Работа по программам дистанционного обучения "Осознанный отказ от курения", "Осознанная трезвость" и "Решение проблем игровой зависимости" - продолжается.
Исходя из своего большого опыта практической работы, я пришел к выводу, что прежде всего нужно работать в следующих направлениях:
1. Осознание причины, понятия психологической запрограммированности, факторы влияния, которые сформировали зависимую личность, влияние семьи, ближнего окружения и общества в целом.
2. Формы зависимостей, исходя из этого вырабатываются жизненные стратегии поведения, здоровые способы удовлетворения своих потребностей, что включает в себя и тренинг общения, освоение навыков эффективного отдыха, стрессовой устойчивости, проблемы свободного времени, освоение техник релаксации и снятия напряжения и др.
3. Изучение механизма срыва, способы противостояния в условиях угрозы срыва, в условиях провокации, предупреждение срыва в психотравмирующих ситуациях, практическое освоение навыков, которые гасят навязчивое желание вернуться к своему “утешителю”, освоение способов, которые помогают продолжить линию независимой личности.
4. Освобождение от психологической запрограммированности на уровне мышления: известно, что у зависимых людей наблюдается своеобразная искаженность мышления. Любые жизненные трудности или проблемы зависимые личности оценивают, осознают и решают только одним способом – через агента своей зависимости (химический или эмоциональный агент – “утешитель”).
5. Работа с бессознательными программами поведения, другими словами, работа с неосознаваемыми мотивами поведения. Так или иначе, сам человек, попавший в зависимость, не ведая этого начинает играть ту или иную роль (например, роль “жертвы” своей запрограммированности) он вольно или невольно в свои взаимоотношения будет втягивать окружающих, навязывая им определенные роли (преследователя, спасителя, подстрекателя, покровителя и др.) и это тоже поддерживает зависимость.
Такая же работа предполагается и с родными, близкими. Если родные не понимают и не осознают, то им трудно участвовать в процессе освобождения от зависимости родного им человека. Прорабатываются и другие аспекты психологии зависимостей.
Разнообразные формы проведения занятий помогают проводить программу интересно, содержательно – это позволяет людям раскрепоститься, избавиться от чувства вины, страхов, тревог, подавленности, освободиться от других негативных комплексов.
И еще, хвалите себя, это полезно."Сам себя не похвалишь- считай, день прошел зря".В этой шутке есть изрядная доля правды. По моему мнению, признавать собственные достижения, высоко оценивать себя и время от времени похваливать - полезно для здоровья. И, наоборот, крайне вредно себя без конца ругать.