Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] Были б дети

Были б дети

Как деревенская школа добилась статуса лучшей в России, узнали на месте
Наталья Радулова и Кристина Кормилицына.

Маленькая деревенская школа во Владимирской области, у которой в этом году
будет всего один выпускник, регулярно завоевывает статус лучшей сельской
школы
в России -- чтобы не закрыли.

Дима Голубев, ученик 9-го класса из деревни Лесниково, на всех уроках сидит
один -- одноклассников у него нет. <<Сварщиком хочет стать>>, -- шепотом
объясняет
директор школы Михаил Овечкин.

Мальчик из сложной семьи, тяжело ему, но свою тройку зарабатывает.
Михаил Овечкин
Директор школы
<

В прошлом году у Лесниковской школы было целых три старшеклассника, один
другого краше: победители и призеры муниципальных олимпиад, на ОГЭ набрали
хорошие
баллы, выше районного и областного уровня. <<Такой выпускной им отгрохали, 5
тысяч рублей потратили! И Диме тоже праздник летом устроим>>, -- обещает
директор.

А чтоб ему одиноко не было, позовем ребят из восьмого класса, надо же
создать атмосферу.
Михаил Овечкин
Директор школы
<

<<Не жалуются -- работают>>

Директор проводит экскурсию: до 1917 года этот кирпичный дом принадлежал его
прадеду, купцу 2-й гильдии. <<У него было пятеро детей, -- рассказывает
Михаил
Ильич.-- Старшему сыну прадед завещал то здание, где нынче у нас столовая,
второму -- где мастерские, третьему -- где магазин. Этот, самый большой дом,
Советы
сразу заняли для руководства, выселив прабабку и двух ее дочерей, а в 1931-м
открыли школу>>. Михаил Ильич учительствовать начал в 1981 году, а в 1987
году
стал директором: <<Где родился, там и пригодился>>.

В те годы здесь было почти 400 ребят, и хотя к старому зданию пристроили
новое, все равно учились в две смены. Сейчас занятия посещают 39 школьников.
Крепкий
некогда лесниковский совхоз, находящийся в 30 километрах от районного центра
Гусь-Хрустальный Владимирской области, давно разрушен, большинство
работоспособных
граждан подались на заработки во Владимир и Москву -- откуда ж детям в
опустевшей деревне взяться?

Зато появились мигранты. Вот приехала семья узбеков, детишки вообще
по-русски не знали ни слова. Мы столько усилий приложили, чтобы их
воспитать, и они
у нас заговорили, начали нормальные оценки получать, сейчас старшая девочка
поступила в колледж.
Михаил Овечкин
Директор школы
<

При этом малочисленной девятилетка не считается: два ребенка из
неблагополучных семей сейчас находятся в районном центре реабилитации, но
числятся за лесниковским
учебным заведением. <<Поэтому у нас официально 41 ученик, -- разводит руками
Михаил Ильич.-- Обидно>>.

Было бы здесь 40 детей, получили бы от Минобрнауки России субсидию как
малочисленные -- от 4 до 6 млн рублей. А так денег не положено.

Школа трижды становилась лучшей сельской школой в России, была лауреатом III
международного конкурса им. Макаренко, победителем Всероссийского конкурса
<<За нравственный подвиг учителя>>, а недавно, в ноябре, стала и лауреатом
Всероссийского конкурса <<Образовательная организация XXI века. Лига лидеров
--

Впрочем, никто не жалуется -- работают. В Лесниково 10 учителей. Как и во
многих сельских школах, здесь работают целые династии: мать и дочь Пискуновы
преподают
русский и немецкий, физрук -- сын директора, воспитатель дошкольной группы
-- невестка директора, учитель начальных классов -- сватья директора. Шесть
преподавателей
имеют высшую квалификационную категорию, два педагога имеют звание
<<Заслуженный учитель РФ>> и один -- нагрудный знак <<Почетный работник
общего образования РФ>>.
Эта школа трижды становилась лучшей сельской школой в России, была лауреатом
III Международного конкурса им. Макаренко, победителем Всероссийского
конкурса
<<За нравственный подвиг учителя>>, а недавно, в ноябре, стала и лауреатом
Всероссийского конкурса <<Образовательная организация XXI века. Лига лидеров
--

Почетный статус -- своего рода охранная грамота, защищающая от
реорганизации. Уже давно ходят разговоры, что было бы выгоднее возить
маленьких лесниковцев
в соседний поселок, где школа побольше. Но пока что ни у кого не поднимается
рука закрыть такое авторитетное учебное заведение. Поэтому здесь стараются
вообще не пропускать ни одного конкурса. Укрепляют престиж.

Как и во многих сельских школах, здесь работают династии: мать и дочь
Пискуновы преподают русский и немецкий языки, физрук -- сын директора,
воспитатель
дошкольной группы -- невестка директора, учитель начальных классов -- сватья
директора.

-- И призы получаем, -- смеется директор.-- Где 200 тысяч приз, где -- 100.
Помогают нам, конечно, из федерального, из регионального, из местного
бюджета.
Вот выделили на ремонт 3 млн из местного бюджета, еще грант в миллион мы
сами выиграли, всю лыжную базу свою обновили. Детей на море отправляем, в
оздоровительные
лагеря, сейчас как раз отличницу нашу в Кремль на елку приглашали. В школе
компьютеры у каждого учителя, интернет, видеонаблюдение везде, интерактивные
доски, принтеры, автобус, новая газовая котельная, мини-типография даже есть
-- ее мы тоже на конкурсе как приз получили.

Хотим еще добиться, чтобы у каждого ученика было по планшету. Что ни говори,
а государство сейчас очень о школах заботится.
Михаил Овечкин
Директор школы
<

И все же при таком изобилии где густо, где пусто. Та же типография не
работает: бумагу не на что купить. А детям частенько не хватает учебников, в
федеральном
бюджете на них почему-то заложено недостаточно денег, поэтому преподаватели
перед каждым учебным годом звонят в другие школы района, выясняют, нет ли
<<лишних>>
книг, меняются ими или покупают за свой счет.

<<Маленькая страна>>

В настоящее время в школе официально числится 41 ученик, однако занятия
посещают только 39 школьников -- два ребенка из неблагополучных семей
находятся
в районном центре реабилитации | Источник: Фотоархив ИД <<Коммерсантъ>>

<<Средняя зарплата наших учителей -- 24 тысячи, -- объясняет директор.-- А с
января поднимают нам базовую ставку как бюджетникам еще на 8,5 процента.
Конечно,
не то что у московских коллег, -- у тех, мы слышали, в разы больше. Но для
села неплохо>>. Завуч поясняет, что здесь у всех огороды. И это раньше, в
1990-е,
если в семье было два бюджетника, то хоть кричи. А сейчас два бюджетника --
значит, зажиточные.

В 1990-е, когда зарплату не выплачивали по полгода, директор Овечкин
придумал ездить на стекольный завод в соседний поселок и брал в счет будущих
учительских
денег спортивные костюмы, их там, в свою очередь, по бартеру выменивали за
посуду. <<Что я только своему педсоставу не добывал: и колбасой зарплату
выплачивал,
и ботинками, -- вздыхает Михаил Ильич.-- Это сейчас учителям -- только
работай. А тогда государству до нас дела не было, мы оказались предоставлены
сами себе.
Если б не хозрасчет, то не выжили б, наверное>>. Именно тогда Овечкин решил,
что на школьных участках надо выращивать овощи. Сначала планировали хотя бы
обеспечить школьную столовую, но дело пошло, излишки начали продавали,
<<капустой и картошкой все районные учреждения завалили>>.

В школе появился хозрасчетный разновозрастный отряд <<Современник>>, куда
принимали учащихся с 5-го класса, объединив их <<на основе добровольного
труда и коллективного
самоуправления>>. У отряда было 8 га земли для овощей, 1,5 га сеноугодий.
Купили две автомашины, два трактора с полным набором сельскохозяйственных
орудий,
мотоцикл <<Урал>>. Жители близлежащих деревень, когда хотели вспахать огород
или куда-то съездить, обращались в школу.

В 1996 году прибыль отряда составила 56 млн рублей, а в 1997-м -- уже 200
млн. Дети и учителя начали сытно питаться в столовой, ездить на экскурсии,
устраивать
праздники. Каждому, кто работал в отряде, выплачивали зарплату -- в
обращение была введена собственная валюта <<ропс>>. За ропсики, которые
принимали в магазине,
трудились не только дети, но и их родители, приходили наниматься даже из
соседних деревень. Медсестра Дина Асварова приехала в Лесниково из Дагестана
по распределению
и успела выучить в этой школе детей, теперь внуков: <<Дочка, помню, сама
себе покупала сладости, письменные принадлежности. Мне зонт подарила, сервиз
керамический>>.

Павел Моклюк сейчас работает пожарным в Гусь-Хрустальном, носит майку с
Путиным и считается в деревне человеком богатым: у него еще и свое хозяйство
в Лесниково
большое. <<В школе я учился хорошо, на тройки, -- радостно сообщает этот
отец четверых детей.-- Так что ропсиковым миллионером не был>>.

Но были у нас ребята, которые хорошо учились и много работали, поэтому
получали немало, они одевались сами с ног до головы за свои деньги.
Павел Моклюк
<

Ропсами выдавали премии учителям, награждали отличников. Были и штрафы за
плохие оценки, за порчу имущества: сломал лопату -- плати. В 1993 году в
Лесниково
создали школьную республику <<Маленькая страна>>, существующую до сих пор.
Это хоть и игровая, но достаточно подробная модель социально-экономических
отношений
государства: в стране есть своя Конституция, гимн, паспорта, банковская и
торговая система, СМИ, нормативные акты, регулирующие гражданство. И хотя
сейчас
ропсы здесь больше не выплачивают, но президента все же избирают. Сроком на
два года.

Победило рукоделие

В Лесниково трудятся 10 учителей, из которых шесть преподавателей имеют
высшую квалификационную категорию, два педагога имеют звание <<Заслуженный
учитель

Нередко один учитель проводит урок для двух классов одновременно | Источник:
Фотоархив
ИД <<Коммерсантъ>>

В этом году за должность президента республики сражались Дима Агафонов и Ира
Алферова из 7-го класса. Диму активно поддерживали учителя, но школьникам
его предвыборная программа, по всей видимости, не очень понравилась. <<Я
хотел создать что-то вроде полиции, -- рассказывает Дима.-- Чтобы за
порядком больше
следили>>. В итоге Ира, обещавшая организовать кружок рукоделия, набрала 80
процентов голосов. Но третьеклассник Азиз Зайналов заявил <<Огоньку>>, что
Ира
посулила всем младшим: <<Кто за меня проголосует -- будет после моей
инаугурации играть в клубе в настольный теннис в течение недели>>.
Перспектива была заманчивая:
в школе всего один теннисный стол, чтобы поиграть, приходится отстоять
очередь, а тут целая неделя игры, в любое время! Откуда у кандидата
Алферовой такие
полномочия, юные избиратели выяснять не стали, дружно отдали ей свои голоса,
но в клуб так и не попали, он как раз всю неделю был закрыт. <<Потому что
надо
было за меня голосовать>>, -- усмехается Дима. Семиклассник проиграл и
выборы на должность представителя школы в районном детском объединении
<<Импульс>>,
другая его одноклассница, Василиса Иванова, набрала целых 90 процентов. Даже
на роль школьного Деда Мороза активного, но невезучего Диму не избрали.

<<Продул Дмитрий по всем фронтам, -- смеется завуч.-- Ну что поделаешь --
демократия>>.

На совете республики сейчас в основном решают, какие мероприятия провести.
На Новый год всем учащимся дарили <<хорошие подарки по 500 рублей>> за счет
собственных
денег, заработанных на частично сохранившемся огороде. <<А еще мы до сих пор
оказываем услуги населению, -- говорит Михаил Ильич, -- кому огород
вспахать,
кому сено привезти. Один час -- 200 рублей. Не так активно работаем, как
раньше, но все же свои 20-225 тысяч в год имеем. Вот на них проводим
праздники,
покупаем сладости>>.

Пока школьная земля находится под парами. В последние годы республика
пережила свой экономический кризис, не найдя деньги на удобрения. К тому же
потеряли
членов отряда после реструктуризации школы в 2012 году из средней в
основную. <<Количество детей с годами и так, конечно, уменьшается. Но потеря
старшеклассников
для нас была очень ощутима, -- сокрушается директор.-- Одновременно у нас
произошел износ материально-технической базы, земельные угодья истощились>>.

И совет республики, и директор Овечкин мечтают возродить свое сельское
хозяйство. <<Нам нужны новые сельхозорудия, культиваторы, картофелесажалки,
лемеха,
подшипники, семена, удобрения, -- перечисляет Михаил Ильич.-- Хотим создать
интенсивное хозяйство. А главное -- научить детей работать на своей земле>>.
Собираются
выплачивать и деньги: <<Иначе какой же стимул будет у ребенка, если он не
будет слышать шелест своих купюр?>>.

Вот только неизвестно, сколько будет в этой замечательной школе учеников
через несколько лет. <<Когда вырастем, конечно, уедем отсюда!>> --
вскрикивает Дима
Агафонов, и его дружно поддерживают одноклассники. <<Будем приезжать сюда в
гости, -- говорит даже президент ``Маленькой страны''.-- Но жить тут зачем?
Пока
мы дети, нам в школе хорошо, а когда вырастем -- чем в деревне
заниматься?>>.

Текст: Наталья Радулова

Фото: Кристина Кормилицына
Источник:
https://news.mail.ru/society/32229890/?frommail=10
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 15 Jan 2018 15:41:41 +0300 (#3541907)