Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Психология игры


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.6. Психология игры   Хорошая игра - это хорошая работа тренера, но зачастую тренеры не могут объективно объяснить неудачи своей команды. Приводят массу основ­ных причин, но никогда не ищут ухудшения результатов в нерациональном построении тренировочного процесса. Наверное, в этом заключается пара­докс современного футбольного тренера - обладая хорошими знаниями, он продолжает работать по-старому. Рассмотрев все стороны подготовки, хотелось бы вывести формулу успеха футбольной команды или попытаться найти некое выигрышное соче­тание всех составляющих, приводящих к успеху. Мы обязаны разобраться в выборе стратегий, поскольку все они имеют сильные и слабые стороны. Каждая может быть полезна в той или иной степени, но может и привести к неправильному решению. Мы не искали ничего принципиально нового в подходе к тренировочному процессу, просто задача представлялась иначе - на базе всех известных подходов сложить систему, в которой бы правильно ориентировался любой тренер. Это позволит увидеть весь процесс становле­нии команды и ее игры в соотношениях футбольных компонентов и психоло­гических требований. Если рассматривать индивидуальную психологическую готовность к игре, то можно констатировать, что это тоже модель, которую необходимо реализовать. Подготовить себя к предстоящей игре  - это значит: - иметь достаточную функциональную готовность, - понимать цели и задачи в игре, - понимать логику будущей игры, - понимать возможные реакции соперника. Если представить графически некоторую целостную модель специ­альной подготовки команды, то она будет выглядеть примерно так:                   В ней все виды подготовки связаны общей идеей - игрой, и вся еже­дневная работа должна быть направлена на выбор путей развития и средств ре­ализации. Если кратко сформулировать цель, то можно сказать, что нам необ­ходимо единство всех четырех составляющих, которые проходят через игру.             Если рассматривать психологические стороны подготовки команды, то она характеризуется, в первую очередь, стабильностью, то есть игровой устойчивостью, которая выражается в игровой дисциплине и игровом един­стве решения задач. Команды, которые достигали наибольших успехов, как раз и отличались общим единством целей. В нашем случае под единством по­нимаются общие принципы ведения игры и реализации цели.             Второй характеристикой является здоровая психологическая атмо­сфера в команде. Если кратко пояснить, то мы имеем два психологических комплекса. Один ориентирован на игру, второй - на климат в команде. Оба они необходимы и зависят друг от друга. При наличии этих двух составляю­щих мы можем рассчитывать на успешное выступление в соревнованиях. В принципе, успех в любом педагогическом деле предполагает высокий уровень совместимости стратегии совершенствования и положительного микроклима­та. Многое зависит даже не столько от личностных качеств игроков, сколько от степени их совместимости и нацеленности на общую задачу. Здесь можно сделать следующие психологические выводы: а) все игроки должны быть за­интересованы в успехе каждого члена команды, даже при том, что в команде много игроков, которые не выйдут на поле; б) как правило, у нашего игрока активная позиция, он хочет проявить себя и свои сильные качества в игре, но играть он должен на команду по ее законам.             Хотелось более конкретно остановиться на первом пункте, поскольку в основе игры стоят главные производные - это цели и задачи. Если рассма­тривать принятие тактических игровых решений, то увидим, что даже два иг­рока видят и понимают игру по-разному.             Психологическое состояние футболистов представляет собой комби­нацию внушения и понимания. И вся сложность в том, что игрок играет при­мерно на 75% так, как он понимает свою игру, и на 25% так, как его просят его наставники. Такое несоответствие игровой деятельности футболистов может быть исправлено только практическими заданиями. Понимание сути происходящего в игре должно быть подкреплено обученностью и устойчивы­ми навыками.             Создав задел выполняемых тактических решений и требований, игрок быстрей достигает специальной готовности. Она складывается из года в год  под воздействием собственного понимания решений игровых задач. Такая согласованность понимания своей игры и игры команды дает дополнительную энергию для индивидуальной работы на тренировках. Это уже коллективная (командная) мыслительная работа, где без психологической активно­сти самих игроков и коллективной психологии команды не обойтись. Кроме того, при правильной постановке тренировочного процесса игра должна по­стоянно совершенствоваться. Проведение игр в разных условиях и состояниях обеспечивают надежность и определяют мастерство. Одним словом, нам необходимо накапливать запас прочности - решений и опыта.             Скорость, динамичность, большие физические нагрузки характеризу­ют современный футбол. И здесь при игре во многом равных по классу команд решающим является значение психологического фактора, а именно устойчивости и надежности соревновательной деятельности. Становится по­нятным, что рост и уровень мастерства определяется только игровыми дей­ствиями в различных условиях. В целом игра может определить два основных психических состояния футболиста. Первое - активное состояние футболиста, сопровождающееся игровым подъемом и целевой собранностью.  Второе - отрицательное состо­яние, затрудняющее выполнение своих прямых обязанностей в решении иг­ровых задач. Здесь, видимо, необходимо пытаться сблизить позиции устано­вок тренера и игрока, что позволит осуществлять игровые возможности в соревнованиях. Для тренера очень важно видеть, как игроки воспринимают себя,  друг друга, как относятся к общей цели. Индивидуальная установка на игру - это не требование к игроку перед соревнованиями, это игровые трени­ровочные упражнения, совершенствующие исполнение, это правильно рас­ставленные акценты в подготовительных играх. Путь тренера начинается с реальной практики, с неудач и поражений, но благодаря этому происходит осмысление и продумывание теоретической в практической модели работы. Можно сказать, что тактика строится не ло­гическим путем: логическую форму она принимает после игры, в ходе после­дующего анализа. Если проследить становление команды, то заметим, что оно характеризуется теми же качествами, которые присущи подготовке фут­болистов. Значит, и путь к совершенствованию пролегает в том же направле­нии. Команда часто является зеркальным отображением своего тренера. И ес­ли он идет в ногу со временем, то и команде передается способность дейст­вовать в современном и динамическом стиле. Если вам не нравится тема рассылки сообщите об этом на форуме www.forum.football-school.ru

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное