6 октября 1986 года на советской подводной лодке К-219 с ядерными
боеголовками на борту произошел взрыв
Катастрофу 30-летней давности, причины которой остаются тайной все эти годы,
вспоминают сегодня моряки, служившие на советской подлодке К-219. 6 октября
1986 года крейсер затонул у берегов Америки. Экипажу тогда удалось
предотвратить серьезные последствия аварии: в отсеках находился боезапас
ядерных ракет,
работал атомный двигатель.
По морским законам, спасенный флаг - символ непобежденного корабля. Даже
если он затонул, выживший экипаж может продолжить службу. Может... Но в
случае с
К-219 все ровно наоборот: капитана обвинили в гибели подлодки, команду
расформировали. Истинные причины аварии до сих пор остаются загадкой.
<<Клапан - одна из версий. Вторая, которой тоже многие придерживаются - то,
что было столкновение с американской подлодкой>>, - говорит командир К-219
Игорь
Британов.
1986-й год, перестройка. США и СССР идут на сближение. Но в мировом океане
противостояние продолжалось. Для К-219 тот поход должен был стать последним.
Кораблю уже 15 лет, по возвращении его планировали списать. Но он еще в
боевом состоянии - вовремя, без замечаний, скрытно вышел к точке дежурства в
Саргассово
море. И вдруг во время очередного маневра - чудовищный взрыв.
<<Как бы звон растягивающегося металла. Какое-то напряжение, как бывает,
струна гудит низким тоном. И через доли секунды буквально - мощнейший взрыв
за
моей спиной, потому что у меня третий отсек, там четвертый - через
переборку. Лодку начало бросать вверх-вниз, кренить набок и вниз>>, -
вспоминает командир
дивизиона движения К-219 Геннадий Капитульский.
На К-219 было 16 ядерных ракет. В шахту одной из них попала забортная вода.
Возможно, протекал какой-то клапан. Но моряки говорят, видели на борту
подлодки
длинную глубокую царапину, будто от соприкосновения с подводным объектом.
Так это или нет, видимо, навсегда останется тайной. Боеголовки не
разорвались.
Но части ракеты выбросило в море и внутрь корабля. Трое моряков-ракетчиков
погибли сразу. А лодка начала проваливаться на глубину.
<<Самое главное, что даже в такой аварийной ситуации паники не было
никакой>>, - рассказывает командир электронавигационной группы Олег Гуськов.
В то же время, в соседние отсеки просачивается ядовитый газ. По Уставу,
переходы надо задраить, даже если за переборкой остались люди.
<<Я стоял на переборке между третьим и четвертым отсеком. Чувство, которое в
тебе борется - может, надо открыть и выпустить всех, а может, там стена
огня,
и третий отсек сразу загазовывается и погибает>>, - вспоминает командир
группы радиотехнической службы Роман Долматов.
Командир рискует, но людей из загазованных помещений все-таки приказывает
эвакуировать. Корабль всплывает. И тут в небе появляются американские
самолеты-разведчики
- это кадры с одного из них. Командиру предлагают помощь, но всем понятно -
противник пытается получить секретную информацию.
<<Они вклинились раз, вклинились два, он их вежливо благодарил, говорил, что
обойдемся своими силами. Потом, когда они уже назойливо предлагали помощь,
он их просто послал, попросил не мешать переговорам и освободить частоту>>,
- рассказывает Роман Долматов.
А еще надо было успеть заглушить атомный двигатель. Для этого надо было
войти в реакторный отсек и вручную опустить компенсирующие решетки.
Добровольцами
вызвались старший лейтенант Беликов и 20-летний матрос Сергей Преминин.
Когда от высокой температуры офицер потерял сознание, матрос-срочник
завершил работу
в одиночку и погиб.
<<Это сложно. Подвиг еще в том, что он пошел один. Он знал, как сделать, и
он сделал свое дело. Он был специалист и специалист смелый, отважный... А в
целом,
он спас мир от ядерного взрыва у берегов Америки>>, - говорят Геннадий
Капитульский и Олег Гуськов.
<<Взрыв реактора, тепловой взрыв реактора предотвратили. Все компенсирующие
решетки были опущены. И теперь, где бы эта лодка ни была, то, что реактор не
заведется, это точно>>, - говорит командир К-219 Игорь Британов.
Трое суток экипаж боролся за корабль. Наконец, на помощь пришли советские
торговые суда. Подлодку взяли на буксир, но ночью трос оборвался. К тому
времени
на борту оставался только командир, один. Он сошел на спасательный плотик,
когда рубку уже накрывала вода. Экипаж доставили на Кубу, оттуда - самолетом
в Москву. Целый месяц шло расследование. В результате командира уволили,
экипаж распределили по разным гарнизонам. Матрос Преминин был награжден
орденом
Красной Звезды, и только в конце 90-х, наконец, удостоен звания Героя
России.
Дмитрий Витов
Источник:
http://www.1tv.ru/news/2016/10/06/311404-6_oktyabrya_1986_goda_na_sovetskoy_podvodnoy_lodke_k_219_s_yadernymi_boegolovkami_na_bortu_proizoshel_vzryv
С уважением, Эдуард Фурников