Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Футбольный-Тренер.Ру

  Все выпуски  

3.3. Особенности обучения в футболе


Информационный Канал Subscribe.Ru

Институт сайтостроителей

 

Новости Футбола 


О футболе

Наш курс

Связь с нами
 

 

 

 

 

 

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ФУТБОЛЬНАЯ ШКОЛА

3.3. Особенности обучения в футболе

            Специфика футбола с физиологической точки зрения более или менее изучена. Но кроме высоких показателей анаэробной и аэробной подготовки игрок должен обладать высоким уровнем психологической готовности.

            Любая педагогическая деятельность всегда сознательна и имеет опре­деленную цель. В начале спортивного пути сознание формируется условия­ми жизни и педагогическим процессом, которым руководит тренер, затем уже сознание формирует и определяет все наши спортивные успехи. В на­шем случае тренер имел перед собой конкретные задачи: обучить тем или иным умениям и игровым навыкам. Точно так же наши воспитанники имели осознанную цель: научиться определенным игровым умениям, чтобы ис­пользовать их в соревновательной деятельности. Чтобы добиться необходи­мого стабильного технико-тактического исполнения, необходимо заложить и закрепить все сознательно наработанное в подсознании футболиста. В конеч­ном итоге задача тренера состоит в том, чтобы помочь игроку сделать созна­тельное бессознательным. Наше подсознание работает автоматически, неза­висимо от нас. Как включить в работу подсознание? Как направить работу в нужное русло, изменить и корректировать?

Для ясности изложения мы опять же рассмотрим задачи процесса обу­чения поэтапно.

При этом еще раз подчеркнем изначальную сложность технического обучения футболистов, не сравнимую с другими спортивными играми.

            13 - 14 лет. Вначале напомним, что, добиваясь автоматизма выполне­ния приема, мы снимаем состояние закрепощенности, и необходимое движение выполняется как бы само собой. В этом случае нервная система освобожде­на от излишней настороженности. В движении участвует минимальное коли­чество звеньев двигательного аппарата. Помимо всего запланированного, на этом этапе нам необходимо добиться доведения выполнения 2-3 упражне­ний до автоматизма, выполняя их постоянно, независимо от условий и физи­ческого состояния. К примеру: передача мяча ногой в колоннах в два касания. По мере повторения действий игрок выполняет упражнение все точнее и уве­реннее, доводя исполнение до автоматизма. Повторимся: сознательные про­цессы передают свои функции подсознательным.

Регулярно применяя изученные приемы и целенаправленно их услож­няя, вы скоро заметите постоянно усиливающийся эффект обучения и накоп­ления верных движений.

            15 - 16 лет. Футболисты, которые овладели техникой передачи, долж­ны те же упражнения выполнять после нескольких передач мяча в стенку или после обводки партнера (пассивный отбор) и довести выполнение этого уп­ражнения до автоматизма. Здесь тренер по своему выбору должен подобрать 2-3 упражнения, которые выполняются на скорости с одновременным ис­полнением нескольких технических приемов или задач. Многократные по­вторения одних и тех же упражнений не должны быть долгими (не более 5 мин), чтобы от их однообразия не возникло состояние психического утом­ления или пресыщения. Так выполняя их постоянно и еженедельно, мы дово­дим исполнение до совершенства, независимо от погодных условий и состо­яния поля. То есть даем возможность протекать процессу на подсознатель­ном уровне, добиваясь дополнительного роста технического мастерства. В тренировках старших учебных групп, а также в команде мастеров это бу­дут уже другие специальные упражнения и комбинации. Еще раз повторимся, что с помощью сознания мы организуем и осуществляем всю нашу двига­тельную деятельность, а также контролируем и прогнозируем игру против­ника. Одним словом, это регулятор технико-тактических и морально-воле­вых действий футболиста. Для того чтобы переключить исполнение с созна­тельного на подсознательный уровень, нам необходимо добиться выполне­ния многих технических действий в автоматическом режиме. Постепенно приобретенные навыки станут автоматическими, движения перестанут тре­бовать постоянного внимания со стороны сознательной части психики. В следующих статьях мы разберем, почему такая доводка исполнения при­емов необходима.

Техника быстро приспосабливается к новому, причем существенно уменьшается вероятность ошибок, которые могут возникать в связи с изме­нением интенсивности и физического состояния ученика.

На одном примере мы увидели, как процесс обучения и изменения со­знания станет более осмысленным и будет способствовать эффективности усвоения.

            Этап совершенствования (17 - 18 лет) мы рассмотрим отдельно в статье «Психология мышления», поскольку этот период в будущем станет самым важным и определяющим. Главной особенностью психологического сопровождения на данном этапе становится индивидуализация психологиче­ской готовности.

Станет ли наш воспитанник хорошим футболистом или нет, больше зависит даже не от способности и желания. Здесь скорее всего все зависит от системы бессознательных убеждений и от самого процесса обучения. Это уже, видимо, педагогическая задача тренера и родителей. Если проанализи­ровать биографии футболистов, добившихся успехов, то заметим, что имен­но родители и первые тренера оказывали огромное влияние на стремление к будущему успеху. При правильном отношении к футболу интересы детей, родителей и тренеров должны быть максимально сближены. Они должны по­нимать и видеть реальную ситуацию роста, реализацию своих целей и требо­вания тренера. Если личные цели поставлены перед игроками, то можно и найти пути к их достижению.

Единственное, хотелось бы сразу отметить, что в будущем необходи­мо дифференцировать тренеров и их работу по задачам и целям. Есть трене­ры по обучению и есть тренеры по доводке, где необходим теоретический и практический опыт по индивидуальной работе с игроками. Здесь, конечно, необходимо знать и понимать механизм мышечной энергетики, протекающей во время интенсивной тренировочной работы футболистов.

Если рассматривать весь многолетний учебно-тренировочный про­цесс, то заметим, что в первые годы обучения футбол не был средством обу­чения. Упражнения были главными обучающими элементами подготовки. На этапе совершенствования футбол является той отправной точкой, с чего на­чинается вся целевая работа. Сам футбол должен быть нашим учителем, потому что он создает такие обучающие ситуации, которые идеальны для роста игрока. А сама игра неизмеримо сложнее придуманных упражнений.

Научиться соревноваться очень важно для достижения успеха. Учас­тие в соревнованиях способствует проверке и воспитанию характера. Это та­кой труд, в котором не растрачиваются, а напротив - растут физические и ду­ховные силы.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: sport.soccer.school
Архив рассылки
Отписаться Вебом Почтой
Вспомнить пароль

В избранное