Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Свободная трибуна

[свободная трибуна] В Польше на 91-м году жизни скончался знаменитый режиссер Анджей Вайда

В Польше на 91-м году жизни скончался знаменитый режиссер Анджей Вайда

Ушел из жизни Анджей Вайда, всемирно известный режиссер, создатель
современного польского кино. На его счету - десятки картин на самые острые
темы, а также
сценарии и спектакли, поставленные, в том числе, в России. Мастер работал в
самых разных жанрах - от политической драмы до комедии. Анджей Вайда был
удостоен
всех главных наград мирового кинематографа. Ему было 90 лет.

Герой своего времени, идущий против течения. Он заставлял думать и каяться,
верить и прощать. Художник, который не создавал новую реальность, но именно
его называют создателем нового польского кино. Как говорил сам Анджей Вайда,
до него снимали фильмы, но <<мы сделали польский кинематограф>>.

<<У каждого времени, у каждой дружбы - свои парламентеры. Я - один из них. И
мне пристало это делать, потому что режиссер - это не тот, кто развлекает по
вечерам. Это тот, кто заставляет думать>>, - говорил он.

Кадры выступления Анджея Вайды в Москве. Он всегда и везде считал своим
долгом говорить со зрителем. По-отечески, с улыбкой, не поучая, а объясняя.
Любя.
Он не мог и не хотел скрывать той правды, что жгла ему сердце.

В 2007 Вайда снял <<Катынь>>. Фильм о трагедии, которая так сильно ранила и
информация о которой долгое время была под запретом.

<<Была создана официальная комиссия для установления обстоятельств расстрела
немцами пленных польских офицеров в Катынском лесу. Можно судить, что
расстрелы
производились не раньше осени 1941 года>>. Это ложь, послушайте - это

Среди погибших в плену был отец Вайды. Свою ленту он снимал так, как велела
ему совесть: сцены расстрела заставляют пережить шок. Но в этом же фильме -
и трагическая история советского офицера, который спас от НКВД жену и дочь
поляка, а свою семью спасти не смог.

<<Я сделал это ради отца, расстрелянного в Катыни, ради 22 тысяч поляков,
для которых Катынь стала братской могилой, ради будущего, в котором Катынь
не
должна стоять между нашими народами. Ведь нужно разделять расстрелы и ложь,
которая покрывала все эти годы трагедию двух народов. Я был обязан сделать
это, чтобы дать возможность для дружбы двум соседям, русским и полякам>>, -
говорил Анджей Вайда.

Анджей Вайда награжден российским Орденом Дружбы. В мире кино он - настоящий
Кавалер Славы. Первый приз - в 1975 году на Московском кинофестивале, затем
венецианский <<Золотой лев>> и <<Пальмовая ветвь>> Каннского фестиваля -
мировое признание. <<Оскара>> режиссер получает за выдающийся вклад в
киноискусство.

<<Это награда не мне. Это - всему польскому кино>>, - сказал он на вручении
награды.

Анджей Вайда родился в 1926 году в семье офицера и учительницы. На третьем
курсе бросает Академию искусства, уходит в кино. Уже через пару лет его
почерк
знает весь киномир. Он снимает то, что видит и чувствует. Без компромиссов:
<<Канал>>, <<Поколение>>, <<Пепел и алмаз>> -- картины о том, как война
отразилась
на жизни целого поколения поляков. Вайда - один из них. В <<Земле
обетованной>> режиссер показывает обратную сторону мечты. Зрители читают его
послания взахлеб.
Фильм <<Пан Тадеуш>> в Польше посмотрели 13 миллионов зрителей - 60%
населения страны. Но для властей Польши и Советского Союза он - вольнодумец,
который
слишком многое себе позволяет.

<<Я знаю, что был у вас идеологическим анти-идолом. Помню, как во все
польские газеты пришла инструкция: фильмы хвалить, режиссера не замечать.
Это смешно,
но благодаря <<железному занавесу>> меня лучше слышали в Москве, чем в
Варшаве>>, - рассказывал Анджей Вайда.

Тогда за Тарковским кто-то записывает фразу <<Уеду в Польшу, пойду к Вайде
ассистентом>>. Но сам Вайда рвется в Москву. Он мечтает поставить спектакль
<<Бесы>>.
Запрещают. Вайда терпеливо ждет. Достоевский для него -- особенный писатель.
Режиссер 30 лет изучал его творчество и написал книгу <<Достоевский. Театр
совести>>.
Когда железный занавес пал, Вайда вернулся в Россию и первым делом поехал в
музей писателя. В руках - подарок, портрет, нарисованный самим режиссером.
Понять русского классика Вайде помог трагический случай.

<<У нас премьера, и умер один актер. Мы долго спорили, играть или нет. Тогда
исполнитель главной роли, который мог напиться или сорвать репетицию,
сказал:
давайте почтим память коллеги. Своим поступком он как бы возвысился над
нами. Тогда я стал лучше понимать Достоевского, ведь его персонажи, порой
совершающие
неблаговидные поступки, открывают нам необычайную глубину своей доброты>>, -
рассказывал режиссер.

Вайда хотел поставить спектакль в московском <<Современнике>>. Ведь у них
одна судьба на двоих - в 70-е Вайда в Варшаве и <<Современник>> в Москве
взрывали
умы. То, что говорили они, слушал весь мир, их называли явлениями века в
мировой культуре. Не менее ярким явлением стала и сама долгожданная
театральная
постановка.

Анджей Вайда любил говорить: художник стоит столько, сколько стоит его
последняя картина. Выбрать только одну работу режиссера, сейчас, пожалуй,
вряд ли
кто-то решится. Ведь каждому фильму он отдавал всего себя, словно это и есть
его последняя картина.

Тимур Сиразиев

Источник:
http://www.1tv.ru/news/2016/10/10/311639-v_polshe_na_91_m_godu_zhizni_skonchalsya_znamenityy_rezhisser_andzhey_vayda
С уважением, Эдуард Фурников

Ответить   Mon, 10 Oct 2016 11:20:46 +0300 (#3440517)