Что требуется, чтобы превратить вещь в
товар? Упаковка, торговая марка, внушительный тираж и хорошие
потребительские свойства. В середине XX века нашелся человек, который
решил: "Если можно продавать машины и сигареты, почему не продавать
эротику? Не порнографию, а красивый и изящный товар". У этого человека два
имени: Король индустрии эротики и Хью Хэфнер. За ним - огромная империя,
процветающая и известная едва ли не каждому человеку в мире. За ним -
играющий зайчик Playboy.
50-60-е годы. Америка. Бум индустрии потребительских
товаров. "Долой аскетизм военных лет! Будем носить красивые вещи, есть
вкусную еду, ездить на больших новых машинах!" То была эра первых пылесосов
и посудомоечных машин - невиданных до того времени "домашних монстров". За
раскрепощенностью и многообразием искушений уже тогда стала проглядывать
свобода тела и духа. Подрастало новое послевоенное поколение. Их, молодых и
прогрессивных, после войны становится больше, чем людей зрелых и
консервативных. Из своих захолустных городков едут они в крупные
промышленные центры, захваченные вихрем стремительной урбанизации Америки.
Молодые люди, "горячие парни". Им нужен новый имидж, новая культура,
свободная и лишенная ханжеского застоя. Они начинают жадно впитывать всю
эту "науку", стараясь во всем соответствовать новому, модному,
раскрепощенному имиджу. Образы новых героев носились в воздухе. Вот Джеймс
Бонд, современный супермен, одинаково уверенно чувствующий себя и на
сверхважной операции, и в постели с очередной красоткой. Налет легкой
эротики появляется в кино, литературе, театре. Юбки уже не по щиколотку, а
по колено. Женские плечи уже не покрыты накидками и горжетками, и вырез на
платьях глубже. Новое поколение быстро создает свою культуру
потребления.
Пуританин-карикатурист
В начале XX века династия Хэфнеров была хорошо известна в
американских религиозных кругах Америки. Протестанты Глен и Грейс славились
потомственным консерватизмом - среди их предков были выдающиеся
массачусетские патриархи пуританской церкви Вильям Бредфорд и Джон Винтроп.
Прямой потомок столпов пуританства Хью Хэфнер, старший сын Глена и Грейс,
родился в Чикаго 9 апреля 1926 года. Он посещал начальную, а позже - высшую
школу в Чикаго. Был посредственным учеником, хотя и умным. В то время
вошли в моду тесты для определения уровня интеллекта, и его IQ зашкалил:
152 при общепринятой норме 100 - 110. А помимо ума еще и кипучая энергия:
Хью Хэфнер организовал стенгазету, с удовольствием рисовал карикатуры и
шаржи и одно время даже был президентом студенческого совета.
В январе 1944-го Хэф, как его все называли, заканчивает
обучение в высшей школе. Сразу после этого армия, где он попрежнему целыми
днями рисует карикатуры. Это настолько его увлекает, что после
демобилизации в 1946 году он поступает на краткосрочные летние курсы
анатомии при чикагском Институте искусств, заканчивает их, а после курсов
почти чудом - несмотря на бесконечные посредственные оценки - поступает в
Иллинойсский университет на художественный факультет.
Учеба закончилась для него весьма типично -женитьбой, так
что вопрос о доходах встал остро. Хэфнер устраивается ассистентом менеджера
Чикагской картонно-бумажной компании с окладом $45 в неделю. И проклинает
все на свете - бегать продавать картон скучно и малоперспективно.
Неудивительно, что при первой же возможности он сбежал в рекламный отдел
известного модного журнала "Эсквайр", где стал сочинять слоганы, энергично
названивать клиентам и писать рекламные тексты. О нем отзываются как о
сотруднике, подающем большие надежды. Но платят $60 в неделю. В январе 1951
года "Эсквайр" переезжает со своим офисом в Нью-Йорк и начинает набор
новых сотрудников. Хэфнер, пользуясь ситуацией, просит поднять его ставку
на $5. Ему отказывают. Вспыльчивый и честолюбивый, он хлопает дверью: так
дальше не пойдет. Надо как-то иначе.
Ноу-хау N 1: девушка месяца - незнакомка Монро
Тогда он и придумал первое свое гениальное изобретение -
номинацию "Девушка месяца". Хэфнер поехал на окраину Чикаго к своему
старому клиенту и приятелю Джону Баумгарту, у которого была своя маленькая
компания, выпускавшая календари с красотками. Весь его дом был завален
старыми непроданными календарями, которые уже начали покрываться пылью. В
одной из стопок с пухлогубыми и болыпегрудыми шатенками, брюнетками и
блондинками Хэфнер находит фото интересной девушки-блондинки, чем-то
напомнившей ему соседку, в которую он был влюблен во время учебы в школе, с
умопомрачительной родинкой на верхней губе. "Кто это?" - спросил Хэф. "А,
одна из многих актрисуль, которыми полон Голливуд", - ответил ему Джон
Баумгарт.
Джин Мортенсон, сексуальная блондинка, взявшая имя Мэрилин
Монро при подписании контракта с компанией XX Centure Fox, действительно
была тогда одной из многих -несколько скучных ролей в заурядных картинах,и
не более того. Хэфнер торговался недолго - приятель уступил ему фото за
$50.
Хэфнер помещает его в пилотном номере своего журнала. После
публикации имя Мэрилин Монро становится известно всей Америке. И сразу же
звездная роль в знаменитой "Ниагаре" Генри Хатауэя. Роль, соразмерная ее
дарованию: детективный сюжет, роковая страсть и довлеющий над всем призрак
плотского вожделения. Все это вместе с дебютом в журнале Хэфнера сделало ее
звездой. А его - начинающим звездным издателем.
Но беда в том, что он совершенно не знает, чем заполнить
остальные полосы журнала. Редакции как таковой у журнала не было. Вырезали
фото, клеили, рисовали, писали и вычитывали корректуру в тесноте, "на
кухонном столе" - в скромной квартирке Хью Хэфнера. Журнал вышел в декабре
1953 года. В выходных данных даже не был проставлен номер: Хэфнер знать не
знал, когда будет и будет ли вообще следующий. Но первый же выпуск
разошелся тиражом более 50 тыс. экземпляров. Это дало Хэфнеру возможность
закупить бумагу и оплатить печать следующего номера. А также задуматься над
названием журнала.
Ноу-хау N 2: игрушки для взрослых
Друг Хэфнера, карикатурист Арв Миллер, как-то сидел у него
на чердаке и рассовывал по углам плюшевые игрушки - чтобы не мешались. И
вдруг сказал: "Послушай! Журналу нужен собственный символ. Пусть это будет
какой-нибудь зверь". Выбор пал на безымянного оленя (имя ему так и не
подобрали).
Вначале Хью Хэфнер загорелся идеей назвать журнал Stag
Party "Холостяцкая вечеринка", или "Мальчишник" ). Вот уже и картинка была
готова: олень в роскошном халате, покуривая сигару, смотрится в карманное
зеркало, наводя последний лоск перед прибытием дамы,- воплощение
преуспевающего холостяка.
Все уже было готово, когда Хэфнеру принесли адресованный
лично ему конверт. Узнав о новом мужском издании, журнал Stag "Холостяк"
недвусмысленно намекнул о своих авторских правах на это название и
потребовал немалой денежной компенсации. Можно было, конечно, судиться, но
Хэфнер не стал. И изменил название на Playboy - первое, что пришло в
голову. Картинку особенно не переделывали: Миллер убрал оленю рога,
пририсовал уши и лишь слегка изменил морду. А чуть позже художественный
директор Артур Поль создал логотип - зайца Банни. И его пустили в тираж.
Запонки, зажигалки, пепельницы, браслеты, галстуки, майки, носки - армия
зайцев росла с каждым днем.
Августовский 1955 года номер Playboy принес сенсацию,
происшедшую, впрочем, абсолютно случайно. На обложке номера в пене волн
плыла соблазнительная русалка, а снизу за ней подглядывал заяц-аквалангист.
Те немногие прелести, которые вообще могут быть у русалки,
предусмотрительно прикрывала полоска водорослей. Каково же было удивление
редакции, когда кто-то из сотрудников прибежал со свежим номером журнала,
уже отправленного в продажу. Мистическим образом при печати водоросли
оказалась сдвинутыми всего на какой-то сантиметр, но сколько из-за этого
было шума! Номер раскупили мгновенно.
Банни - любимая причуда Хэфнера. В 70-х, когда он был уже
очень знаменит и богат, по его заказу из черного дерева сделали самолет
"Биг Банни", и Хэфнер совершал на нем перелеты из чикагской штаб-квартиры
Playboy в Лос-Анджелес, где снималось новое еженедельное телевизионное шоу
"Playboy после наступления темноты". Самолет был самым крупным (119 футов в
длину) и самым дорогим ($5,5 млн) среди машин этого класса. На его борту
установили дорогое суперсовременное кухонное оборудование для подготовки
застолий, оборудовали гостиную, танцевальный зал, кино- и видеозалы, бар и
даже спальные помещения, рассчитанные на 16 гостей. У владельца самолета
была собственная комната - с роскошным душем и овальной формы огромной
кроватью, застеленной покрывалом ручной выделки из меха тасманийского
опоссума. С изображением все того же Банни. В общем, неудивительно, что
журнал Look назвал этот самолет "самой экстравагантной игрушкой в мире", но
при этом не преминул заметить, что эта игрушка служит "эффективным
средством воздушной рекламы фирменной марки владельца".
Ноу-хау N 3: портативный плейхауз
После создания Банни Хэфнер принялся за изготовление
следующей красивой сказки. Не забывая о том, что читатель его вовсе не
дурак, а честолюбивый интеллектуал.
Очередным ноу-хау Хэфнера стал пентхауз - свою скромную
квартирку он превратил во всемирный фетиш. Именно Хэфнер сделал из
заурядного чердака символ эпохи и определенного образа жизни. Пентхауз как
воплощение идеального жилища холостяка, пентхауз как идеальное место для
свободных раздумий и творчества. Эта идея была моментально подхвачена.
Уже позже, когда Playboy стал одним из самых популярных
журналов в мире, на его страницах появилась совсем безумная идея, также
завоевавшая умы миллионов,- портативный плейхауз плейбоя. Жилище,
специально спроектированное для проведения в нем отпуска или каникул, очень
похоже на летающую тарелку из какого-нибудь фантастического фильма - с
овальными окнами по всему периметру, легко поднимающееся в воздух при
помощи вертолета. Вот так, сидя в кабине с болтающимся внизу на канате
собственным плейхаузом, можно было путешествовать по миру, приземляться где
вздумается и предаваться там отдыху.
Ноу-хау N 4: серьезные идеи в нарядной обертке
Журнал процветает, Банни завоевывает мир, но Хэфнер
понимает, что эротика для Playboy - лишь нарядная упаковка. И что нужно,
как и замышлялось, во всем идти на шаг впереди, чтобы все самое новое
немедленно находило дорогу к читателю.
И на страницах журнала начинают появляться неожиданные
люди. Мартин Лютер Кинг-младший рассуждает о проблемах негров, а Фидель
Кастро приветствует американский капитализм, который "неизбежно только
обострит революционную борьбу во всех странах". Даже звезды шоу-бизнеса
(такие, как Фрэнк Синатра или Боб Дилан) говорили в Playboy далеко не о
легкомысленных вещах. В середине 60-х - начале 70-х, в период расцвета
пацифистского движения, хиппи и психоделиков, клуб Playboy уже был в 30
странах мира. Знаменитый Энди Уорхол, властитель дум модной молодежи,
сдружившийся с Хэфнером, также дебютирует в Playboy. Сенаторы многих
городов через Playboy говорят о бессмысленности войны во Вьетнаме и вреде
наркотиков. А Хэфнер не оставляет своим вниманием даже президента, ведь он
тоже мужчина. Джимми Картер в ноябре 1976 года, будучи кандидатом в
президенты, всенародно признался Playboy, что "смотрел на многих женщин с
вожделением". И высказал надежду, что Всемогущий Господь простит ему эту
вполне понятную житейскую слабость. Журнал становится культовым. Причем
Хэфнер "раскручивает" и культ фотомодели как одной из самых
высокооплачиваемых и престижных творческих профессий. Для многих звезд
шоу-бизнеса и кино Playboy стал стартовой площадкой. Историю с портретом
Монро вы уже знаете. Хэфнер вывел в свет и Мадонну. Это было в то время,
когда она, еще мало кому известная, подрабатывала как модель. Ее фото,
сделанные в 1979-м, появились в журнале в сентябре 1985 года. Снимки
оказались более чем удачными: Мадонна наделала много шума, а номер стал в
США бестселлером.
В августе 1987 года мало кому известная Синди Кроуфорд,
прогуливаясь по улице со своей подругой Паулиной Поризковой, случайно
купила номер Playboy. Фотографии и заметки настолько ей понравились, что
она стала его страстной поклонницей. О том, чтобы сняться для этого
журнала, она тогда и не мечтала. Лишь много позже, увидев в Playboy
фотографии Бриджит Нильсен - будущей жены Сталлоне, она решила рискнуть, не
предполагая даже, как круто после этого изменится ее жизнь. Ее фотографии
появились в июльском номере 1988 года. С тех пор Синди - одна из самых
высокооплачиваемых моделей в мире.
В списке друзей Хэфнера, которые в разные времена давали
интервью Playboy и были активными участниками клуба,-очень известные имена:
Фидель Кастро, Фердинанд и Имельда Маркоc, Даниель Ортега, Ясир Арафат,
Джон Леннон и многие другие.
Ноу-хау N 5: сам Хэфнер
Но и слишком серьезным Хэфнер никогда не был. И всегда
развлекался с размахом. В 1957 году он собрал сотрудников и самых богатых и
знаменитых членов клуба Playboy и отправился с ними в круиз на шикарной
яхте, где они оторвались, что называется, по полной программе. С легкой
руки Хэфнера это называлось "яхт-пати". В 1959-м, отмечая пятилетие
журнала, он спонсировал трехдневный фестиваль джаза в Чикаго, в котором
приняли участие около 30 выдающихся музыкантов, включая таких звезд, как
Диззи Гиллеспи и Дюк Эллингтон.
Завораживало окружающих и то, как Хэфнер одевался. Если был
обычный рабочий день, он ходил в свободных балахонах, по покрою и фактуре
напоминающих пижаму. Впрочем, иногда в таком виде он являлся и на
сверхважные переговоры, подпитывая тем самым окружавшие его легенды. "Ну
что вы хотите! Причуды миллионера",-говорили друг другу партнеры по
бизнесу. Утром он предпочитал черные и темно-синие пижамы, а к ночи
обязательно менял их на красные или голубые. Но для близких друзей Хэфнер
надевал смокинг. И газеты об этом писали и писали, множа сказку-легенду
десятки и сотни раз.
В 1985 году Хью Хэфнер перенес серьезный удар, и врачи
настоятельно рекомендовали ему пить только "диет пепси". Да и жить
поспокойнее. Но хотя болезнь была долгой и тяжелой, он назвал ее "ударом
удачи": самый знаменитый холостяк мира (Хэф развелся с женой еще в 1959
году) нашел себе тогда настоящую подругу жизни. Кимберли Конард, знаменитая
фотомодель, в 1989 году стала его женой и остается ею по сей день, радуя
своего неординарного мужа полным пониманием и поддержкой.
Сегодня империя Playboy - это мощный холдинг со своими
теле- и радиоканалами, клубами, web-сайгами и, конечно же, журналом.
Playboy издается более чем в 30 странах, в том числе в России. В 1998 году
только журнал принес корпорации Playboy почти $320 млн дохода. Web-сайты
дали еще порядка $5 млн. А по объемам продаж империя Playboy занимает
третье место в мире.
Даты:9
апреля 1926 года Автор: Елена Антонова Источник информации: Комерсант Деньги N 25(228) от
30.06.1999 Сайты со сходной тематикой:Playboy
Live Дата публикации:31.12.1999