[свободная трибуна] Юбилей программы <Время>: истории Натальи Родионовой - как монтируют лучшие репортажи

Юбилей программы <Время>: истории Натальи Родионовой - как монтируют лучшие
репортажи
Программа <Время> продолжает юбилейную серию репортажей о тех, кто создает
эфир в кадре и за кадром. Десятки сюжетов каждый день надо успеть
смонтировать.
Это особый труд, часто похожий на конвейер. Иногда это ручная работа, в
лучшем и самом сложном смысле слова. Наталья Родионова - одна из тех, кто
делает
эту работу!
Магия прямо на глазах. Из многих часов съемок рождается короткий и яркий
репортаж. Только успевай следить за руками и полетом мысли!
История Маруси, ее радостей и тяжелой болезни обязательно тронет зрителей.
Ведь режиссер монтажа Наталья Родионова, как всегда, пропустит каждый кадр
через
себя.
<Это такая боль видеть этих маленьких малышей, видеть этих измученных
родителей>, - признается режиссер монтажа программы <Время> Наталья
Родионова.
<Крупняками>, то есть крупными планами она передает зрителям самые тонкие
человеческие эмоции. А один такой говорящий крупный план запомнила на всю
жизнь.
1988 год, командировка в Армению после страшного землетрясения. Сотни домов
разрушены, тысячи людей погибли. И спасатель-сибиряк вернулся из-под
завалов.
<И вот я помню, когда он говорит: <Ну, вот как же всему этому не рухнуть и
не упасть?> Поднял вот так кусок, обломок дома, сжал в кулаке, и из этого
обломка
просто посыпался песок>, - вспоминает Наталья Родионова.
Наташа - и только так она просит ее называть - пришла на телевидение в
середине 70-х. Было что-то манящее в том, что монтажницы тогда работали в
белых
перчатках.
<Когда все с колес - только отсняли, привезли, пленку проявили,
смонтировали, выдали в эфир, это не просто нерв, это вот звенит от этого
нерва! Пленка
ошибок не прощает! Можно сравнить с профессией или с работой сапера.
единственный раз, когда ты можешь разрезать вот так красный проводок!> -
рассказывает
Наталья Родионова.
Сегодня техника, конечно, совершеннее, но ни один компьютер не заменит
личное отношение, чутье и огромный опыт. В конце 80-х программа <Время>
рассказывала
о шахтерской забастовке на Кузбассе. Увиденное потрясло тогда всю группу.
<Условия жизни просто были кошмарные! Заходя в магазины, думаешь... Господи,
как же эти люди? Чем они питаются? И эти люди спускались вниз! Работали! Все
это снимали, и все это показывали! Когда ты сидишь, монтируешь и ты
понимаешь, что люди говорят то, что они хотели сказать... Мы приехали и
сделали то,
что должны были сделать!> - рассказывает она.
Вообще за пять минут в коридорах <Останкино> можно, не сговариваясь,
встретить всех, с кем когда-либо работал. И услышать о себе всю правду.
<За три минуты до эфира, за пять минут до эфира можно прийти непонятно с
чем, и она сделает тебе репортаж! Это наша Наташа!> - говорит в 1980-90-е
гг.
корреспондент и ведущий программы <Время> Сергей Медведев.
Работая над фильмом о Евгении Евтушенко, она провела за монтажным столом три
месяца без выходных. На Байконуре монтировала в телогрейке и зимних
перчатках
- было неудобно, но иначе замерзали пальцы. Несколько недель съемок на
военном аэродроме, и в итоге проникновенный фильм о летчиках! Но больше
остальных
запал в душу проект <Правнуки Победы>, где дети говорили о своих героях.
<Сядут и обязательно вот так вот поставят фотографию! И я сначала не
понимала. Я начала смотреть - это одно лицо! Что мальчишка, что его прадед!
Ты понимаешь,
что не оборвалась ниточка, что продолжение есть! Удивительный, просто
удивительный проект!> - отмечает Наталья Родионова.
Как бы ни подгоняло время, она никогда не боялась опоздать на эфир. А если и
было страшно на работе, то точно в 1993 году, когда штурмовали телецентр,
и не знала: выберется живой или нет.
<На самом деле было очень страшно! Когда мы доехали до первого этажа, и
открылись двери... И я увидела страшную картину! Прямо передо мной тащили
мальчишку-омоновца,
которого убили, такой след крови за ним тащился... И вот его просто утащили
и там положили. В общем, насмотрелась, и все через себя>, - вспоминает
Наталья
Родионова.
Вот уже репортаж о Марусе, девочке, которая так хочет жить, идет в эфире.
Казалось бы, это всего лишь работа и такие моменты, когда сделанное
приходится
отпускать, были уже тысячу раз. Но с холодным сердцем разве расскажешь снова
и снова о живых людях?!
<Я хочу, чтобы прежде всего увидели они! Чтобы, может быть, у детей, которые
чуть постарше, появилось больше друзей! Ради чего мы все это делаем? Помочь
этим детям! Ой, не могу... У меня всегда слезы! - переживает Наталья
Родионова. - Для меня профессиональное счастье - это видеть свою работу в
эфире! И
понимать, что ты донесла эту правду, это горе, эту проблему, страдания,
радость. Вот больше, наверное, счастья все-таки нет!>
Алексей Зотов
Источник:
https://www.1tv.ru/news/2018-01-06/339036-yubiley_programmy_vremya_istorii_natali_rodionovoy_kak_montiruyut_luchshie_reportazhi
С уважением, Эдуард Фурников