Услышав это имя, мужья вяло и
снисходительно тянутся к кошелькам, выдавая женам очередную сотню долларов
на духи или крем. Им и невдомек, что Эсте Лаудер - женщина, которая даст
сто очков вперед любому мужчине. Без всяких преувеличений: скажем, в списке
людей, "определивших лицо XX века", который опубликовал журнал Time, Эсте
Лаудер - единственная женщина и единственный представитель косметической
промышленности. Сварив свой первый крем в кастрюле, она заработала
миллиарды долларов.
Продавщица в фирменной одежде "Галери Лафайет", огромного
магазина на бульваре Османн с самыми шикарными в Париже витринами, нервно
вращает телефонный диск: "У нас такого никогда не было". А случилось вот
что. Пристойного вида дама вошла в парфюмерный отдел, открыла вдруг
сумочку, достала оттуда большой флакон с какой-то желтоватой жидкостью и с
размаху грохнула его об пол. "Может, это террористка? Газеты столько пишут
о терроризме",- вслух рассуждает продавщица. А в хозяйственной службе и в
службе безопасности, как назло, намертво заняты телефоны. Что же теперь
будет?
Через несколько секунд по парфюмерному отделу начал
распространяться удивительный аромат. Сначала ошеломленные покупатели
только переглядывались, но уже через несколько минут хулиганка не могла
отбиться от вопросов: "Да, это мои новые духи,- сияя улыбкой, повторяла
она.- Это Youth Dew, а меня зовут Эсте Лаудер. Вы никогда не слышали моего
имени?"
Конечно, здесь ее имени никто никогда не слышал. И она это
знала - в старой доброй Европе с недоверием относились ко всему
американскому. Однако это ненадолго- она уверена. Главное, чтобы запомнили
имя и этот замечательный аромат. Для того она и приехала в Париж, чтобы
разбить в самом известном универмаге склянку со своими последними и, как
она сама считала, лучшими духами в мире. Смело. Ну как еще она могла
вырваться с кухни, где варила свои кремы в кастрюле из-под сосисок?
Родилась будущая королева косметики в Нью-Йорке в большой
семье венгерских эмигрантов Макса и Розы Ментцер. В каком именно году,
точно никто не знает. То ли в 1908-м, то ли в 1910-м. Лаудер этих
подробностей не уточняла. Она была самой младшей в семье, седьмой по счету
после пяти братьев и сестры. Имя свое она получила в честь любимой
венгерской тетушки, но последовавшие далее орфографические чудеса не
позволяют угадать, как оно звучало изначально. Эсте очень переживала из-за
своего венгерского происхождения. Ее раздражали родители, говорившие
по-английски с сильным акцентом. Она хотела стать настоящей американкой,
что для нее было синонимом успеха. Это был не комплекс, идущий от
бедности,- золушкой Эсте никогда не была. Это была мечта, в точности
совпадавшая с тем, что называют американской мечтой.
Благополучное детство. Отец, исправно копивший деньги и
быстро добавивший к своей портняжной мастерской еще и небольшой магазинчик
одежды. Радостные семейные праздники. Все это было очень приятно. Но все не
то, не то. Свой бизнес Эсте начала в отцовском магазине, помогая ему вести
дела и оформляя витрины. Но по-настоящему радостным для нее событием,
случившимся вскоре после первой мировой, стало возвращение дядюшки Джона
Шотца Ментцера, химика, занимавшегося изготовлением средства по уходу за
кожей. Его лаборатория разместилась в ветхом сарае прямо за родительским
домом. Эсте с любопытством наблюдала за булькающей в пробирках жидкостью и
испарениями самого сумасшедшего цвета. Все, решение было принято
окончательно и бесповоротно: она будет ученым, будет придумывать,
изготавливать и продавать кремы со своим именем.
Эсте поступила в Ньютаунскую высшую школу. Окончила ее с
отличием. В январе 1930-го вышла замуж за Джозефа Лаудера, удачливого
бизнесмена, владельца магазина модной одежды. Все это время ее опыты
продолжались: на кухне, в перерывах между приготовлением еды, создавались
кремы для лица, помады и пудры. И вот однажды Эсте положила свои кремы в
сумочку и пошла в ближайший салон красоты House of Ash Blondes, чтобы
устроить первую в истории косметики бесплатную демонстрацию.
- Вы хотели бы постричься? Или сделать маникюр? - приветливо
обратилась к ней девушка.
- И сделать маникюр, и увидеть управляющего. Мы уже беседовали
на днях,- невозмутимо ответила Эсте.
Блеф чистой воды. Но через несколько минут управляющий
наказывал сотрудникам бесплатно накладывать на лицо клиенток кремы Эсте. По
их желанию, конечно. Управляющий не ошибся - желающих оказалось много.
Фокус сработал: кто из женщин откажется от бесплатной услуги? Через
несколько дней от сраженных кремами женщин не было отбоя - принципиально
новая реклама товара прошла на ура. Через месяц к Эсте Лаудер обратились
несколько владельцев окрестных салонов. Через полгода ее кремами
пользовались уже не только в округе, но и по всему Нью-Йорку. В престижном
Upper East Side. например.
С каждым годом продажи росли. Увлечение женщин косметикой
Лаудер приобретало размеры эпидемии. Секрет успеха был очень прост. На
презентациях каждый (точнее, каждая) получал маленький бесплатный образец -
чуть-чуть пудры, немного помады и так далее - и проникался к Эсте Лаудер
благодарностью, а к ее товарам - доверием. Потом появлялся спрос, в конце
концов обеспечивший изобретательнице этого рекламного ноу-хау мировое имя и
баснословные доходы.
Лаудер разъезжает по курортам. В Майами ее знает в лицо и по
имени каждая уборщица и каждый менеджер местных отелей. Она устраивает в
просторных холлах презентации своих кремов, продает их, собственноручно
делает макияж, всякий раз оказывая клиенткам как можно больше персонального
внимания. Почти со всеми знакомится лично. Зимой она посещает клиенток на
дому, где в перерывах между игрой в бридж делает макияж их подругам. Вскоре
Эсте Лаудер попадает в списки желанных гостей почти всех известных дам
Нью-Йорка.
В декабре 1942 года Эсте проводит целый день в маленьком
кафе: там она обсуждает с мужем перспективы нового семейного бизнеса. Ей
уже требовалась помощь опытного и надежного человека - муж подходил для
этой роли как нельзя лучше. Сферы деятельности поделили так: Эсте
занимается маркетингом, Джозеф отвечает за финансы. Сначала они все делали
сами и выпускали только четыре продукта по уходу за кожей (крем для
проблемной кожи, очищающее масло, насыщенный многоцелевой крем, питательный
лосьон) и несколько видов декоративной косметики (пудру для лица,
бирюзовые тени для век, ярко-красную помаду). Это была первая полная
косметическая линия Эсте Лаудер. Вскоре она разработала для этой линии
особую зеленовато-голубую упаковку. Цвет, известный как "лаудер блю",
прекрасно гармонировал с интерьером любой ванной.
Эсте Лаудер настаивала: в большом бизнесе не бывает мелочей.
Она следила за каждым центом, обедала в кафетериях, пользовалась
общественным транспортом. Она заметила, что многие женщины покупают
косметику между делом, наряду с другими товарами. И стала открывать свои
фирменные отделы в престижных и модных магазинах, где продавалась дорогая
одежда и аксессуары. Эсте лично отбирала и обучала продавцов. Работницы
каждого нового отдела проходили у нее недельный курс обучения - она не
хотела терять покупателей из-за продавщиц, которые весь день висят на
телефоне или бессмысленно крутятся у зеркала. Они должны быть приветливыми
и привлекательными. Они должны не только подробно рассказывать о каждом
продукте, но и демонстрировать все его возможности на своем примере.
В 1953 году Лаудеры вложили $50 тыс. в образцы, которые
бесплатно разослали по почте. Результат - тысячи новых покупателей. Но,
несмотря на успех, денег на настоящую лабораторию не хватало. Кремы
по-прежнему изготавливались на кухне. Однако уже не дома, а в арендованном
углу огромной кухни одного из ресторанов на Манхэттене. Они с мужем
растирали сухие травы в порошок, смешивали их с маслами, стерилизовали
кипятком баночки, завязывали бантики на упаковках. Все делалось вручную.
Шеф-повар ресторана был очарован белокурой Эсте. Милый толстяк и не
подозревал, что пригрел на своей кухне родоначальницу будущей империи.
Там, на Манхэттене, Эсте Лаудер приготовила и первую большую
партию товара - по заказу огромного магазина "Сакс" на Пятой авеню,
имеющего множество филиалов в других городах. Так об Эсте Лаудер узнали за
пределами Нью-Йорка - она стала получать заказы от магазинов по всей
стране. К началу 50-х Эсте открыла свои отделы по всей Америке в престижных
магазинах "Маршал Филд", "И. Магнин", "Нейман-Маркус" и "Бонвит Тэллер".
Открытие нового отдела в "Нейман-Маркусе" в первый день 1954 года
сопровождалось запуском первого слогана компании. Под музыкальное
сопровождение приятный голос Эсте Лаудер предлагал "начать новый год с
новым лицом". Америка была завоевана окончательно. Осталось покорить
Европу
Перед тем как разбить флакон духов в "Галери Лафайет",
Лаудер внимательно изучила повадки европейской публики. Феминизм,
демократизация взглядов, зарождающийся культ молодости, набиравшая обороты
высокая мода- все это должно было работать на нее. Ее смелая, почти
авангардная акция в парфюмерном отделе привлекла внимание журналистов. На
это она и рассчитывала - Лаудер дает интервью модным журналам. В конце 60-х
она создает и косметику для мужчин - коллекцию "Арамис" (если женщина
может носить мужской костюм, то почему мужчина не может пользоваться
кремом?). Французы, а за ними немцы и англичане по достоинству оценили
новшество. В 70-х Лаудер мгновенно реагирует на европейский взлет движения
"зеленых" и создает коллекцию "Клиник"- первую полную линию косметики,
ориентированную на снижение кожных аллергических реакций. Это более 100
косметических средств на все случаи жизни - от морщин, от синяков под
глазами, от кожных раздражении. Позже крупнейший специалист в области
косметологии Лоуренс Аппел признал, что крем Swiss Age Controlling и лосьон
Night Repair, стимулирующие восстановление клеток, действительно лучшее из
того, что есть в этом классе косметики. Европейская публика это тоже
заметила- крем и лосьон опередили по уровню продаж другие продукты по уходу
за кожей. Успех был оглушительным.
Труднее всего было завоевать европейский рынок духов с его
прочными традициями и известными брендами. Однако у Эсте Лаудер получилось.
Спортивные, классические, экзотические ароматы - на все вкусы. Шикарная
мужская гамма одеколонов. Лаудер устраивает балы, званые обеды, вечеринки,
коктейли, которым придумывает завлекательное название "Богатые и
знаменитые". Шумные сборища с непременным участием журналистов проходят в
ее доме на Манхэттене, на вилле в St. Jean Cap Ferrat в Южной Франции, в
шикарной лондонской квартире, в доме в Палм-Бич во Флориде. Пресса работает
без осечек: "Самые красивые мужчины Нью-Йорка высоко оценили новую
коллекцию Эсте Лаудер", "Первые леди Нью-Йорка очень полюбили новый аромат
Эсте Лаудер". А дальше были премии, первые места на конкурсах, растущий
успех. И Европа признала, что американка Эсте Лаудер действительно умеет
делать духи.
Сегодня империя Эсте Лаудер описывается сухими цифрами. В
1998 году продажи компании составили $3,618 млрд. Сеть из 30 тыс. салонов
красоты, носящих ее имя, и бесчисленного числа фирменных отделов
распространена по всему миру- кто такая Эсте Лаудер, знают более чем в 100
странах. В ее фирме работают свыше 15 тыс. человек. Цифрами же можно
попробовать выразить и главное достижение Лаудер - в области рекламы.
Достаточно подарить 1 миллиграмм духов или 2 грамма крема, чтобы потом духи
покупали литрами, а кремы - килограммами.
Даты: Источник информации: Мария Голованивская, Елена
Вансович, еженедельник "КоммерсантЪ-ДЕНЬГИ" N8, 1999. Сайты со сходной тематикой: Дата публикации:9 января 2000 г.