Работа по программам дистанционного обучения "Осознанный отказ от курения", "Осознанная трезвость" и "Решение проблем игровой зависимости" - продолжается.
На основании полученных результатов исследователи рекомендовали использовать этот метод ТЕРАПИЯ ДНЕВНИКАМИ - даже в традиционной клинической практике”. (книга “Вверх тормашками? Бросай курить по-новому?” Владимир Кукк, Тимур Мамедов, 2003 год, стр 57 –электронный вариант )
Осознанный выбор здоровой альтернативы удовлетворять свои истинные потребности экологическим способом - всегда оправдан и правомерен. Зависимый человек «удовлетворяет» только с помощью агента (химического, поведенческого или эмоционального) своей зависимости.
С помощью занятий можно воспитать в себе уверенность, что все получится, нужно, чтобы созрело решение активно использовать психологические навыки и умения, которые нейтрализуют соблазны снова вернуться в объятья своего утешителя.
Для момента угрозы срыва нужно заранее научиться своему соблазну уверенно, легко и спокойно говорить “нет”. С помощью занятий и упражнений можно воспитать в себе настроенность жить свободной жизнью, без агента своей зависимости. Необходимо научиться общаться со всеми открыто и естественно чувствовать себя в любой сложной ситуации, легко переключаться с одного вида деятельности на другой.
Допустим, мы хорошо научились работать. А отдыхать кто научит? Нужно научиться правильно отдыхать и быстро восстанавливать себя после стрессов. Очень хорошо, когда люди умеют удовлетворять свои потребности, и прежде всего духовные. Необходимы усилия, чтобы снять с себя эту психологическую запрограммированность.
Ты знаешь – уже не вернуться мне вспять,
Где крылья печально журчат перепелок,
Там время будет рыдать и молчать,
И голос сорвется, невзрачен и робок,
И строки Закона проглотит огонь,
И для спасенья не будет шанса,
И к Богу робко прострется ладонь
И ужас звякнет фальшивым пиастром.
17.12.2001 (Георгий Кириллов , книга "Мир ослепших на пути в Дамаск", стр 82 )
Задача психолога - передать человеку весь бесценный опыт других людей освободившихся от какой-либо зависимости, использовать знания, навыки работы с трудностями, возникающими по ходу работы.
В целом это предполагает неисчерпаемое разнообразие форм и содержания воспитания в себе свободной личности, умеющей ставить достойные и реальные цели и успешно двигаться к ним. Избавление от какой-либо зависимости - это не возврат человека на исходные позиции (до возникновения этой проблемы), а прогрессивное движение вперед, дальнейший личностный рост, переосмысление всего жизненного опыта, напряженный поиск новых способов решения возникающих трудностей, общения и творчества.