования не бывает. Успех мо­жет принести только тренировочная работа, в которой соблюдаются основ­ные закономерности процесса и учитываются индивидуальные особенности игрока. Поэтому, чтобы не потерять игроков, тренировочный процесс должен приобретать ярко выраженный индивидуальный специализированный харак­тер. Если быть более конкретным, то на данном этапе существенно меняют­ся сами принципы подготовки. Когда мы проходили этапы обучения, то глав­ным средством специальной подготовки были упражнения и количество их повторений.

            На этапе спортивного совершенствования дальнейшее футбольное об­разование характеризуется преодолением больших физических нагрузок, что требует полной мобилизации психологических качеств. В этот период возра­стает соревновательная практика, а тренировочный процесс отличается значительным повышением объема и интенсивности основных тренировочных средств, где все задачи решаются во временных режимах. Условия трениро­вок постепенно приближаются к условиям соревновательных игр.

            Если раньше мы говорили о необходимости привить ученикам лю­бовь и привязанность к футболу, то на этом этапе задача ставится более конкретно - сформировать мотивацию победителя в игре и в игровых ситу­ациях, развить способность настраиваться на активную игру. Задачи этапа решаются с помощью различных методических приемов - изменения внеш­них условий, а также изменения внутреннего состояния самого игрока, то есть изменения его физических и психологических качеств. Задача трене­ра организовать процесс подготовки так, чтобы футболисту было бы интересно практически разобраться во всех специфических требованиях игры. Это и должно быть лучшей мотивацией ежедневного совершенствования. И здесь тренеру необходим постоянный поиск новых, более результатив­ных и доступных средств в обучении. В этот период существенно изменя­ются показатели некоторых биомеханических характеристик, а также функ­циональной и физической подготовленности.

            Переход из юниорского возраста во взрослый, то есть переход от эта­па интенсивного развития к стационарному состоянию, предъявляет высокие требования к психологической подготовленности. Логика тренировки требу­ет постоянно увеличивать нагрузки, а это, естественно, ведет к психическим перенапряжениям. Именно здесь формируется отношение к занятиям как к сложному труду с его ежедневными нагрузками и требованиями.

            Перечисленные задачи обусловливают выбор адекватных тренировоч­ных средств с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также ин­дивидуального планирования, способствующего раскрытию таланта игрока. Только правильно организованный тренировочный процесс является тем ключом, который выведет его на уровень готовности. И если в других разделах мы рассматривали вопросы обучения футболу, то далее подготовка рассматривается как «продукт» ежедневного труда. Впрочем, и игрок сейчас уже совсем не тот - как по своей профессиональной заинтересованности, так и по своей психологии.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное