Он был настоящим бунтарем, особенно это
проявилось, когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и
японские производители пришли к соглашению сократить объем производства
продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и сделал все наоборот, в
лучших традициях Генри Форда. Он сделал немыслимое, отрицая экономическую
модель Галбрайтиана, говорившую, что производство должно сокращаться. Хонда
удвоил производство и снизил цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад.
Хонда, который даже не имел понятий о ценовой эластичности, оказался прав.
Объем продаж компаний 'Ниссан' и 'Тойота' упал на 40 процентов; объем
продаж 'Хонды' вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти. К 1987
'Хонда' стала самой быстрорастущей компанией в мире.
Многие люди мечтают об успехе. Я считаю, что успех
может быть достигнут только через повторяющиеся неудачи и самоанализ.
Фактически успех - это только 1 процент вашей работы, а остальные
99 процентов - это неудачи.
Соичиро Хонда, из речи во время получения
почетной докторской степени в Мичигане в 1974 году.
Когда Хонда был ребенком, у него была мечта. Он мечтал в
один прекрасный день стать владельцем автомобиля. Вряд ли он тогда
предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из
титанов производящей их индустрии. Хонде было предначертано судьбой
повлиять на промышленность мотоциклов и автомобилей больше, чем кому-либо
другому в мире.
Его влияние заключалось в радикальном изменении не только
продукции, но и всего рынка данного товара. Исключительно 'на его совести'
создание мотоцикла, который получил такое широкое признание в обществе, что
послужил образованию нового обширного сегмента рынка. Продукция Хонды была
предназначена как для женщин, так и для мужчин, и рассчитана на средний
класс, который никогда ранее не принимали в расчет производители.
Сила Хонды была в технической элегантности, красоте дизайна
и рыночной интуиции. Он не имел ни инженерной подготовки, ни опыта
(окончил только восемь классов). Он ничего не знал о маркетинге, финансах и
дистрибьюторстве; дитя аграрной Японии, Хонда не имел представления о
большом бизнесе и международной торговле. Он достиг успеха вопреки
оппозиции 'дзайбацу' (японские конгломераты), которые считали его
аутсайдером и бунтарем. Не только японцев ошеломил его успех, - то же самое
можно сказать и о педантичных немцах, которые владели богатым рынком и о
снобах американцах, которым принадлежали все остальные рынки.
Элегантные решения, предложенные Хондой для сложных
проблем, основывались на следовании более простыми путями. Это свойственно
и другим великим инноваторам мира. Он не имел образования, не знал всех
технических нюансов, что и позволило ему идти эмпирическим путем
'проб-и-ошибок', так же как Эдисону. К началу 80-х Хонда стал третьим в
числе крупнейших производителей автомобилей в Японии, а к концу 80-х годов
- третьим в мире. Уже в 60-х он доминировал в производстве мотоциклов (70
процентов рынка), к 1990-м он выпускал более трех миллионов мотоциклов в
месяц и до сих пор удерживает 60 процентов всего мирового рынка. Неплохо
для человека с восьмиклассовым образованием, у которого была мечта и, кроме
того, упорство, чтобы воплотить ее в жизнь. Джордж Гилдер считает Хонду
"уникальным, самым блестящим и успешным предпринимателем в автомобильной
промышленности после Генри Форда". Британская 'Санди Таймc' в своем
автообзоре в 80-х писала: "Точность технических решений Хонды, похожих на
работу ювелира, изумляла каждого инженера, с которым мне доводилось
говорить".
Хонда осуществил еще один 'невозможный' прорыв, доказав
специалистам, что они ошибаются, утверждая, что американские рабочие не
способны собрать высококачественную машину на уровне японцев. В середине
70-х он построил завод в Мерисвилле, штат Огайо, и уничтожил этот миф,
выпустив машину, абсолютно соответствовавшую качественным стандартам модели
японской сборки. Именно эта машина - 'Хонда Аккорд' - в конце 80-х стала
самой продаваемой машиной в Америке и удерживает этот статус в 90-х. И
благодаря ей Хонда стал первым японским руководителем, отмеченным в Зале
славы американской автомобильной промышленности.
Личная история
Соичиро Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в
японской аграрной провинции Хамаматсу. Он родился 17 ноября 1906 года
невдалеке от Акио Морита, основателя 'Сони'. Морита родился в богатой
семье, владевшей теннисными кортами и другими преимуществами, а Хонда был
сыном бедного кузнеца, занимавшегося починкой велосипедов. Эта ранняя
причастность к спортивному транспорту во многом определила будущий интерес
Хонды к мотоциклам. Уроки отца, в ходе которых он получил навыки решения
технических проблем, стали важным фактором в его начальном обучении. Его
семья была настолько бедна, что пятеро из детей умерли от голода еще в
младенческом возрасте.
Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные
занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который
предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше
учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические
устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком,
впервые увидел автомобиль. Вот цитата из его биографии: Забыв обо всем на свете, я бежал за машиной... Я был глубоко
взволнован... Я думаю, что именно тогда, хотя я был совсем маленьким, у
меня родилась идея, что когда-нибудь я сделаю машину сам (Сандерс,
1985).
В начале 50-х Хонда создал компанию и вторгся в
переполненную промышленность по производству мотоциклов. В течение пяти лет
он успешно уничтожил 250 конкурентов (50 из них были японскими). Его
машина 'Dream' ('Мечта'), представленная в 1950, была осуществлением его
детской фантазии построить лучшую машину. Затем последовала модель 'Супер
Клаб', запущенная в 1955 в Японии и в 1957 в Америке со ставшим уже
известным, рекламным лозунгом: "Лучшие люди ездят на Хонде". Благодаря этим
уникальным продуктам, сопровожденным впечатляющей рекламной кампанией,
Хонда добился устойчивого успеха и изменил эту промышленность, которая одно
время находилась в застое. К 1963 году 'Хонда' стала доминирующей силой в
бизнесе мотоциклов практически в каждой стране мира, повергнув
'Харлей-Дэвидсон' и итальянские компании, производящие мотоциклы, в
пыль.
Хонда был тем человеком, который превратил индустрию
мотоциклов в рынок с ежегодным оборотом 3 млрд. дол. Его оригинальные идеи
в дизайне и маркетинге явились катализатором, который изменил имидж
мотоцикла от атрибута людей в 'черных кожаных куртках', культивированного
'Харлей', до "веселого семейного средства передвижения для среднего
класса". 'Хонда' первой стала производить подобную продукцию, и поэтому мы
утверждаем, что именно она изменила индустрию и доминирует в ней в такой
степени, какой не могла добиться ни одна фирма в мире, ни до ни после.
Укрепив позиции в индустрии мотоциклов, энергичный и
амбициозный Хонда решил покорить автомобильный рынок и сделал ставку на
гоночные машины. Первая гоночная машина дебютировала в 1962 году. Японское
министерство международной торговли и промышленности говорило ему, что
Японии не нужен еще один производитель автомобилей. Хонда, в своем
неподражаемом стиле проигнорировал их, как в свое время и рыночных
экспертов, предсказывавших ему скорое поражение. В 1970 он вступил в
конкурентный автомобильный бизнес, который не видел успешного внедрения с
1925 года, когда в роли неофита на этом трудном и фондоемком рынке оказался
Уолтер Крайслер. В период между этими событиями - выходом на рынок
Крайслера и Хонды - как минимум, десять компаний потерпели неудачу, включая
'Паккард', 'Хадсон', 'Студебеккер', 'Кайзер', 'Уиллис', 'Такер', 'Кросли'
и не так давно 'Делоран'. 'Хонда' не только сделала это, но и уничтожила
тех, кто стал на ее пути.
Одной из первых областей, которая подверглась атаке
'Хонды', было самое 'узкое' место промышленности - стандарты чистоты
выхлопных газов, установленные американским правительством. Никто из
гигантов промышленности не мог справиться с этой огромной проблемой, ни
американские фирмы - 'Дженерал Моторс', 'Форд' и 'Крайслер', ни японские
гиганты - 'Тойота' и 'Ниссан', ни немецкие авторитеты - 'Мерседес-Бенц',
'БМВ', 'Порше'. Они вышли из положения, создав каталитический конвертор.
Хонда поставил эту проблему во главу угла и. несомненно, обошел этих
титанов, представив первый двигатель с низким уровнем загрязнения - 'ССВС'.
Это устройство, элегантно решившее проблемы загрязнения, Хонда установил
на модель 'Сивик', запущенную в производство в 1975 году и моментально
ставшую хитом.
Хонда окончил среднюю школу в 1922 году и сразу же
отправился в Токио, где поступил учеником в авторемонтную мастерскую. После
шести лет ученичества, он собрал деньги для того, чтобы открыть первую
ремонтную мастерскую в родном городе (1928 год). В этом же году он получил
первый из сотен своих патентов, за идею заменить деревянные спицы
автомобильного колеса на металлические. Это была первая экскурсия Хонды в
мир изобретений, которая проложила путь его будущим невероятным техническим
решениям. Практически каждое из них - это простое решение сложной
проблемы. Хонда был обычным человеком, но его гениальность заключалась в
умении находить простые решения любой проблемы, встававшей в связи с его
продуктами.
Бизнес и личное выживание
Хонда стал известен благодаря изобретению в 1938 году
поршневого кольца. Он и образовал новую компанию, которая занималась
производством этих колец для компании 'Тойота' в Токио. Так продолжалось и
во время войны, пока его фабрика не пострадала при бомбардировке.
Землетрясение 1945 года полностью разрушило ее. Хонда был расстроен,
распродал все и пошел работать на полставки. Его приход на рынок мотоциклов
был совершенно случайным.
Как-то в 1946 году Хонда столкнулся с проблемой - у него не
было бензина для машины, тогда он взял один из моторов, во множестве
оставленных американскими военными, и приделал его к своему велосипеду.
Этот двигатель был наполнен керосином. Подобные простые, но элегантные
решения фундаментальных проблем - это обычный стиль Хонды. Затем он стал
делать свои мопеды по просьбам друзей. Выполнив с десяток таких заказов,
как и можно было ожидать, рвущийся ко всему новому Хонда предположил, что
рынок подобной машины может быть значительно больше. В 1948 году основал
'Хонда Мотор Компани' с целью разработки и производства мопедов.
Свой первый мопед Хонда оснастил мотором 'Д' (от dream -
мечта). Модель 'Е' типа 'Дрим' была запущена в производство в 1951 году, и
к 1958 году, когда в США появился его 'Супер Каб', Хонда стал крупнейшим
производителем мопедов в Японии, оставив позади пятьдесят конкурентов.
Модель 'Супер Каб' имела уникальную подножку, которая очень приглянулась
подросткам и женщинам. Вскоре, благодаря рекламной кампании 'Лучшие люди
ездят на мотоцикле Хонда', эта модель произвела настоящую революцию в
промышленности. Эта рекламная кампания, стоившая 5 млн. дол., стала хитом
1962 года и успешно выполнила свою задачу, создав имидж байкера,
способствовавший популяризации мотоцикла. С этого момента имидж 'Ангелов
Ада' в черной кожаной куртке ушел в прошлое. Маркетинговое исследование
подтвердило, что этот мотоцикл в духе 'Унисен' стал технологическим
прорывом. Благодаря эффективному имиджу, низкой цене и отличному качеству
исполнения, рынок этой модели расширился до миллионов единиц.
В 1961 году 'Хонда' производила по 100000 мотоциклов в
месяц, а к 1968 году в США был выпущен миллионный мотоцикл. К середине
восьмидесятых 'Хонда' держала в своих руках 60 процентов мирового рынка, а
к 1990 годовой выпуск достиг трех миллионов единиц. Этот парень видел, как
осуществляется мечта его детства и готовился к завоеванию новых рынков.
Хонда пришел на автомобильный рынок в 1970 с автомобилем
'Сивик'. Он продолжал оснащать свои модели техническими новинками, так же,
как делал это, когда завоевывал рынок мотоциклов и так же все еще не был
любимым сыном японской машиностроительной промышленности. Он был настоящим
бунтарем, особенно это проявилось, когда в 1974 году на Японию обрушился
нефтяной кризис и японские производители пришли к соглашению сократить
объем производства продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и
сделал все наоборот, в лучших традициях Генри Форда. Он сделал немыслимое,
отрицая экономическую модель Галбрайтиана, говорившую, что производство
должно сокращаться. Хонда удвоил производство и снизил цены больше, чем
Форд пятьдесят лет назад. Хонда, который даже не имел понятий о ценовой
эластичности, оказался прав. Объем продаж компаний 'Ниссан' и 'Тойота' упал
на 40 процентов; объем продаж 'Хонды' вырос на 76 процентов и продолжал
стремительно расти. К 1987 'Хонда' стала самой быстрорастущей компанией в
мире.
Характеристика поведения
В юности Соичиро Хонда вел себя легкомысленно и был дамским
угодником. Он был известен как 'Плейбой из Хамаматсу', человек, который
отвечал на любую провокацию. Его любовь к веселью и беззаботность привели к
тому, что как-то он свалился с моста с двумя гейшами в машине. Он спас их,
выкинув в окно.
Эта экстравертная личность была известна как 'Мр. Гром'
среди служащих за его эмоциональные взрывы в ответ на какую-нибудь глупость
работников. Они любили Хонду, но побаивались его гнева.
Дух свободы, присущий многим разработкам Хонды,
подтверждает, что он действительно неустанно обдумывал свои детища. Он
обладал духом свободы и сражался против традиций на протяжении всей
карьеры. Он отказывал в приеме на работу в фирму 'Хонда' специалистам,
получившим формальное образование в течение многих лет, поскольку
чувствовал, что их догматическое мышление будет помехой в поисках нового.
Его мечты о правде и видение мира отражены в популярном романе Пирсиджа
'Дзен-буддизм и искусство существования при помощи Мотоцикла' (1964), где
мотоцикл использован как метафора свободы. 'Мотоцикл, который вы создаете,
отождествляете с собой'. Это выражение характеризует дальновидного
инноватора Соичиро Хонду, который знал эту истину лучше всех и был упорен в
совершенствовании своей личности и своей продукции.
Хонда был экстравертом, интуитивно чувствовал перспективы
бизнеса и использовал аналитическое мышление в решении проблем. Он обладал
темпераментом Прометея, вкупе с твердыми убеждениями и устойчивой жизненной
позицией. Для него были характерны: нетерпеливость, бунтарство,
сопротивление поражениям, этот человек никогда не сдавался перед лицом
очередной проблемы. Хонда был нетерпимым по отношению к общепринятым и
традиционным методам. Он противился влиянию мировых традиций на 'Хонда
Моторс', в которой царили свои принципы. Он обвинял формальное образование
в том, что оно готовит специалистов, избегающих риска. Он считал, что
академическое образование наделяет специалистов недоверием к интуиции и к
использованию новых методов решения проблем. Он признавал свои ошибки, как
это видно из его речи в Техническом Университете Мичигана: Оглядываясь на мою работу, я чувствую, что делал не что иное, как
ошибки, серии промахов, серьезные упущения. Но я горжусь и достижениями.
Хотя я делал одну ошибку за другой, мои ошибки и неудачи никогда не
возникали по одним и тем же поводам.
Хонда много внимания уделял экспериментальной работе и
сопротивлялся любой попытке контролировать его или его фирму через
традиционную кастовую систему. 'Нью Йорк Таймc' он говорил:
'Правительственные официальные лица всегда защищают общественные интересы.
Но они всегда выступают против, когда ты пытаешься сделать что-то новое'.
Этот инноватор, оперировавший правосторонним мышлением, своими постоянными
экспериментами сводил истеблишмент с ума. Он был против иерархической формы
управления, что ясно из следующей его цитаты: "В целом, люди. работают
напряженнее и более инновационно, если их не Принуждают, совсем другая
картина там, где им строго указывают, что делать". Какая проницательность.
С тех пор уже доказано психологами, что он был прав, и новые стили
руководства приближаются к методологии Хонды.
Склонность к pucкy
Хонда любил по-настоящему рисковать. В середине тридцатых
годов он едва не погиб, участвуя в гонках. Он выиграл гонку, потерпев
аварию на финише, и провел в больнице три месяца, после чего ему запретили
участвовать в соревнованиях. В 60 лет Хонда научился управлять собственным
вертолетом и так напугал своих пассажиров, что ему пришлось уступить
пилотское кресло профессионалам.
Его азарт был легендарным. Он не признавал поражений и мог
рискнуть всем ради своих убеждений и идей. Его отказ в середине семидесятых
сократить объем выпуска продукции в связи с нефтяным кризисом в ОПЕК был
самым сильным шагом, на какой только возможно было пойти. 'Хонда Моторс'
давно бы ушла в историю, если бы он усомнился в своей правоте. Но он этого
не сделал и 'Хонда' стала гигантской силой в индустрии.
История из биографии Акио Морита 'Сделано в Японии' (1986)
является бесспорным доказательством азартной натуры Хонды. Морита рассказал
о несгибаемом, рискованном, соревновательном духе Хонды. Когда он думал о
выходе на автомобильный рынок, 'Ямаха', его смертельный враг в производстве
мотоциклов, увидел возможность отобрать рынок у 'Хонды', сыграв на ее
финансовой уязвимости. 'Ямаха' разработала много новых моделей и сильно
снизила цены, зная, что Хонда слишком занят автомобилями, чтобы ответить.
Они ошиблись. Хонда ответил, используя все свои ресурсы, как если бы это
была война не на жизнь, а на смерть.
По словам Мориты: Руководство 'Хонды' ответило
моментально, несмотря на сложное финансовое положение. Они боролись,
выпуская новые модели каждую неделю в течение года. 'Ямаха' не смогла этого
выдержать, и, в конечном итоге, и вынуждена была пойти на серьезные замены
руководящего состава.
Олицетворение упорства
Хонда сделал для мотоциклов то, что Генри Форд сделал для
автомобилей. Он взял бездействующий застойный рынок и сделал его
действующим и динамичным. Его упорное стремление к осуществлению мечты о
превосходной машине воплотилась в элегантных автомобилях. 'Хонда' была
постоянной законодательницей мод в дизайне мотоциклов во всем мире с
середины пятидесятых до начала девяностых. Автомобиль 'Акьюра' фирмы
'Хонда' стал самым продаваемым автомобилем во всем мире в 1989, 1990, 1991
и 1992, согласно сообщению журнала 'Кар энд Трек' ('Автомобиль и дорога').
В 1991 они создали также чрезвычайно популярную спортивную машину -
'Эн-Эс-Экс'. В 1993 году они вновь завоевали похвалы от Дж. Д. Пауэра -
'Акьюра' вновь была названа самой популярной моделью в Соединенных Штатах.
'Хонде' принадлежит статус самой крупной из образованных после второй
мировой войны компаний в Японии.
В марте 1988 журнал 'Мотор Тренд' составил рейтинг самых
популярных машин в мире и три первые позиции занимали машины фирмы 'Хонда'
- 'Си-Ар-Экс', 'Сивик', 'Прелюд. Еще одно лестное сообщение пришло от
журнала 'Кар энд Драйвер' ('Машина и водитель'), который назвал 'Аккорд'
одной из десяти самых популярных машин в Соединенных Штатах. На попавшие в
прессу сведения о том, что 'Хонда' планирует переоборудовать ее, редактор
ответил: 'Это все равно, что небольшая доработка Сикстинской капеллы или
Акрополя, мы не можем представить себе более глупого предприятия'.
Это признание и успех - заслуга вышедшего из нищенской
среды небольшого японского городка человека с современным складом ума и
готовностью рисковать в поисках нового, который пришелся по душе
американцам. В Японии, стране, где общественная лояльность ставится во
главу угла, Хонда был настоящим нонконформистом. Его прозвище, 'Мр. Гром',
вроде бы так не соответствовало небольшому росту и непостижимому поведению
типичного японского руководителя. Он является примером упорства,
скромности, приятных манер и способности воспринимать ошибки как ценнейший
актив.
Даты:17 ноября 1906 года - 5 августа 1991 года Автор: Джин Ландрам Источник информации: Тринадцать мужчин, которые
изменили мир. сс. 308-324 Сайты со сходной тематикой:Honda, Honda Japan, Who is thet
guy? Дата публикации:17.1.2000