Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Людям о Людях

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

============================================
Предлагаю Вам новую рассылку:
Правила хорошего тона. Основы этикета
Ваш Alex
--------------------------------------------



На сайте сейчас находится 209 биографий

         ежедневные
путешествия по Инету Aphorism
every Day
http://www.peoples.ru/pixel.gif (807 bytes)

Владислав Старевич

  Владислав Старевич родился в Вильно, прославился в Москве, бежал в Ялту, едва не попал в долговую яму в Италии, конец жизни провел во Франции. Но ему удавались путешествия и посложнее - в мир фантазий и волшебных превращений. Владислав Старевич - чeлoвeк, придумавший объемную кукольную мультипликацию.




  Владислав Старевич вел в Вильно жизнь тихую и скучную. Служил в казенной палате, получал мало, служил плохо, глумился над начальством и дела своего не любил. Досуги посвящал редактированию запрещенного властями сатирического журнала "Оса", рисованию карикатур и организации костюмированных балов. Из сущей ерунды - рогожи, колосьев, пробки - мастерил восхитительные маскарадные костюмы. Еще одной его страстью была энтомология: он собрал огромную коллекцию бабочек, жуков и других насекомых и вел обширную переписку с такими же одержимыми натуралистами-любителями, время от времени выменивая у них особо ценные экземпляры.

  Удивительно, что при таком напряженном графике у Старевича оставалось время на кино. Он обожал французские трюковые картины - и в конце концов это перевернуло его жизнь. Однажды после сеанса Старевич ворвался в дом как ураган. Все решено! Он покупает в рассрочку киноаппарат, будет снимать картины из жизни насекомых, для чего немедленно отбывает, в Москву.

  В Москве он первым делом отправился к представителю французской кинематографической фирмы "Братья Пате". Господин Гаш для приличия стал задавать вопросы, но не выдержал и расхохотался посетителю в лицо. Старевич подался в другую французскую компанию - "Гомон", где повторилось примерно то же самое.

  Отчаявшись добиться правды у иностранцев, Старевич обратился к русскому предпринимателю. Что увидел Ханжонков в провинциальном энтузиасте, неизвестно, только после их разговора Старевич вернулся в Вильно со съемочным аппаратом, пленкой и договором на съемку первой картины.

  По возвращении в Москву Старевича ожидал настоящий триумф. Первая в мире объемная мультипликационная картина "Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами" (после революции ее показывали под названием "Куртизанка на троне"), снятая им в марте 1912 года, не сходила с экранов до середины 20-х. Сюжет ее оригинальным не назовешь, но картина произвела фурор: все роли - старого мужа, молодой жены и ее ровесника-рыцаря - исполняли... жуки. Получилась пародия на водевильные и опереточные страсти, причем настолько остроумная, что даже в самых трогательных сценах зрители не плакали, а смеялись.

жуки из "Прекрасной Люканиды"

  Ханжонков был в восторге. Даже вблизи невозможно было отличить поделки из гуттаперчевой массы от настоящих насекомых. Все конечности были подвижны, шарниры позволяли придавать героям самые замысловатые позы.

  Сам Старевич так описывал работу над фильмом: "Война жуков-рогачей" (1910 год): "...я возлагал большие надежды на битву самцов-рогачей. Однажды я видел такую драку. Сначала я подумал, что два насекомых запутались в траве. Но нет, то была битва. Я приготовил на столе соответствующую декорацию и дуговую лампу. Поместил туда двух самцов и дал им почуять самку. Жуки сначала оцепенели от страха, но через минуту пришли в нормальное состояние. И тогда произошло вот что: они начали двигаться, но когда я дал свет, замерли на долгое время. Несколько раз я пробовал повторить опыт, но результат был тот же".

  Но Старевич не сдается. Он препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу - и добивается своего.

  "Люканиду" буквально рвали на части, и первым из иностранцев ее купил директор отделения "Братьев Пате" господин Гаш.

  После успеха "Люканиды" Ханжонков распорядился пристроить к квартире Старевича небольшой съемочный павильон. Старевич пропадал там дни и ночи, и вскоре на свет появились "Рождество обитателей леса" и "Авиационная неделя насекомых".

Старевич в своем ателье в Фонтене-су-Буа

  В свою мастерскую Старевич никого не пускал. Но одному его коллеге помог случай. Они разошлись во мнениях об окрасе крыльев редкой бабочки. Старевич не выдержал и потащил оппонента в мастерскую, чтобы тот своими глазами увидел экземпляр, о котором шла речь. "Я изумленный остановился на пороге. Все стены комнаты были сплошь увешаны большими и малыми коробками со стеклянными крышками. И чего там только не было!.. Я не знал, на что смотреть и чему удивляться... На огромном рабочем столе лежала распластанная стрекоза. Больше всего меня поразило то, что рядом с ней лежал дубликат такой же стрекозы, сделанный в тех же размерах из различных материалов, главным образом из тонкой резины". Старевич увлекся и рассказал о некоторых деталях: "...приходится, создав миниатюрные актерские фигурки, расчленять их на суставы и делать каждый из них подвижным с помощью шарниров. Снимаю я кадр за кадром, последовательно двигая их при помощи черной проволоки. Все зависит от точного расчета каждого движения стрекозы и муравья..."

  Когда коллега взмолился показать все это в действии, Старевич опомнился и замолчал.

  - Это секрет, - Старевич захлопнул дверь в мастерскую. Некоторое время спустя на экраны вышел фильм "Стрекоза и Муравей", многократно умноживший славу автора.

  Старевич не боялся экспериментов. Смастерив невообразимое приспособление для подводных съемок, он погрузил кинокамеру в мутный прудик подмосковного Крылатского: режиссера заинтересовали стадии развития головастиков. Часами просиживал он на берегу в ожидании своих случайных актеров. Ничего путного из этой идеи не вышло, мир не узнал о тайнах лягушачьего молодняка, однако Ханжонков, наблюдавший за манипуляциями Старевича, признался, что "по настойчивости и тщательности, с которой проводил Старевич свои первые киносъемки", он понял, "что в кино пришел интересный, самобытный режиссер".

  Добившись успеха в объемной мультипликации, Старевич занялся кино. Начал с картины "Домик в Коломне" по Пушкину, потом был Гоголь. Не чуждый самоиронии, Старевич нарисовал карикатуру: раздраженный неуемным интересом режиссера к своему творчеству, классик дергает Старевича за ухо. Старевич корчится, но ручку киноаппарата не отпускает.

"Ночь перед Рождеством", 1913г.

  Отпустить ручку киноаппарата Старевича призывали многие. Он снял "Страшную месть", "Ночь перед Рождеством" с И. Мозжухиным в главных ролях. Мозжухину он однажды, кстати, здорово помог.

  А дело было так: на фабрике Ханжонкова снимали ленту "Алкоголь и его последствия". Мозжухин играл главного героя - алкоголика в преддверии белой горячки. По замыслу режиссера из бутылки, опустошенной пьянчугой, должен был вылезать чертик. Но сколько ни бились на студии, сколько ни пил "горькую" Мозжухин, чертик не вылезал. И тогда вызвали Старевича.

  Старевич забраковал старого чертика и вылепил из пластилина нового, который с первого же дубля вылез из бутылки и начал измываться над актером. Рассказывают, что измученный Мозжухин ловил куколку с нешуточным остервенением.

  Для "Ночи перед Рождеством" (И. Мозжухин в роли черта, О. Оболенская - Оксаны) Старевич придумал невиданные по тем временам эффекты: черт похищал месяц с неба, кузнец Вакула летал по воздуху, черт уменьшался до микроскопических размеров и забирался Вакуле в карман...

  Гражданская война подбросила Старевичу другие темы: он снимает картины "Как немец выдумал обезьяну" и "Пасынки Марса". Февральскую революцию Старевич принял с энтузиазмом, но вскоре изменил свое отношение.

  Весной 1917 года Ханжонков вместе со всем художественным и техническим персоналом уезжает в Ялту. Старевич тоже отправился за ним, надеясь вскоре вернуться в столицу и продолжить работу. К тому времени у него было готово три тысячи человеческих масок для объемной мультипликации.

  Но планам Старевича не суждено было сбыться. Поставив в Ялте несколько картин, он эмигрировал из России.

  В числе этих картин были "Звезды моря", где Старевич изобразил грандиозное зрелище: венец из человеческих тел вращался на фоне облаков. Идею Старевич позаимствовал у итальянцев. Отличие заключалось лишь в том, что у итальянцев вращалась баснословно дорогая платформа, а хитрый уроженец Вильно заставил вращаться съемочный аппарат. Минимальными средствами был достигнут тот же результат.

  В 1919 году Старевич уезжает в Италию и ставит фильм об Икаре. Фирма, заказавшая фильм, обанкротилась, и, не добившись ни успеха, ни денег, режиссер перебирается во Францию по приглашению кинопредпринимателя Тимана. На собственной студии в Фонтене-су-Буа он снимает фильм "В когтях паука" - трагическую историю наивной мухи, пародию на светскую мелодраму. Уже следующая его работа - "Песнь соловья" - признана лучшим фильмом года. "Рейнеке Лис", полнометражный кукольный фильм-памфлет, поставленный в 1937 году по произведениям Гете, стал настоящим шедевром. До 1920 года у персонажей кукольной мультипликации были неподвижные лица. Старевич первым попробовал "оживить" физиономии своих героев. Для некоторых из них он делал до 150 масок с различными гримасами, у других лица или мордочки были выполнены из мягкого материала, который под руками Старевича мгновенно менял "выражение".

семья Старевичей, Франция, лето 1930 г.

  Старевич работал не покладая рук. Ему помогала семья: жена Антония шила костюмы для кукол, старшая дочь Ирина работала сценаристом, кукловодом и мультипликатором, младшая Янина играла главные роли в фильмах отца. Чтобы делать такие фильмы, другим требовались годы и усилия целого коллектива опытных кукловодов. Старевичи справлялись вчетвером.

  Но денег не хватало, и время от времени Старевич снимал рекламу. Чтобы закрыть дыры в бюджете, он вынужден был продавать своих кукол. Заключать контракты удавалось все реже. Потом нагрянула беда - старшая дочь начала слепнуть. Старевичу предлагали работать в Америке, но, опасаясь обмана, он отказался.

  Умер Старевич в 1965 году восьмидесяти лет от роду. При жизни у него не было конкурентов, но не было и последователей. После него не осталось ни учеников, ни его удивительной коллекции кукол.

Даты:
Источник информации: Этери Чаландзия, журнал "Культ Личностей", январь/февраль 2000.
Сайты со сходной тематикой:
Дата публикации: 28/12/99
ЛЮДИ | AЛФАВИТ | ЛЮДЯМ О ЛЮДЯХ | ДАТЫ
Copyright (c) 1999 MagNet | Design by D'Art studio
Email: people@magnet.ru

Предлагаю Вам оставить Ваше имя на страницах сайта!
ждет рассказов о Ваших кумирах.
Жду Ваших писем. Ваш Alex
http://www.citycat.ru/         E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное