Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Психология тактической подготовки


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

     Если вы хотите принять участие в создании нашего проекта или его наполнении, то пришлите своё предложение на admin@football-school.ru

    Наша новая серия рассылок называется "Тактическая подготовка футболистов." Как всегда статьи можно обсудить на нашем форуме www.forum.football-school.ru  Ждём ваших вопросов.

4.2. Психология тактической подготовки

            Любая игра футбольных команд одного уровня не проходит по ранее расписанно­му сценарию. Многое зависит от противника, от игры своих воспитанников и, конечно, от случайностей. Есть периоды, когда игра мобильна, с хорошим движением, и есть периоды, когда игра хаотична и неустойчива. Команда, ко­торая имеет свою игру, понимает и адекватно реагирует на все действия про­тивника, живет на другом психологическом уровне. Пребывание и работа в такой команде приносят только удовлетворение. Здесь каждый игрок допол­няет другого и реализует себя полнее. Учитывая всю важность и зависимость составляющих подготовки, хотелось бы с помощью психологии объяснить логически все несоответствия, которые преследуют тренерский труд. И, ви­димо, через психологию мы должны искать пути усиления игры воспитанни­ков, лучшего понимания и совершенствования. Сложно поставить или уси­лить игру команды, если нами не будут созданы соответствующие условия и не будет подготовлена необходимая психологическая база.

            Психологический климат футболистов полностью зависит от тренера, и если он имеет опыт и знания, то вся работа будет базироваться на максимализации возможностей игроков. Если тренер будет рассматривать игрока не как физи­ческую систему со всеми физическими параметрами, а как личность, прини­мая в расчет его взгляды, анализ игры, желание совершенствоваться, тогда отношения поднимаются до взаимного интереса, понимания и сотрудничест­ва. Сразу заметим, что команда, в которой не удовлетворяются потребности игроков, тоже лишена здравого смысла, и заметного прогресса ждать не при­ходится. Если интересы игроков первостепенны, то и эффективность и само­отдача в игре максимальна. Хотелось сразу уточнить, что мы имеем в виду. Обеспечение команды, цели, перспективы, мотивация совершенствования, но не в коем случае не спортивные стипендии и финансовые стимулы. Как это ни парадоксально звучит, они как раз могут повышать или снижать уро­вень мотивации в зависимости от того, какой аспект - информационный или контролирующий - они несут. В любом случае команда придет к успеху, ес­ли отношения и психологический климат среди игроков деловой и уважи­тельный.

            К постановке командной игры тренеры идут от своих наборов готовых программ, по крупицам ставят вначале групповые решения, потом решают командные задачи. Принципы или законы создания команды также объектив­ны, как и законы футбольных правил. Вначале все это делается в группах, по­том все наработанное обобщается и создается целостное представление ко­мандной игры. Одним словом, это кропотливая и серьезная работа, где необ­ходимо знать и понимать последовательность идеи обучения. Такая последо­вательность обучения - это не что иное, как управление командной игрой.

Теоретические занятия позволяют систематизировать всю начальную информацию и сознательно моделировать будущие игровые ситуации в футболе. Прак­тическое исполнение, подбор упражнений - это уже режиссерская работа тренера.

            Как мы раньше отмечали, футбольный интеллект - это способность футболиста анализировать и перерабатывать информацию. Но проблема в том, что не всегда «голова» и «ноги» работают вместе с нашим сознанием. Все меняется, когда тренер игровую ситуацию и необходимые упражнения раскладывает вначале на макете, то есть он призывает на помощь голову и наше понимание, а потом все увиденное переносится в тренировочный процесс на поле. Но вот почему все наработанное на тренировках так слож­но и редко проявляется в игре? Это уже, видимо, вопрос психологии. При этом необходимо постоянно учитывать различный состав участников, нацио­нальные особенности, язык и т.п.

            За последние десять лет в развитии футбола физические нагрузки и интенсивность практически достигли предела и прогресс футбола идет за счет психологической готовности и мобилизации игры команд. Но в любом случае в футбольной команде никогда не будет штатных психологов, которые помогут вам в сложных организационных ситуациях. Если рассматривать стратегию подготовки, то в идеале тренер должен хорошо разбираться в пси­хологии групповых процессов. Известно, что взаимовыручка, помощь, общ­ность у нас заложены в генах, надо только все расшевелить и объединить в одно целое. Можно ориентироваться вначале на взаимоотношения и до­биться результата в будущем, а можно все поставить на сегодняшний резуль­тат и добиться своего любыми средствами. Но в любом случае нам самим надо искать пути и помогать воспитанникам совершенствоваться.

            Большинство игроков по-разному воспринимают групповые и ко­мандные задачи одной тренировки, не говоря уже о недельных циклах подго­товки. Понимание общих задач должно базироваться на будущей модели игры, которую игроки команды понимают достаточно одинаково. Здесь уже за­дача тренера довести взаимопонимание всех игроков до необходимого уров­ня. Формирование общего взгляда ведения игры происходит вначале больше интуитивно, но в тоже время контролируемо и целенаправленно.

            Тренеров групп совершенствования и тренеров дублирующих соста­вов нередко ставит в тупик ситуация, при которой тактические задачи, реша­емые на тренировке, не воспринимаются и не выполняются в игре. В одном случае понятно: если лично каждый не готов (физически или психологичес­ки) к выполнению своих индивидуальных задач, то ничего коллективного не получится. И наивно полагать, что все то, что мы просим сделать в игре, бу­дет выполнено. Но рассмотрим другой случай, когда готовность команды на хорошем уровне, но эту установку не все воспринимают или не слышат, а другие понимают и делают все наоборот, что мешает выполнению тренер­ских установок и той игры, которая так удачно была разложена на макете. Опытные тренеры наверняка замечали, что некоторые игроки даже не могут вспомнить установку на игру и задачи, которые ему ставились, и были кон­кретно обозначены. Нам необходимо понять различие механизма восприятия информации игроками и как можно быстрее довести ее до них. Здесь, види­мо, и кроется вся суть индивидуальной подготовки и индивидуального под­хода к игрокам. Как это ни странно, игрок может одобрять идею, соглашать­ся с ней, но сделает все по-своему. Выход один - не навязывать идею, а ме­тодом подбора упражнений осуществить задачи на тренировках, чтобы они были бы приняты игроками подсознательно.

            Игра в футбол - это стрессовая или экстремальная ситуация, где формируются стереотипы ведения игры. Успех в игре зависит от способности спортсменов в экстремальных условиях решать сложные игровые ситуации, проявлять ак­тивность и достаточную работоспособность. Задача тренера - обеспечить функциональную готовность и нормальное психологическое состояние для решения конкретных игровых задач. И заметим: если психологический кли­мат в команде на низком уровне, то виноват тренер и хорошие результаты его не ожидают.

            Тренер не может изменить темперамент футболиста, но направить имеющуюся у футболиста энергию на помощь команде возможно и необхо­димо. Влиять на игру - это значит влиять на игроков, на их эмоции и настро­ения. Собеседования, где игроку объяснили общую концепцию игры и как его игра должна вписываться в игру всей команды, необходимы, а эффектив­ность уже зависит от понимания им обязанностей и качественного исполнения. Если игрок не полностью представляет идею игры, не видит себя в ней и логически не представляет игровые взаимодействя, то игра будет неста­бильной. В тренировках сложно создать игровую обстановку уровня офици­альных соревнований, но в тренировочных и товарищеских играх необходи­мо добиваться соответствующего уровня. Убедить и воздействовать можно на любого футболиста, различие только в мере: одни воспринимают и подда­ются этому сознательно, у других восприятие происходит постепенно, снача­ла на подсознательном уровне. Психология игрока и тренера отличаются в принципе. Главный момент в психологии игрока: ты захочешь, и у тебя все получится, все зависит только от тебя. Тренеру необходимо убедить игрока в этом, тогда он реализует свои планы и надежды.

            Если до 16 лет нашей задачей было развитие способностей и стабили­зация навыков, то далее мы уже имеем право говорить об уровне мастерства, то есть об умении играть и исполнять свои непосредственные обязанности. Здесь я имею в виду не только качественное выполнение тренировочных уп­ражнений, а умение наших воспитанников решать игровые ситуации.

            Будем откровенны: школу должен дать первый тренер, но футбольную науку он должен познать в группах совершенствования. Мы имеем в виду, что есть тренер по обучению и есть тренер по доводке, где необходим теоре­тический и практический опыт. Это самый главный период подготовки в пла­не игрового понимания футбола. Вместе с тем и самый ответственный и ин­тересный момент с позиции морального и эмоционального удовлетворения в работе тренера. В этот период наш воспитанник проявляет полностью свою творческую индивидуальность. Есть только один путь становления футболиста -это развитие своих способностей и дальнейшее укрепление навыков.

            На одном простом примере рассмотрим методику совершенствования игрового приема. Игрок делает серию ускорений с мячом с последующим «навесом» на ворота. В случае некачественного исполнения игрок после се­рии выполняет несколько передач из статического положения. Самостоятель­ный анализ и сосредоточенность быстрее помогут усвоить и закрепить выполнение задания. Серии упражнений необходимы для управления своим сознанием, психикой и физическим процессом одновременно. Ведь по сути воспитанник и в игре многократно воспроизводит все то, что он делает и по­вторяет на тренировках. Таким образом, футболист приобретает необходи­мые психологические установки, что позволит ему согласовать мысли со сво­им движением и физической нагрузкой. Сбалансировать и оптимизировать свою игру - это значить выравнить распределение объема необходимой работы и свободы в выполнении необходимых задач.

В подготовительном периоде нам надо было достичь необходимого уровня общей выносливости, но в последующем большая часть подготовки строится с учетом требований индивидуальной и групповой специальной вы­носливости. Так, в повторяемых сериях мы должны согласовать технико-так­тические решения задач и время физического восстановления. Паузы отдыха между упражнениями или сериями - это анализ выполнения. Как сделать эти паузы осмысленными и полезными - является задачей тренера.

            Выполненная работа должна быть легко контролируема и корректиру­ема, в этом и заключается смысл процесса совершенствования. Можно вы­полнить необходимую серию, преодолевая трудности, но можно и сознатель­но преодолеть усталость и получить удовлетворение от выполненной задачи. В этом случае сознание настраивается на поставленные задачи, а соответст­вующая нагрузка воспринимается игроком как необходимость. Нельзя повседневную работу делать с постоянным напряжением, она должна прино­сить игроку удовлетворение. Реальное представление задач тренировки спо­собствует совершенствованию, а у воспитанника появляется внутренняя го­товность к исполнению.

Отметим ключевые моменты самосовершенствования:

1.  Игрок должен хотеть улучшить или разнообразить свою игру.

2.  Он должен знать как, какими средствами можно улучшить или раз­нообразить свои действия.

3.  Игрок должен использовать все наработанное в тренировках и тре­нировочных играх. Он должен поверить, что его усилия оправдывают ваши ожидания.

Как мы уже отмечали в разделе «Психология тренировочного процесса», сам футбол должен быть нашим учителем. Поэтому в следующей статье на не­скольких примерах мы хотя бы вкратце рассмотрим, как происходит практи­ческое обучение и реализация тактических навыков в тренировках.

            Игроку необходимо не только услышать и представить тактическую задачу, но также проанализировать и воспринять ее к действию. Это достига­ется в несколько этапов: восприятие - анализ - реакция. Понимание со­ставляющих и влияющих на решение тактических задач поможет тренеру быстрее доводить свои идеи до воспитанников, а также правильно выстроить стратегию подготовки. Такие методические наработки предъявляют к трене­рам дополнительные требования. Здесь необходим опыт и соответствующее знание предмета тренировки. Одно дело, когда тактическое задание рассматривается в методическом классе, и совершенно другое - отношение к заданию непосредственно на футбольном поле. В данном случае задача у трене­ра, как у режиссера, - «поставить» игру.

Опыт и условия должны быть соответствующие, но некоторые общие рекомендации можно предложить.

1. Диалог с игроками бесполезен, он может увести вас от главной задачи.

2.  Не ждите, что все игроки вас поймут, но они хотя бы задумаются.

3. Уходите от неопределенного, неконкретного разговора на общие темы. У игрока, сделавшего ошибку, аргументов всегда в достатке. Ему слож­но оставаться объективным, когда речь идет о нем, о его игре и его ошибках.

            В плане организации тренировки по тактике отметим, что вступитель­ную часть лучше проводить второму тренеру или тренеру по физической подготовке. Это делается для того, чтобы задачи основной части тренировки были более акцентированы. При тактической подготовке нам необходимо до­биться полной сосредоточенности при выполнении. Заметим также, что не следует преувеличивать роль специалиста по физической подготовке, потому что его видение готовности носит односторонний характер.

            Все игроки в той или иной мере готовы к самосовершенствованию. Собственному анализу способствует повторяемость информации, что позво­ляет максимально влиять на обучение. В любом случае, это такие же модели­рованные занятия, которые должны повторяться, усложняться и совершенст­воваться. Моделирование - это повторение всего освоенного на более высо­ком уровне, а в группах совершенствования они должны быть рассчитаны на количественном уровне. Только при таком повторном исполнении появляет­ся чувство определенности и ясности преследуемых целей. Мы постоянно делаем акцент на планируемый подход к тренировочному процессу, недель­ный цикл - это наиболее контролируемый и управляемый период, который подаётся корректировке и изменению необходимых задач тренировки.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное