Friday, November 2, 2012
Здравствуйте, science.
Good morning, afternoon, evening, science.
http://tonos.ru/articles/3096
Неговский В.А. Клиническая смерть глазами реаниматолога
Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
В настоящее время в медицинской литературе появилось много научных трудов, посвященных
теме умирания и оживления мозга. Эти процессы нередко сопровождаются (при агонии
и в раннем постреанимационном периоде) некоторыми явлениями, сущность которых
пока еще не достаточно выявлена ("видения", галлюцинаторная деятельность и др.).
К сожалению, в некоторых зарубежных странах (в частности, в США) у ряда авторов
появилась тенденция своеобразно толковать указанные явления как доказательства
существования потустороннего мира.
Опираются они главным образом на рассказы больных о их переживаниях в предсмертном
состоянии (near-death). В качестве довода в пользу загробной жизни некоторые
идеалистически настроенные ученые используют содержание рассказов больных, во
многом сходные. Довод крайне несостоятельный: патологическая продукция умирающего
или оживающего мозга в основном однотипна и не может быть иной у людей разных
стран и народов. Ведь речь идет о мозге человека. Уровень эволюционной зрелости
этого органа примерно одинаков везде. Структура мозга человека - едина. Это означает,
что закономерности его умирания и оживления также однотипны.
Небезынтересно, по-видимому, привести некоторые примеры высказываний зарубежных
авторов по поводу реальности <<загробной жизни>>. Профессор психиатрии и психологии
Э.Кюблер-Росс рассказывает со слов своего пациента, как он шел по тоннелю навстречу
яркому свету и слышал какие-то голоса. Одна больная вспоминала, что в момент
смерти появилась реанимационная бригада, а сама она наблюдала сверху все реанимационные
процедуры, хотела что-то сказать, но не могла произнести ни слова. Другая женщина
рассказала, как, умирая, она почувствовала, что покидает свое тело; наблюдала
за попытками реанимационной бригады вернуть ей жизнь; слышала спор между врачами
- продолжать или прекратить реанимацию; слышала, как врач пошутил, чтобы разрядить
обстановку; затем она ощутила, что возвращается в свое тело. Будучи убежденным
адептом концепции о потустороннем мире, автор безоговорочно, не подвергая анализу,
принимает за истину все услышанное ею. Не менее любопытны в этом отношении и
высказывания Дж.Вейса в его книге <<Преддверие>>, где он приводит <<достоверные>>,
с его точки зрения, высказывания ряда авторов, и, в частности, беседу с умиравшей
и возвращенной к жизни женщиной. Она внезапно почувствовала, что смотрит на себя
и на группу окружающих ее лиц сверху, услышала голос медсестры: <<Доктор, пульс
исчезает...>>, потом очутилась в длинном тоннеле и, наконец, перед ней открылось
пространство, залитое солнцем. Другой больной так вспоминал о своих переживаниях
во время <<смерти": у него было какое-то раздвоение личности, он переживал реальные
события и в то же время как бы со стороны видел, как покидает свое тело и парит
в воздухе.
Значительно осторожнее относится к результатам своих исследований в области near-death
широко известный в США врач-психиатр, доктор философии Р.Моуди, работы которого
пользовались особым успехом в США. В своих книгах он обобщил рассказы о переживаниях
250 умиравших и оживленных больных. При этом Моуди, по его собственному признанию,
опирался исключительно на воспоминания этих людей о том, как они в момент умирания
сначала слышали неприятный шум, громкий звон, затем передвигались по длинному
темному тоннелю, в конце которого сиял свет; встречались с ранее умершими родственниками
и друзьями. Все это время они ощущали, что находятся вне своего тела. Затем наступало
чувство умиротворения и радости от воссоединения со своей телесной оболочкой.
Моуди не утверждает категорично реальность своей концепции о потустороннем мире,
но настаивает на необходимости дальнейших исследований в этой области, основанных
на чисто научных экспериментах. Вместе с тем он рекомендует прислушиваться и
к некоторым повествованиям тех, кто возвращается к жизни и чьи рассказы, по его
мнению, были вполне искренними.
В книге <<Размышления о жизни после жизни>> Моуди высказывает предположение,
что нельзя считать незыблемым и строго ограниченным перечень элементов, из которых
состоит или должен состоять феномен предсмертного состояния. По его мнению, существует
огромный спектр различных его проявлений, о которых мы еще не знаем. Они не ограничиваются
видениями черного тоннеля, ослепительного света, музыки и пр. У некоторых людей,
перенесших near-death, остаются в памяти один или два элемента, у других - немного
больше. Но может быть и так, что больные, пережив все эти ощущения, не были в
состоянии их запомнить. Моуди считает необходимым заполнить этот пробел и значительно
расширить <<таблицу>>, представленную им в книге <<Жизнь после жизни>>, чтобы
она послужила, по его словам, как бы теоретической моделью при проведении в дальнейшем
научных опытов по предсмертному состоянию.
Следует, однако, отметить, что еще в предисловии к этой первой книге, которая
вызвала особый интерес у американских читателей, автор пишет: <<...я не пытаюсь
здесь доказать, что существует жизнь после смерти. И не думаю, что сейчас существует
какая-либо возможность <<доказать это>>. И далее: <<...я хотел бы сказать научно
мыслящим читателям, что полностью признаю: то, что я сделал, отнюдь не является
научным исследованием. А моим коллегам-философам скажу, что я не питаю никакой
иллюзии, что я <<доказал>> существование загробной жизни>>.
В 1980 г. в США в одном из научных журналов (J. of Nervous and Mental Diseases,
No 5) появилась статья под названием <<Реальность переживаний при умирании>>.
Ее автор Е.Роудин утверждает, что рассказы больных об ощущениях, пережитых ими
якобы уже вне тела (out-of-the-body), являются одной из форм токсического психоза,
а не воспоминаниями о пребывании в потустороннем мире. В этом же журнале были
опубликованы комментарии к статье Роудина, принадлежащие перу некоторых авторов,
в том числе и Моуди. Здесь он вновь категорически опровергает правомерность использования
<<видений>> больных, перенесших клиническую смерть, как подтверждение существования
загробной жизни. Не соглашаясь с некоторыми выводами Роудина, Моуди настаивает
на необходимости чисто научного подхода со стороны медиков, психологов, философов
к дилемме жизни и смерти. <<Я, - пишет он, - сохраняя уважение и сочувствие к
тем больным, которые вдумчиво перебирают в памяти все, что с ними происходило,
буду сопоставлять это с основами нейрофизиологии, нейрохимии, психологии>>.
Следует отметить, что среди сторонников концепции о <<жизни>>, продолжающейся
после смерти человека, встречаются имена некоторых зарубежных ученых, которые
приводят <<теоретические>> доказательства существования потустороннего мира якобы
с позиции науки нашей космической эры. К ним, в частности, относится один из
известных американских нейрофизиологов Дж.Экклз, который заявляет, что есть немало
оснований полагать, что после смерти человека его сознание может существовать
самостоятельно: <<Компонент нашего бытия в мире, - провозглашает он, - нематериален
и, следовательно, не подвержен после смерти дезинтеграции>>.
В Англии в 1976 г. вышел в свет сборник <<Жизнь после жизни>>. Вот некоторые
высказывания авторов этой книги.
А.Тойнби в главе <<Отношение человека к вопросу о жизни после смерти>> пишет:
<<...тело человека не исчезает, составляющие его материальные компоненты распадаются
и как бы абсорбируются окружающей средой...>>, <<...телесная оболочка переходит
в неодушевленный компонент биосферы. Если биосфера имеет неодушевленный компонент,
значит можно предположить и существование одушевленного компонента - духовного>>.
<<...Спектральный анализ других звезд, излучающих свет, показал наличие на этих
звездах материальных элементов, идентичных элементам, входящим в состав биосферы
на нашей планете... Можно предположить, что <<жизнь>> и сознание, присутствующие
в биосфере Земли, присущи не только этой бесконечно малой частице звездного космоса,
но могут также существовать независимо от материи>>. <<После смерти этот дух
возвращается во всесущий мир сознания (духовный мир) и в нем растворяется>>.
Гипотеза о существовании космического психологического поля, по мнению другого
автора Д.Уиллера, не более фантастична, чем <<суперкосмос>> физиков, заполненный
<<квантовой пеной>>. Отсюда и якобы логичный вывод: <<...космический разум развивается
так же как материальный мир и вбирает в себя творческие достижения интеллекта
не только на нашей, но и на других планетах>>.
А.Форд в своей монографии <<Жизнь после смерти>> описывает ощущения, пережитые
им, когда он <<умер>> (был в коматозном состоянии в течение 14 дней). Он слышал,
как врач говорил, что ему не дожить до утра, потом парил в воздухе, не чувствуя
своего тела, не осознавая свое Я, видел ярко освещенные долины, встречался с
людьми, давно умершими. Затем почувствовал, что уносится в некое пространство
и пришел в сознание. Наличие большого количества подобных рассказов оживленных
больных, по мнению А.Форда, может служить основанием для подтверждения реальности
загробной жизни. Мол, если таких рассказов много и все они между собой схожи,
то невольно появляется ощущение истины существующего факта. Есть у него и более
любопытные доводы существования загробной жизни. <<Если личность человека исчезает
с остановкой деятельности мозга, - говорит он, - то о потусторонней жизни не
может быть и речи. Если же мозг человека представляет собой <<насос>>, проталкивающий
во временно существующее тело струю космического сознания, которое используется
для дальнейшего развития психики и удовлетворения <<локальных>> потребностей
современной психосоматической системы, тогда нужда в мозге для дальнейшей духовной
жизни отпадает: психика оказывается достаточно сильной, чтобы существовать как
самостоятельный элемент>>.
Вот так наукообразно некоторые авторы пытаются утвердить тезис о наличии сознания
вне тела и существовании потустороннего мира.
Справедливости ради следует сказать, что безусловно далеко не все ученые, интересующиеся
проблемами умирания и оживления, признают доктрину <<жизни после смерти>>. Так,
например, К.Дюкасс утверждает, что поскольку люди, пережившие предсмертное состояние,
избежали смерти, значит, они не существовали независимо от своего тела. Даже
если сознание, казалось бы, покинуло тело, фактически оно могло бы еще зависеть
от жизни продолжающего существовать тела. В статье Я.Стивенсона и В.Грейсон мы
читаем: <<Люди, сообщая о своих переживаниях вне тела, утверждают, что испытывали
при этом то, что никак не могли бы испытать в нормальных условиях. Некоторые
из них вспоминают, о чем говорили врачи во время реанимации>>. Такие заявления
не всегда могут служить свидетельством экстрасенсорной перцепции. Больные, находящиеся
под наркозом или в бессознательном состоянии по другим причинам, могут иногда
как бы <<ассимилироваться>> и воспринимать происходящее вокруг них, например,
слышать чей-то разговор.
Интересны высказывания известного американского ученого Э.Шнейдмана в его книге
<<Смерть человека>>, где он излагает свое мировоззрение в отношении этой извечной
темы. Каждый человек, по его словам, какой-то отрезок времени продолжает жить
в памяти некоторых людей или целых поколений. <<Тема переживания - беспредельная
и интересная, - говорит он, - включает в себя ряд самых различных, построенных
на эмоциях представлений и убеждений>>. Далее он говорит, что хотя из числа авторов,
составивших литературный обзор на тему смерти (имеются в виду западные страны
и США) якобы 43% склонны верить в загробную жизнь, лично он отнюдь не разделяет
их мнение: <<... я не верю в возможность жизни после смерти, за исключением той
жизни, которой я дал свое собственное определение: <<survival as postself>> (выжить
в памяти как личность). <<...Это включает в себя жизнь определенного образа,
индивидуальность, свершения, которые хранятся в памяти тех, кто остался...>>
<<...То, что осталось после меня, - пишет Э.Шнейдман, - это и есть <<посмертная
жизнь>>.
Не лишены интереса некоторые высказывания современных психиатров, которые в последние
годы явно в связи с развитием реаниматологии уделяют значительно больше внимания
психике больных, выживших после тяжелейших заболеваний и травм и даже <<возродившихся>>
после остановки сердца.
В статье <<Психология жизни после смерти>> Р.Сигел (Amer. J. Psychol., 1980,
vol. 35, No 10, p. 911) приводит материалы обследования больных с учетом экологических,
антропологических и психологических данных. Сходство между <<потусторонними>>
видениями и галлюцинациями, вызванными наркотиками, создает возможность точного
анализа сути этих явлений. Современными исследованиями установлено, что ощущения
near-death носят, так сказать, универсальный характер и основаны на фактах, поддающихся
объяснению: единая у людей всех стран мира структура мозга и принципы его функционирования
и раздражители (о чем уже шла речь вначале).
Конечно, считает автор статьи, можно интерпретировать результат исследования
как свидетельство наличия жизни после смерти, однако гораздо проще рассматривать
его как выявление диссоциативной галлюцинаторной деятельности мозга.
В одной из работ, посвященных теме near-death, отмечается, что в некоторых рассказах
об ощущениях, переживаемых больными на пороге смерти, эти экзосоматические явления
во многом сходны с теми, которые наблюдаются при психических заболеваниях на
различных стадиях изменения структуры сознания. (Salladay S.A. In the event of
death. - Omega, 1982-1983, vol. 13, No 1, p. 1.)
Обычно исследования проводились путем личных собеседований с больными или изучения
материалов, освещавших их психическое состояние до наступления критического,
терминального состояния и после его восстановления. В большинстве своем изучались
случаи возникновения предсмертного состояния после автомобильных катастроф, падения
с высоты, неизлечимых болезней и т.п. Врачей интересовали не только переживания
больных до появления угрозы смерти (страх, угнетенное состояние и др.), но главным
образом их реакция, их психологическая позиция по отношению к жизни после выздоровления,
их психическое самочувствие. Особенно в рассказах выживших больных впечатлял
тот факт, что многие из них не испытывали, как прежде, большого страха перед
смертью, другие, пережившие остановку сердца, утверждали, что их <<возрождение>>
способствовало укреплению чувства особой уникальности и ценности человеческой
жизни.
Американский психиатр Р.Ноеш рассказал о проведенном им обследовании 215 пациентов,
переживших предсмертное состояние, и прокомментировал результаты своих разнородных
контактов с больными. Картина изменения отношения к вопросу о смерти у большинства
людей, переживших near-death, выглядит, по мнению автора, примерно следующим
образом: имеет место значительное снижение страха перед лицом смерти; ощущение
относительной неуязвимости; вера в то, что спасение - дар Бога или судьба; вера
в долгую жизнь; осознание огромной ценности жизни. Некоторые религиозные больные
говорили, что пережитое ими состояние укрепило их веру в существование загробной
жизни.
Воспоминаниями о своих переживаниях на этапах умирания и оживления делятся далеко
не многие из оживленных людей. Между тем, с точки зрения нейрофизиологического
анализа распадающихся и восстанавливающихся функций мозга, эти рассказы, безусловно,
могут представлять интерес. Большинство людей, перенесших клиническую смерть,
воспринимают ее как сон.
В нашей реанимационной практике нам фактически не приходилось слышать пространные
рассказы оживленных больных об их переживаниях во время терминального состояния.
Прицельное исследование этой проблемы мы провели у 87 больных, 45 из них перенесли
клиническую смерть, однако никто не мог вспомнить о каких-либо видениях, о состоянии
<<раздвоения личности>>, об <<отчуждении духа и тела>>. Лишь одна больная в раннем
постреанимационном периоде вспоминала, что она не могла двигать конечностями,
не могла поднять веки и все ее тело как бы налилось свинцом. Вдруг она услышала
голос, который раздавался, как ей казалось, в огромном пустом зале. Кто-то говорил:
<<Вы слышите меня?... Нет, не слышит. Увезите>>. Женщина хотела отозваться, но
не могла. Обо всем этом она вспомнила только спустя месяц, и вспомнила голос
врача. Лечащий врач подтвердил достоверность эпизода. У 13 больных, перенесших
терминальное состояние (без клинической смерти), в постреанимационном периоде
на 3-11-е сутки наблюдался выраженный галлюцинаторный синдром, который носил
яркий образный характер. У 11 больных (все женщины) он был сходен: встречи с
родственниками - живыми и мертвыми, чувство тревоги при <<общении>> с умершими.
У двух больных галлюцинации были связаны с некоторыми личными и профессиональными
переживаниями.
Как объяснить все эти явления, наличие которых при недостаточной осведомленности
в этом вопросе может привести к ложным и носящим мистический характер выводам?
Прежде всего следует помнить: когда речь идет о клинической смерти, никаких элементов
восприятия внешнего мира не существует. Кора мозга в это время <<молчит>>. На
электрокардиограмме - прямая линия. Упоминавшиеся выше разрозненные восприятия
внешнего мира имеют место лишь в периодах умирания, распада функций мозга и центральной
нервной системы (ЦНС). Эти впечатления хаотичны, они извращенно отражают реакцию
человека на воздействие окружающей среды, будучи, как мы упоминали ранее, продукцией
функционально больного мозга. Дольше всего сохраняются слуховые восприятия, тогда
как участки коры головного мозга, связанные со зрением, уже погибли и полностью
отсутствует двигательная активность. Таким образом, свидетельства оживленных
людей говорят лишь об одном: в ряде случаев в процессе умирания (и ни в коем
случае не во время клинической смерти, когда мозг <<молчит") больной способен
воспринимать некоторые явления внешнего мира. Отсюда становится понятным, почему
находившийся на пороге смерти и спасенный человек рассказывает о том, что он
слышал голоса врачей, но не мог на них реагировать. Понятны и явления деперсонализации,
когда больному кажется, что он <<и я и не я>>, что существует его реальный двойник.
Подобные явления, наблюдающиеся при некоторых психических заболеваниях, иногда
возникают и при умирании или оживлении.
Можно предположить, что в процессе оживления после клинической смерти, когда
восстанавливающийся мозг проходит в обратном порядке основные стадии, пережитые
им во время умирания, на определенном этапе могут возникнуть впечатления, имевшие
место при агонии. Это может быть и проявлением как бы самостоятельного творчества
(т.е. ранее не имевшего места) оживающего мозга. Однако больше оснований полагать,
что эти впечатления формируются во время агонии на фоне бурного, хаотического
и кратковременного пробуждения мозга, порой включающего даже пробуждение коры.
Не случайно в этот период, искусственно <<подстегнув>> работу угасающего, но
стремящегося самостоятельно восстановить свою деятельность сердца, можно сравнительно
легко добиться временного восстановления сознания у умирающего человека. Ясно,
что это еще далеко не решает всех проблем, необходимых для стойкого и полноценного
оживления человека даже в условиях агонии, не говоря уже о клинической смерти,
когда сам организм делает последнюю попытку восстановить угасающую жизнь.
Поскольку в процессе оживления после клинической смерти кора долго <<молчит>>,
восстановление всех функций мозга происходит более медленно и постепенно, без
резких вспышек.
Корковый анализатор слуха - один из наиболее стойких, что наблюдается в реанимационной
практике. Волокна слухового нерва разветвляются достаточно широко, поэтому выключение
одного или даже нескольких пучков этих волокон не обязательно приводит к полной
потере слуха. Этот факт наталкивает, кстати, на важное соображение: нельзя в
присутствии умирающего высказывать суждение о его безнадежном состоянии. Больной
уже не может реагировать, но в какой-то мере еще воспринимает сказанное.
Зрительный анализатор (по сравнению со слуховым) филогенетически более новый.
Он более чувствителен к повышению внутричерепного давления и к различным формам
гипоксии, что связано также со спецификой кровоснабжения.
Ввиду большой ранимости зрительного коркового анализатора даже при обычных массивных
(но не смертельных) кровопотерях иногда наблюдаются те или иные расстройства
зрения, вплоть до временной слепоты. Восприятие света иногда даже не доходит
до коры, замыкаясь в стволовой части мозга, а если и доходит, то свет воспринимается
первое время недифференцированно, без четкой фиксации форм предмета. Можно предполагать,
что при усилении кровоснабжения мозга в период агонии (как, по-видимому, и в
постреанимационном периоде после клинической смерти) может восстановиться и та
часть ствола, где происходит замыкание рефлекса на свет, и у погибающего больного
фиксируется эта световая реакция. При более высоком подъеме артериального давления
усиленное кровоснабжение зрительной доли коры может сделать зрительное восприятие
еще более ярким. Однако, как и в случаях восстановления зрения у людей, ранее
его потерявших, более тонкая дифференцировка зрительного восприятия (различные
формы предметов, восприятие образов), как более сложный нервный акт, еще отсутствует
или существенно нарушена. Именно поэтому умирающий или оживающий человек нередко
воспринимает лишь ощущение света и не может определить точный вид предмета.
Почему оживленные люди говорят о тоннеле и ослепительном свете в конце его? Это
также находит объяснение с точки зрения физиологии. Кора затылочных долей мозга
- довольно обширный участок. Полюс обеих затылочных долей получает кровоснабжение
из системы средней и задней мозговых артерий. Этим объясняется то, что в то время
как вся кора затылочных долей уже пострадала от гипоксии в процессе умирания,
полюс затылочных долей (где имелась зона перекрытия) еще живет, но поле зрения
резко сужается. Остается узкая полоса, обеспечивающая лишь центральное или, как
его называют, <<трубчатое>> зрение. Отсюда и создается впечатление тоннеля. Вспомним,
как описал ощущения умирающего человека великий русский писатель Лев Николаевич
Толстой: <<... провалился в дыру, и там, в конце дыры засветилось что-то... Смерти
не было. Вместо смерти был свет...>> (Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Соч.,
т. XII, М., 1896.)
Наконец, как следует толковать еще одно явление, о котором говорят больные, перенесшие
терминальные состояния: с молниеносной быстротой перед ними проносится вся прожитая
жизнь. Сущность его выявляется следующими факторами. Процесс угасания функций
ЦНС в основном (хотя бывают исключения) начинается с угасания более молодых структур
мозга, тогда как их восстановление происходит в обратном порядке: в первую очередь
восстанавливаются более древние функции и позднее всех наиболее молодые в филогенетическом
отношении функции ЦНС. Надо полагать, что в процессе оживления в определенной
последовательности соответственно жизненному пути человека у умирающего больного
в первую очередь всплывают в памяти наиболее эмоциональные и стойко закрепившиеся
в мозге события в его жизни.
Пока еще трудно сказать с точки зрения реанимации, вредят подобные <<видения>>
больным, пережившим предсмертное состояние, или же они безвредны, безобидны и
в известной мере даже служат признаком наличия какой-то деятельности мозга, хотя
бы и хаотической, и разрозненной. Известно, что любая деятельность, как при агонии,
так и в восстановительном периоде, по многим причинам, и прежде всего ввиду необеспеченности
энергетическим субстратом, может еще более истощить умирающий или оживающий мозг.
Дальнейшие исследования внесут ясность в изучаемую нами проблему. Так или иначе
анализ видений, о которых рассказывают оживленные больные, как мы уже говорили,
несомненно представляет интерес для реаниматологов. Изучение этих явлений - еще
один из путей познания такого сложного и всеобъемлющего процесса, как умирание
и оживление мозга человека. При этом мы глубоко убеждены, что дальнейший поиск
в этом направлении следует проводить в тесном контакте с философами, занимающимися
проблемами естествознания, а также с психиатрами и психологами.
* * *
15-20 лет назад стали появляться статьи известного белорусского ученого академика
В.Ф. Купревича, который считал возможным увеличение жизни человека до 5000 лет,
а в ряде случаев высказывался и о возможности достичь бессмертия. (Купревич В.Ф.
Земля, жизнь, космос // Техника - молодежи, 1961, No 9, с. 11; его же. Грань
бессмертия // Комс. правда, 1965, 4 декабря; его же. Путь к вечной жизни // Огонек,
1967, No 35, с. 14; его же. Долголетие: реальность, мечты // Лит. газ., 1968,
4 декабря и др.)
<<Почему человек должен умереть? - писал В.Ф. Купревич. - Почему жизнь - умирание?
Нет объективного закона природы, который бы гласил: да, живой организм должен
умереть! И никогда не будет открыт этот закон. Его нет в природе>>. И далее:
<<...убежден, что взяв в свои руки дальнейшее совершенствование своего организма,
человек сможет воспользоваться этой щедростью природы и сделать себя бессмертным...
нет сегодня более важной, величественной и благородной задачи, чем победить процессы
старения и смерти человека"**. Подобные же мысли мы находим у А.Кларка (Кларк
А. Черты будущего. М., 1966). При всем оптимизме подобных высказываний мы не
можем относиться к ним без улыбки как к увлекательной фантазии.
* * *
Ф.Энгельс писал: <<Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не
рассматривает смерть как существенный момент жизни, которая не понимает, что
отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится
в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно
в зародыше, - смертью>>. (Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. т. 20, с. 610.)
Все имеет свое начало, развитие и конец. Этот закон органического мира никто
не опровергнет.
Здесь уместно привести одну мысль Л.Фейербаха, касающуюся этой проблемы. <<В
природе не существует другого бессмертия, кроме продолжения рода, при котором
данное существо продолжается в существах себе подобных, т.е. на место умершего
индивидуума постоянно заступает новый>>. (Фейербах Л. Лекции о сущности религии
// Избр. философ. произв. Пункт 2. 1927, с. 788.)
И, наконец, замечательная мысль была высказана советским патологом академиком
АМН СССР И.В. Давыдовским: <<...долголетие и связанная с ним проблема активной
творческой старости - это нечто более реальное, чем скучное бессмертие>>. (Давыдовский
И.В. Геронтология. М.: Медицина, 1966, с. 19.)
Неговский В.А. Клиническая смерть глазами реаниматолога.
Журнал <<Человек>>, М., 1991, No 2.
мир знаков - значки, медали, нагрудные знаки, брелоки, на заказ
Большой выбор бытовой техник компаний: bosch, indesit и другая электроника.
газонная трава в рулонах цена газонная трава в рулонах цена Fih
18.05.2007 11:16:50 Зачем даказательства жизни после смерти? В это просто надо
поверить всей Душой. Осознать это каждой своей частичкой. И правда сама к вам
придёт. Никто не может убедить никого против его воли-это очевидно. Знания можно
получать не только с помощью пяти чувст, признанных учёными, но и с помощью собственной
Мысли! Вера - это так прекрасно!
18.05.2007 21:30:16 К сожалению, в некоторых зарубежных странах (в частности,
в США) у ряда авторов появилась тенденция своеобразно толковать указанные явления
как доказательства существования потустороннего мира.
Это не "к сожалению") а к счастью, что наконец-то начали обращать внимание на
то, что забыто.
18.05.2007 21:30:51 Зачем даказательства
затем, что бы было)))
18.05.2007 21:31:56 В это просто надо поверить
верят дураки, а умные ищут, находят, доказывают и... используют на благо.))
18.05.2007 21:32:51 правда сама к вам придёт
неужели??? чего ж она до вас до сих пор не дошла?
18.05.2007 21:34:46 Никто не может убедить никого против его воли
а зачем? дуракам закон не писан))))) Да и "воля" не для всех понятие адыкватное))))
-- особенно для россиян.
18.05.2007 21:37:38 Знания можно получать не только с помощью пяти чувст, признанных
учёными, но и с помощью собственной Мысли!
то-то я и смотрю "душамбинский маугли" очень много знаний "с помощью собственной
Мысли" и от стаи горных волков получил -- в будке жил, голый...
18.05.2007 21:38:46 Вера - это так прекрасно!
Смотря какая Вера.)))) Иная такая безобразная стерва, что.... )))))))))
06.06.2007 13:59:25 Очень хорошо, что Вы можете раскладывать текст на предложения,
но видеть всю картину полностью Вам будет дано не скоро Павел.
08.06.2007 11:24:33 Павел, вы супер! Вы его сделали!! Респект!!
21.09.2007 19:19:45 Верить в то, что есть жизнь после смерти человека заставляет
2 случая:
1. Когда он боится смерти. В этом случае человек является морально очень слабым.
И, поверьте, он боится не только окончания жизни как таковой, он боится всего
нового и неизведанного... Остается лишь поверить в "спасение" - жизнь после жизни.
2. Когда человек теряет очень близкого или любимого человека. В этом случае все
мысли сводятся к вопросу: а что с ним произошло? Он умер и исчез навсегда, или
он перенесся в какой-то другой мир где ему лучше? И, если этот человек для тебя
что-то продолжает значить после его смерти, ты начинаешь искать все возможные
пути его розыскать. В этом случае ты ищешь любую информацию, которая бы могла
тебе помочь выяснить его дальнейшую судьбу. И, естественно, ты веришь в жизнь
после жизни. Мало того, ты пробуешь все возможное, чтобы найти его (выход в астрал,
спиритизм и т.д.)....
23.03.2008 20:04:55 Когда
30.05.2008 16:58:18 Сранно что реаниматолог так все сухо анализирует. У меня
была знакомая девушка - тоже реаниматолог. Так она наоборот на своей работе во
многом в Бога уверовала. Говорит - мы всегда делаем все необходимое чтобы оживить
умирающего, но при этом складывается такое впечатление, что будет человек жить
или нет решают не здесь, потому что результат зачастую непредсказуемый...
25.06.2008 16:42:50 Всему этому есть вполне научное, вполне логичное и достаточно
полное на сегодняшней день объяснение. Проблемма в том, что оно очень объемно
и в рамки небольшой статьи, а тем более ответа на вопрос не уложится. Однако
с интересующимися людьми, или например с автором данной статьи я бы с удовольствием
побеседовал. Одно можно сказать с высокой долей вероятности, что наш материальный
мир имеет собой нематериальную, информационную основу, но чтобы понять это нужно
проанализировать практически все отрасли науки, техники, философии, религии,
математики, истории,этики, и т.д. Полного ответа на вопросы мы не получим, но
рассуждая и двигаясь в определенном направлении можно будет как бы наблюдать
все проясняющуюся картину мироздания. Пишите trv***@n*****.ru
28.07.2008 21:28:46 Интересно, что данный феномен объясняют с двух позиций.
один как с научной, а другой как с духовной. А как тогда объяснить с научной
точки, зрения, что "пациетнты" во время клинической смерти рассказывают о событиях
который параллельно происходили в другом месте. например за стенами палаты или
на улице?
Уверен, что духовный мир реален, так же как и материальный. Только мы живем в
материальном.
Интересный случай описывется в библии. Евангелие от луки 16 глава
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал
блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали
струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили
его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря
на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы
омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени
сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей,
а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что
хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли
в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто
и из мертвых воскрес, не поверят.
28.07.2008 21:36:13 Помоему эта история вполне подтверждает реальность загробной
жизни. Ее рассказывал Иисус ученикам.
Так, что верить или отрицать другую реальность уж каждому выбирать.
Все, что будет после смерти мы еще увидим. :-)
27.12.2008 02:56:46 у меня была клиническая смерть об этом мне сказали врачи
кроме тонеля и света я невидела ничего просто очень быстро неслась еще помню
стою у окна и тополя ветром качает когда вышла из больници обратила внимание
что там где мне делали операцию таки да из окна можно было видеть дерево .А мама
моя что странно в 36 лет как и мне было тоже была клиническая смерть но ей сказали
вернись дочь растить надо и я поняла что нас защищает что то .самое страшное
что мне приснилась дата собственной смерти я стараюсь не думать об этом и стараюсь
ррадоваться каждому дню как последнему . люди ваш каждый день может быть последним
живите в рамках сегодняшнего дня
01.04.2009 03:01:11 У меня не было тоннелей, я просто начал засыпать от потери
крови - вену перерезало. Так было спокойно, равнодушно, хорошо... Спасибо, что
были друзья рядом, заставили меня петь песни, я пел Врагу не сдается наш гордый
Варяг )) Ничто не сравнится с эйфорией после того, как вернулся с того света.
Согласен с предыдущим постом, жизнь прекрасна, а по-настоящему ее ценишь только
когда был на грани смерти. Надо жить сегодня, как будто в последний раз
06.04.2009 15:11:59 не бывает атеистов в окопах под огнём... а верим мы все,
но каждый находит свой способ жить небоясь смерти
17.12.2009 21:26:34 <<Михаил Александрович, <...> Вы всегда были горячим проповедником
той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается
в золу и уходит в небытие. Мне приятно сообщить вам, в присутствии моих гостей,
хотя они и служат доказательством совсем другой теории, о том, что ваша теория
и солидна и остроумна. Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди
них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере...>>
М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита.