======================================================================
Ежедневно день Вам посвящают по два часа
на Ночном WEB
======================================================================
В тот день не случилось ничего
особенного - просто продюсер предложил ей взять псевдоним. Девушка и сама
понимала: "Жоселин Мерсье" звучит как-то не очень эффектно... Она боялась
лишь, что родители не согласятся "отдать" ей имя покойной сестры -
Мишель.
Однако они согласились, и Жоселин была этому ужасно рада.
Будущая французская кинозвезда не могла себе и представить, что этот вроде
бы малозначительный факт изменит всю ее жизнь и станет причиной целой
вереницы бед и несчастий.
Настоящая Мишель Мерсье, ее младшая сестренка, была
любимицей в семье и, как часто случается, полной противоположностью
Жоселин. Они отличались даже внешне: Мишель была угловата, застенчива и
тиха, как мышка, а красотке Жоселин не давали проходу соседские парни.
Именно на Мишель, такую послушную и аккуратную, родители возлагали особые
надежды - месье Мерсье владел в Ницце крупной фармацевтической фабрикой и
не сомневался, что, повзрослев, младшая дочка продолжит его дело. Или по
крайней мере не завалит. На бестолковую Жоселин в семье давно махнули
рукой: эта ветреница пошла явно не в их породу. Все, что ее интересовало в
жизни, - красоваться перед зеркалом да дрыгать ногами у танцевального
станка: Жоселин с детства мечтала стать балериной, но ее желание вызывало у
родителей лишь раздражение. Мишель же, напротив, ни на шаг не отходила от
матери, во всем ей помогала и, главное, - никогда не перечила старшим. "Из
этой выйдет толк, хозяйкой растет", - умильно ворковала мадам Мерсье,
вплетая цветные ленточки в дочкины косички. Жоселин причесывалась сама,
бантиков не терпела, а от трудовой повинности по дому старалась всячески
улизнуть. Одна мысль о том, что придется навечно застрять в Ницце среди
этих аптекарских баночек-скляночек, фамильных сервизов и комодов, наводила
на нее смертельную тоску.
Мадам Мерсье, особа властная и недалекая, по отношению к
старшей дочери не отличалась особой деликатностью. Да и рука у нее была
тяжелая. Жоселин никогда не забудет, как однажды ей, почти уже взрослой
барышне, маменька влепила звонкую оплеуху прямо на глазах у всех перед
дверьми модного магазина в Ницце. И всего лишь за то, что дочь выразила
желание иметь "вон то красивое платье с пышной юбкой"... Вся в слезах,
Жоселин крикнула матери, что на сестру та никогда бы не подняла руку!
Когда бедная Мишель умерла, родители словно осиротели. Их
горе было столь беспросветным, что казалось, будто и нет в семье старшей
дочки. При первой же возможности Жоселин сбежала в Лондон и попыталась
начать там танцевальную карьеру. Увы, балерины из нее не вышло. Жоселин не
оставалось ничего иного, как вернуться под родительский кров. Мадам Мерсье,
уверенная в том, что дочь провела все эти месяцы в легкомысленных
увеселениях и дешевых интрижках, в сердцах произнесла фразу, которая в
дальнейшем станет для Жоселин своего рода "родительским проклятием": "Из
тебя никогда не выйдет не то что артистки, но даже порядочной жены и
матери! Ты просто шлюха и всегда будешь шлюхой!"
Жоселин - девушке хотя и кокетливой, но вполне
добропорядочной и (что бы там ни думала себе мама) еще невинной,
выслушивать подобные "благословения" было нестерпимо обидно. В них сквозил
все тот же роковой упрек - тебе никогда не заменить нам Мишель.
Мерсье и сама не заметила, как стала актрисой. Весной 1957
года она прогуливалась с отцом в городском саду, где ее заметили два
господина - режиссер Дени де ла Пателльер и сценарист Мишель Одиар. Оба
сразу поняли, что именно она и нужна им на комедийную роль в картине
"Поворот ручки".
После этого фильма Мишель больше никогда не испытывала
недостатка в предложениях сниматься. Ее яркая чувственная красота, редкая
фотогеничность и умение естественно держаться в кадре притягивали
режиссеров и продюсеров словно магнит. Однако, как ни странно, Мишель не
торопится соглашаться на лестные предложения. Обидные слова, брошенные
матерью, снова и снова звучат в ее ушах. Мишель не интересуют ни слава, ни
карьера - ей гораздо важнее устроить свою жизнь, создать семью, чтобы
доказать матери, что она вполне достойна носить это целомудренное имя -
Мишель.
С семьей, однако, получилось не сразу - первый роман
мадемуазель Мерсье оказался весьма странным.
Возлюбленный Мишель, юный темноволосый и романтичный Джи, на
все лады повторяет ей, какая она неземная, божественно красивая, уверяет,
что она рождена для любви, но любви особенной. Мишель уже ждет пылкого
признания, предложения руки и сердца... Но вместо этого Джи днями и ночами
читает ей вслух восточных мистиков, водит любоваться восходами солнца,
часами разглядывает ее тело и медлит, медлит... Мишель все чаще ловила себя
на том, что она, возможно, не прочь уже испытать ту необыкновенную,
божественную любовь, о которой разглагольствовал Джи... Мадам Мерсье тотчас
недобро усмехалась в ее голове - и Мишель испуганно гнала от себя
крамольные мысли.
В конце концов Джи замучил и запутал ее окончательно. Мишель
едет на съемки итальянского фильма "Ночи Лукреции Борджиа". В Риме ее
представляют иранскому шаху Мохаммеду Реза Пехлеви. Шах, занятый поисками
новой молодой жены, увидел фотографию мадемуазель Мерсье в одной из
итальянских газет и с первого взгляда понял - вот он, подарок судьбы.
Смотрины не задались. Мишель до того смутилась под этим
оценивающим, откровенно похотливым взглядом Его величества, что совсем
растерялась и стала нести полную ахинею. В общем, вела себя как школьница.
А потом долго лила слезы на подушку в номере скромного отеля. Зачем ей
какой-то шах с его пугающим блеском в глазах? Неужели она дала повод так на
нее смотреть? Кого они все в ней видят? За кого принимают? "Эту девушку,
несомненно, поцеловала богиня любви, только она сама этого не понимает. У
нее впереди - большое будущее!" - так отозвался шах о Мишель Мерсье.
Любая другая на ее месте гордилась бы такой красотой, однако
после истории с шахом Мишель стала относиться к своей внешности с
болезненной подозрительностью. Когда ее пригласят в Голливуд на кинопробы -
с самим Элвисом Пресли! - Мишель появится на пышном приеме в чопорном
наряде - глухом, не оставляющем пространства воображению черном платье, со
скромной прической и без всякой косметики. И все равно Мерсье то и дело
ловила на себе восхищенные взгляды мужчин. Продюсер Хелл Уоллес тут же
потерял голову и во время танца слегка прижал Мишель к себе... Открыть рот
для комплимента он не успел - Мишель резко оттолкнула нахала: "Кто вам
позволил ко мне прижиматься?!" На следующий день мадемуазель Мерсье в
панике бежит из Голливуда, о котором и так наслышана, как о гнезде
разврата. Она готова без сожаления навсегда распрощаться с карьерой
актрисы. Пролетая над Атлантикой, Мишель подумала: а ведь когда-то, будучи
танцовщицей в Лондоне, она не избегала мужского общества, слыла приятной,
веселой собеседницей и милой кокеткой. Теперь же мысль о том, что все в
этом мире воспринимают ее как доступную девицу, казалась ей
отвратительной.
Вернувшись в Париж, Мишель выходит замуж - так стремительно,
будто куда-то спешит. В тесной квартирке на острове Миньо Мишель усердно
начинает вить свое семейное гнездышко. Больше всего ее заботит, чтобы у них
с Уильямом было "все как у людей". Две овчарки, служанка, картины по
стенам, вазы, безделушки... Мишель с упоением занимается домашним
хозяйством - готовит, возится в саду. Энтузиазма у нее много, вот только
получается все пока не очень ловко. Как-то Мишель вздумалось "подмолодить"
деревья в садике, и она энергично принялась обрезать ветви в самый разгар
цветения. Служанка пришла в ужас: "Мадам, вы погубите всю природу
вокруг!"
Мерсье опять появляется на съемочных площадках - в перерывах
между поливкой фикусов и приготовлением спагетти. Самая любимая ее работа
того периода - картина Франсуа Трюффо "Стреляйте в пианиста". "Ну и талант
у тебя! - поражается Уильям. - Днем играешь проститутку, вечером - сама
добродетель". В его голосе сквозило явное недоумение. Раздражение Уильяма
растет день ото дня: он не ожидал, что его сексапильная жена окажется лишь
целомудренной домохозяйкой, гремящей посудой на кухне. Ему хочется
кокетства, страсти, капризов, безумств - но уж никак не скучной
покладистости. В постели Мишель была скованна и словно сама себя боялась. А
между тем в этой женщине - Уильям понял это с первого взгляда - таилась
эротическая сила вулкана. Однако пока ему не удавалось добиться ни одной
сколько-нибудь впечатляющей искры.
В начале шестидесятых на кинофестивале в Локарно Мишель
Мерсье получила свой первый в жизни приз - за лучшую женскую роль в картине
"Рычащие годы". Ее карьера явно шла в гору, но актриса, казалось, не
принимала ее всерьез и гораздо больше радовалась, когда соседи хвалили ее
аккуратно подстриженный газончик. Солнечным утром 1963 года - они с
Уильямом как раз пили утренний кофе - в квартире раздался телефонный
звонок. Мишель сняла трубку - ее приглашали на пробы картины
"Анжелика".
Она только что прочла знаменитый роман Анн и Сержа Голон и
совершенно неожиданно для себя буквально заболела им: "Анжелика вызвала во
мне бурю восторга. Я чувствовала ее всеми фибрами души". Разумеется, роль
достается именно ей. Первые два фильма - "Анжелика - маркиза ангелов" и
"Великолепная Анжелика" - снимаются одновременно. Утром Мишель играет
взрослую женщину и мать, а вечером - героиню, которой всего семнадцать.
Впервые в жизни ей не до семьи и не до хозяйства. Она была одержима
Анжеликой - иногда это даже пугало ее.
Во время триумфальной премьеры фильма в "Мулен Руж" в
декабре 1964 года Мишель стоит на сцене утопая в цветах. Но если
повнимательнее присмотреться, улыбка у нее вымученная, а в глазах таится
отчаяние. С некоторых пор с Уильямом стало твориться что-то неладное. Это
началось, когда муж впервые увидел отснятый материал "Анжелики". Его словно
подменили: Уильям забросил работу и на неделю ушел в запой. А вчера,
накануне премьеры, с ним случился эпилептический припадок. Осмотревший
Уильяма врач заявил, что припадок - чистейшей воды симуляция. Мишель
потребовала от мужа объяснений, но в ответ услышала какой-то бред:
"Увидишь, вместе с коньяком я скоро начну глотать валиум, барбитураты и
очень скоро сойду с ума. И ты никогда меня не оставишь - по закону нельзя
развестись с сумасшедшим!"
С Уильямом случилось то, что отныне будет так или иначе
происходить со всеми ее мужчинами - просто он имел несчастье попасть в эту
западню первым. В образе Анжелики Мишель стала той, кого он всегда искал в
ней - символом красоты и дразнящей чувственности, объектом вожделения всех
без исключения мужчин. Отныне никакие клятвы и доводы не заставили бы
Уильяма поверить в то, что ей нравится, словно обычной женщине, готовить
ему обеды, покупать костюмы, удовлетворяться только его ласками в
постели... И раньше-то ее домовитость казалось ему какой-то лживой, а уж
теперь!..
Мишель между тем абсолютно не понимала, что происходит.
Обвинения Уильяма она целиком приписывала его внезапной душевной болезни;
корила себя за то, что на время съемок забросила дом и мужа. В конце концов
Мишель торжественно поклялась Уильяму, что бросит кино и станет тем, кем
она единственно мечтала быть, - женой и впоследствии матерью. Но, увы,
судьба уже разыграла финал ее семейной жизни с Уильямом, и этот финал был
пугающим.
Однажды, когда муж в очередной раз напился, Мерсье попросила
своего друга Мишеля Лемуана встретить родственников. Тот отправился в
аэропорт на ее новенькой "альфа-ромео". И вдруг звонок из полиции. Лемуан
попал в аварию, у только что купленной машины внезапно отказало рулевое
управление. Водитель лишь чудом остался жив. А через пару дней Мишель,
прибирая в комнате Уильяма, увидела сценарий, над которым он работал.
Открыв папку, прочла: "Она собирается его бросить. Он не хочет и задумывает
убийство. Он подпиливает дерево у дороги, по которой должна проехать ее
машина. Она ведь любит быстро ездить. Она разобьется, это точно!"
Вскоре Уильям оказался в психиатрической лечебнице, а Мишель
- на грани нервного расстройства. Она была уверена - всему виной ее
внешность: Уильям уже не первый, кому ее красота застит глаза. Конечно,
Мишель и сама понимала, что в "Анжелике" и впрямь выглядит потрясающе. Но
она гнала от себя эту Анжелику, проклинала дьявольское очарование образа -
ведь на самом деле он не принес ей ничего, кроме несчастья.
Но настоящие беды только начинались. Следующий роман Мишель
(на сей раз с безумно влюбленным в нее художником) закончился еще более
драматично. Как и Уильяму, она ни разу не изменила возлюбленному, ни разу
не дала повода для подозрений. Как и Уильям, тот отказывался этому верить,
изводя себя и ее сумасшедшей ревностью.
Мишель почувствовала недоброе, когда он показал ей одну из
своих новых работ: разрезанный на кусочки и наклеенный на старое квадратное
зеркало фотопортрет Мишель. Странная фантасмагорическая аллегория... А
через несколько дней в приступе необъяснимой ярости любимый набросился на
Мерсье. Удар пришелся в лицо; перстень с печаткой разбил нос, рассек щеку -
кровь заливает ей глаза, Мишель похожа на ту самую фотографию... Двойной
перелом носа, долгие месяцы в больнице, несколько пластических операций.
Когда Мишель увидела себя в зеркале, ей стало страшно - кровоподтеки,
распухшие губы, синяки под глазами... "Вот ты и потеряла свою красоту, -
злорадно заметил голос мадам Мерсье внутри нее. - Теперь уже на тебя не
польстится ни один мужчина. Ты ведь хотела этого?" "Нет, - возразила ей
Мишель и вдруг почти против воли у нее вырвалось: - Я хочу быть Анжеликой,
я - Анжелика! Господи, сделай меня опять такой, как Анжелика!"
Природа французской Ривьеры, воздух и морские купания
подействовали благотворно - Мишель снова стала той, к чьим ногам готовы
были пасть все мужчины Европы. И опять, глядя на нее, любой мог побиться об
заклад, что в спальне такой женщины поклонники меняются не реже, чем цветы
в вазах. И мадам Мерсье продолжала свято верить, что их Мишель ведет жизнь
куртизанки и путается со всяким сбродом - потому и упустила все выгодные
браки. В 1969 году семейство Мерсье приходит в восторг: Мишель выходит
замуж за друга семьи, предпринимателя и весьма перспективного политика
Алена Рено. "Надеюсь, на сей раз ты больше преуспеешь в роли жены", -
ядовито напутствовала ее мать.
Супруга месье Рено все для себя решила - она будет из кожи
вон лезть ради того, чтобы доказать мужу, матери и в первую очередь себе...
"А что, собственно, доказать?" - однажды спросит она себя, лежа в
одиночестве на берегу Адриатического моря в Италии (Мишель приехала туда на
натурные съемки картины "Скандал в Риме"). Муж в Париже, у него свои дела.
Каждый вечер он звонит ей в отель, клянется в вечной любви - и все не
едет, хотя она умоляет навестить ее. Кстати, в отличие от ее прежних мужчин
Ален убеждает Мишель не бросать работу. А ведь она так устала с юных лет
жить в жестком режиме проб, ранних пробуждений, утомительных съемок,
ночевок в осточертевших отелях... Мишель больше не хочет обманывать себя -
она глубоко и безнадежно несчастна. Ни слава, ни восхищение поклонников, ни
привязанность к мужу не согревают ее сердце по-настоящему. А цепи
идеальной жены, в которые она снова себя заковала, давно уже впиваются ей в
душу.
...Целых два часа режиссер Карло Лидзани мучает Мишель
съемками дублей в холодной воде. Наконец все закончено, камера выключена и
режиссерская лодка поворачивает к берегу. Про Мишель забыли. Она
обессилена, и у нее уже нет сил бороться с водной стихией. Очнувшись, она
обнаруживает, что лежит на песке, и видит взволнованное лицо молодого
человека. "Красивое, - отмечает Мишель про себя. - Даже очень".
Ее спаситель - случайно оказавшийся на побережье режиссер
Питер Коллинсон. Он чем-то неуловимо напоминает ей Джи - у него такие же
мечтательные глаза. Он хрупок, светловолос, за его небрежностью угадываются
порывистость и страстность. Мишель так хочется прикоснуться к его волосам,
очутиться в его объятиях. Но как и раньше, обнаружив в себе подобные
желания, она смертельно их пугается. У нее есть муж. Она ведь не
какая-нибудь... Питер ежедневно приходит на съемки и наблюдает за ней
издали. За эти дни они разговаривали едва ли больше пары минут. Но с того
дня Питер, ее ангел-спаситель, стал часто сниться Мишель. Почему-то всегда
он зовет ее улететь.
Поэтому когда агент предлагает Мишель роль в картине Питера
Коллинсона "Драчуны", она не сомневается - надо отказаться. Питер даже во
сне стал угрозой ее супружеской добродетели. Но на сей раз "надо",
сказанное самой себе, не срабатывает. Съемки "Драчунов" происходят в Турции
среди пейзажа, напоминающего Дантов ад. До гостиницы - несколько
километров по дороге, вьющейся между скалой и пропастью. Только здесь, в
этом диком месте, едва ли не впервые в жизни она почувствовала себя почти
свободной. Мишель записывает в дневнике: "Никогда в жизни у меня не было
таких отношений с режиссером. Ни единой ссоры. Он нежен, такая нежность
редко встречается у мужчин. Я чувствую, что его влечет ко мне - и не могу
этому сопротивляться". В один из дней Питер приглашает Мишель на прогулку в
горы и признается ей в любви.
...Она и не подозревала, что способна испытывать такое
наслаждение - до экстаза, до полного изнурения. Почему раньше она не
открыла для себя этого ни с чем не сравнимого счастья - любить? Что еще
нужно женщине от жизни?
Однако наутро Мишель проснулась растерянной и разбитой.
Мерсье даже не вышла на съемки - у нее кружилась голова, перед глазами
поочередно вставали то язвительная ухмылка матери, то нежная улыбка Питера,
то разъяренное лицо Алена. Ее сознание словно бы раздвоилось - одна Мишель
пребывала в любовном восторге, другая дрожала от стыда и страха. И между
ними - непреодолимая пропасть... "Кто я?" - мелькнула в голове странная
мысль.
В тот же день Питер задает Мишель вопрос, который она уже не
раз слышала во сне: "Ты улетишь со мной?" Он умоляет ее бросить Алена и
лететь в Лондон. Но Мишель панически боится неизвестности, а главное - она
боится себя... "Улетай без меня", - скажет она Питеру, и собственные слова
будут терзать ее сердце долгие месяцы. Некстати вернувшись со съемок, она
обнаружила на столе мужа множество писем, из которых стало ясно, что Ален
давным-давно ей изменяет. Развод не заставил себя ждать.
К середине 70-х годов Мишель Мерсье осталась одна. Съемочные
площадки она больше не могла видеть. Попробовав себя на подмостках
парижских театров, Мишель поняла, что и это сейчас не для нее. В 36 лет она
чувствовала себя абсолютно опустошенной. Наибольшие страдания ей
доставляли дни, когда по телевизору шла ее "Анжелика". Глядя на счастливое
лицо своей героини, Мишель размышляла о том, как несправедливо обошлась с
ней судьба. С ней и со всеми, кто имел несчастье оказаться рядом.
Поэтому когда Адриан, давний поклонник Мишель, осмелился
наконец вымолвить: "Ты обязательно принесешь мне счастье!" - ей так
захотелось этому поверить.
У Адриана, крупного бизнесмена, живущего в Цюрихе, после
смерти жены осталось два сына - двенадцатилетний Патрик и девятилетний
Бенджамин. Удивительно, но дети сразу же приняли Мишель. "Сразу после школы
они бежали ко мне, - вспоминает Мерсье. - Ради этого момента я была готова
сидеть дома целый день. Бенджамин кричит снизу: "Это мы!", бросается ко
мне, забирается на колени. Патрик тоже тут как тут. Эти дети могли бы быть
моими".
Мишель отныне не снимается в кино, она следует за Адрианом
по всему миру, вращается в высших кругах строительного и нефтяного бизнеса,
мировой финансовой элиты. И когда в эту новую жизнь снова врываются сны о
Питере, Мишель пугается. Просыпаться рядом с Адрианом после того, как во
сне целую ночь она отдавалась ласкам другого, было невыносимо. А наваждение
между тем продолжалось. Теперь и днем, сидя рядом с мужем и слушая его
бесконечные разговоры о биржевых сводках, Мишель не могла отогнать от себя
воспоминания о той единственной ночи...
Адриан, наверное, о чем-то догадывался - нет-нет, да и
спрашивал у нее: "Ты ведь не бросишь нас?" В его голосе Мишель слышала
голоса всех своих предыдущих возлюбленных.
Уже был назначен день свадьбы, когда у Адриана первый раз
случился приступ головокружения. А вслед за этим последовал страшный
диагноз врачей: злокачественная опухоль мозга. Мишель едва не наложила на
себя руки: все повторялось - она приносит мужчинам только несчастья. Адриан
сгорел за два месяца... До последней секунды он держал ее за руку и
просил: "Только не бросай меня". Как сожалела тогда Мишель, что не попала в
подстроенную Уильямом катастрофу, не умерла от ран, нанесенных художником,
не утонула...
После смерти Адриана у Мишель не осталось ничего. Двери дома
в Цюрихе отныне были для нее закрыты - мать Адриана, ревновавшая сына к
Мерсье, сделала все, чтобы она больше не появлялась в этой семье. Деньги,
вещи - все кануло. Впрочем, Мишель не волновали эти мелочи: каждую ночь во
сне к ней приходил Питер. "Ну что, улетим?" - улыбаясь, спрашивал он, и в
этих словах Мишель все яснее слышится зов смерти. Мерсье уезжает в Ниццу, к
родителям. Отец не узнал ее на вокзале - она постарела и осунулась.
В Ницце, гуляя по берегу моря, Мерсье встретила своего
давнего знакомого Франсуа Трюффо. Тот, почувствовав настроение Мишель,
решает ее хоть немного развлечь. И рассказывает про сценарий, который ему
недавно предложили. Сюжет показался Трюффо занятным: один человек берет
себе имя умершего родственника, и с тех пор его личность раздваивается.
Мало того, карма мертвеца неизбежно толкает его к гибели и саморазрушению.
Франсуа говорил о чем-то еще, но Мишель уже не слушала. Трагическая цепочка
событий собственной жизни вдруг осветилась для нее новым смыслом. "Мишель!
- на какое-то мгновение Трюффо показалось, что рядом никого нет и Он
говорит в пустоту - Мишель, ты меня совсем не слушаешь!"
Жоселин Мерсье не ответила - она молча брела по берегу и
думала о чем-то своем...
Даты: Источник информации: Александр Кучкин, журнал "КАРАВАН
ИСТОРИЙ", август 1999. Сайты со сходной тематикой: Дата публикации:4 января 2000 г.