Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

Психология мышления


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.4. Психология мышления

            Подробное рассмотрение каждого возрастного этапа позволило нам увидеть некоторые закономерности становления мастерства игрока. В этой статье хотелось рассмотреть психологические условия формирования фут­больного мышления и, главное, раскрыть динамику повышения мастерства. Любой процесс обучения преследует две основные цели и задачи. С одной стороны, мы даем нашему ученику техническую основу, с другой стороны - мы учим его пониманию и мышлению в игре.

            На протяжении шести лет обучения мы отмечаем качественный рост практического и теоретического футбольного образования, но психологиче­ская подготовка молодого футболиста и профессионального игрока предпо­лагает более полный комплект игровых качеств. Мы не будем рассматривать все особенности игрового мышления, но отметим, что это необходимый ежедневный педагогический процесс, который решается тренировочными упражнениями. С одной стороны - обучить и воспитать, с другой - это на­дежная постановка командной игры и сама игра.

            В статье «Мышление» мы достаточно полно рассмотрели этот педаго­гический процесс и пути его развития. Здесь же хотелось затронуть некото­рые психологические моменты процесса при решении технико-тактических задач.

            Тактическое мышление - это скорость принятия решений, это син­хронность принятия решений группой игроков, это оценка игровых ситуаций и предугадывание развития момента. А ежедневная работа над реальными ситуациями способствует постоянному росту и созреванию футбольного ин­теллекта. Только постоянные решения задач моделируют особенности мыш­ления игроков, которое развивается в процессе игровой деятельности.

            В работе с молодыми футболистами, когда показ конкретизирован, а мышление предметно, мы подбирали целенаправленные упражнения, соот­ветствующие уровню обучающихся. Если сравнить мышление детей 12-13 лет, то заметим, что им недоступно решение игровых задач в нескольких ва­риантах, поэтому тактическая подготовка должна носить более конкретный характер. В группах совершенствования игроки стремятся к анализу, к моби­лизации физических и моральных сил, где необходим достаточный запас ребят,  здесь требуется принципиально другой подход в подготовке. Опять посмотрим на другие спортивные игры. Во-первых, все они проходят в относительно постоянных условиях, во-вторых, там просматривается заданностъ и предопределенность конкретных действий. В футболе эти факторы отсутствуют, что в принципе меняет взгляд на подготовку.

            В отличие от предыдущих годов обучения, главной целью подготовки становится выработка групповых и командных принципов развития мышле­ния. Необходимо уточнить, что тактическая подготовка детей и подростков происходит постоянно и ежедневно, но целенаправленно, с четко поставлен­ными задачами она начинается в группе совершенствования. На этом этапе именно мышление станет центральной стратегией достижения успеха. Фут­бол становится все более быстрее и сложнее. И только в творчестве и разви­тии игровых идей мы найдем верный путь к росту игрока. Вначале необходи­мо привести в соответствие с групповыми принципами игровые установки самих футболистов, потому что каждый их них играет согласно своему пони­манию игры. Далее - определить командное мышление, то есть попытаться привести всех игроков к общему пониманию цели игры: как они представля­ют себе цели и задачи командной игры, какие имеются расхождения в их ре­ализации. И естественно, что это необходимо закрепить на фоне утомления, оставляя при этом ясное тактическое мышление.

            Футбол - игра со сложными координационными двигательными при­емами, где необходима соревновательная надежность и стабильность. Без этого невозможно исполнительское мастерство и скоростной темп мышле­ния. Скорость плюс скорость - такова тенденция развития современного фут­бола. Скоростная выносливость футболиста должна быть выше необходимой соревновательной, таким образом, игрок будет более надежен в сложных иг­ровых условиях и ситуациях. Если же игрок не в состоянии проделать доста­точно огромный объем функциональной подготовки, то вся наша работа те­ряет смысл. Работа над тактикой возможна лишь при активном участии всех игроков. И именно в период совершенствования мы имеем наилучшие воз­можности для развития этих качеств.

            Мы уже говорили о том, насколько важно иметь представление о под­боре подготовительных упражнений при решении задач. Чтобы увидеть ди­намику развития процесса мышления, возьмем, к примеру, игру с ограничен­ным количеством касаний. Она отчетливо характеризует нынешний футбол: скорость ведения игры, видение поля, уровень скоростной техники и т. д. И самое главное, там тренируется рациональная футбольная техника - каче­ство, необходимое при переходе на уровень мастерства. Это ли не базовая игра, на которой далее формируются все варианты усиления игры? На этом уп­ражнении можно добиваться и формировать автоматизацию игровых техни­ко-тактических действий. В тренировочных игровых условиях необходимо многие технические действия в игре (обработка мяча, передача, обманное движение и т. д.) привести из сознательного применения к подсознательному исполнению.

Здесь еще раз отметим, как прослеживается динамика развития навы­ка. Вначале мы добивались автоматизации выполнения приема, далее вводи­ли сбивающие факторы и усложняли прием, а сейчас необходимо эти приемы адаптировать к игре, добиваясь автоматического выполнения в игровых усло­виях. Уточним, что это будет управляемая двухсторонняя игра, где происхо­дит реализация технических навыков и психической подготовленности в иг­ровых ситуациях.

            Для повышения эффективности протекания подготовительного про­цесса нужно обеспечить поступление как можно большего количества ин­формации. Постоянно меняющиеся задачи и их условия выполнения откры­вают неограниченные возможности выбора решений. То есть происходит стадия инкубации, или вынашивания, игровых решений, где материал обра­батывается на подсознательном уровне. А многообразие выполнения техни­ко-тактических действий определяет мастерство и обеспечивает надежность в игре. Мы опять же приходим к необходимости поиска системы процессов обучения, обеспечивающей решение игровых задач. Постановка игры - это динамический процесс, который, как правило, не сопровождается какими-либо отчетливыми показателями. Здесь с полной уверенностью мы можем согласиться с утверждением: «Результат любой стратегии есть следствие од­новременного действия факторов непосредственно не наблюдаемых».

            В данной статье мне важно было показать динамику развития процес­са совершенствования, а не конкретные примеры. Любая конкретная инфор­мация без обретенного опыта неконкретна. Она может отлично подойти од­ному тренеру, одной команде, а другой ею даже не воспользуется. В любом случае все советы будут бесполезны, если вы их не проверите и не скоррек­тируете на практике. Учитывая важность и актуальность темы, хотелось бы подробно проследить и рассказать о принципах подбора упражнений и кос­нуться практических советов построения занятий. Однако это достаточно об­ширная тема, которая будет, видимо, рассмотрена в другом разделе.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное