К юбилею программы <Время>: прямые эфиры Галины Вишневой
Как показать события, чтобы зрителю было интересно, и при этом успеть к
эфиру, который неумолимо начинается ровно в 9 вечера, лучше всех знают
режиссеры.
Галина Вишневая о <Времени> и чуть-чуть о себе.
Дайте Вишневой эфирную бригаду и пульт, и она сможет управлять не только
<Временем>, но и пространством - так о ней шутят коллеги на Первом канале,
где
ей всегда рады.
Для кого-то здесь она просто близкий человек, для кого-то гуру в профессии.
Воспоминания и байки, понятные только телевизионщикам.
<Монтажницы все в мыле. Двери нараспашку. Из одной монтажной: <Машка, дай
народ, перебить правительство нечем. Перебивок не хватает>. Ну что было, то
было>,
- вспоминает режиссер программы <Время> 1968 - 1996 гг. Галина Вишневая.
Не подумайте плохого. Перебивка - это всего лишь кадр, снятый с другого
ракурса. Профессиональный жаргон. Эти емкие слова экономят время. Самое
ценное
для эфирного режиссера.
<Только зависит от тебя, как ты поведешь себя. Как у тебя сработают мозги.
Во-первых, быстро найти правильное решение, чтобы не было суеты, чтобы все
поняли.
Если какой-то шаг влево, шаг вправо, какие-то изменения, дальше идут команды
только от режиссера эфирного>, - рассказывает Галина Вишневая.
Такая уж работа - бежать наперегонки со временем, выигрывая секунды для
правильных решений. Прямой эфир часто не предсказуем. Даже в цифровую эпоху.
А
уж в прежние времена и подавно. В ее молодости на телевидении даже
видеомагнитофонов не знали. А для съемок, монтажа и эфира использовали
кинопленку.
<Это не как сейчас сидит ведущий, и у него радиоухо, а у нас этого не было,
у нас теледикторы, у которых стояли нормальные телефоны. Нужно, чтобы
оператор
дал им команду: <Возьми телефон!> - рассказывает Галина Вишневая.
За пультом <Времени> она работала с момента создания программы в 1968 году
сначала ассистентом, потом режиссером эфира. И на заре телевидения на
Шаболовке
и в Главной редакции информации в Останкино, где она проработала больше 30
лет.
<Мы видели своих сотрудников чаще, чем родственников, мы друг про друга все
знали, потому что это жизнь, это семья. Программа <Время> Главной редакции
информации, которая еще с Шаболовки была>, - вспоминает Галина Вишневая.
Новые люди в эфирной в аппаратной вздрагивали от ее командного голоса, потом
привыкали. Говорили, это даже успокаивает - у нее все под контролем.
<Во-первых, народу много в аппаратной. Надо гаркнуть. И я всегда говорила:
функции режиссера эфирного на программе <Время>, как при пожаре: разбей
стекло
и подай команду голосом>, - рассказывает Галина Вишневая.
Вот запись технических переговоров в аппаратной программы <Время>. Пока идет
сюжет, режиссер Галина Вишневая обращается к ведущей Анне Шатиловой.
Не секрет, что во времена коммунистических съездов и престарелых генеральных
секретарей любую накладку в эфире могли посчитать идеологической диверсией.
В ее жизни был и такой разговор с телевизионным начальником.
<Он даже не поздоровался: <Товарищ Вишневая, вы сделали столько гадостей
советскому народу. Мы больше вас терпеть не можем>. Вот была его фраза. Я
запомнила
ее на всю жизнь и положил трубку>, - вспоминает Галина Вишневая.
К счастью, обошлось. К счастью. Она признается, несмотря на нервотрепку, без
этой работы свою жизнь никогда не могла представить.
<Прямой эфир - это не передаваемое чувство, потому что даже если программа
идет хорошо, и ты чувствуешь, что у тебя нет никаких маленьких сучочков, и
все
идет гладко, без накладок, я помню, я даже песню затянула на эфире>, -
рассказывает Галина Вишневая.
Куда только не заносила режиссера Вишневую судьба. Съезды, парады Победы,
запуски ракет с Байконура, эфиры из десятка стран. Она уходила из программы
<Время>.
Фактически была одним из создателей НТВ. Возвращалась. Ее опыт оказался
востребован при проектировании нынешней цифровой аппаратной программы
<Время>.
В старой аппаратной она проработала много лет, поэтому, едва заметив
приоткрытую дверь, не удержалась, как магнитом потянуло.
Теперь тут просто склад. Но она уже вспоминала, как с этих деревянных
панелей пульта слезала лакировка, потому что руки потели от нервов. Мониторы
давно
погасли. Но для нее в этот момент как будто и не прошедших лет.
<Ну вот тот жест, даже вот я вспомнила сразу. Линейка, переход с одного на
другой источник, так здесь нажимаешь, дальше перейти на этот. Так вот
микшерами.
Все, шапка пошла. Кириллов молится в этот момент, крестится. Я ему всегда
говорила: <Игорь Леонидович, не креститесь, случайно кнопку нажмет
ассистент,
и вас покажут>. А мы иногда так в хорошем настроении резвились. Шапку
запустили - заиграли, загудели провода, вы такого не видали никогда>, -
рассказывает
Галина Вишневая.
Павел Пчелкин
Источник:
https://www.1tv.ru/news/2018-01-03/338930-k_yubileyu_programmy_vremya_pryamye_efiry_galiny_vishnevoy
С уважением, Эдуард Фурников