Очередной механизм восприятия человека человеком в общении:
Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция, а проще сказать причинное приписывание (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
Представьте трех продавцов, которые общаются с клиентом. Клиент сидит в закрытой позе, скрестив руки на груди.
Первый продавец размышляет: «Я наверное что-то не так делаю, говорю всякую несуразицу, вон и клиент загрустил».
Второй: «Клиент какой-то неразговорчивый попался».
А третий думает: «Нынче в переговорной холодно, клиент мерзнет».
Это три привычных способа интерпретации причин поведения другого. Первая схема — приписывание причин случившегося себе (в нашем примере продавцу). Это личностная атрибуция. Вторая схема — объектная атрибуция, приписывание ответственности тому, с кем нечто произошло (клиенту). Наконец, третья схема — ситуационная атрибуция, где «виноватыми» оказываются обстоятельства (холод в переговорной). И кто из трех продавцов прав? Может кто-то один, а может все ошибаются
и причина совсем другая.
В жизни мы время от времени пользуемся всеми тремя схемами, но тяготеем, к одной-двум. При этом используемая схема представляется нам самим не субъективным пристрастием, а «истиной в последней инстанции»: именно так и есть, я же знаю».
Полезно изучить свой атрибутивный стиль, дабы не впадать в ошибку каузальной атрибуции, а понимать истинные причины поведения партнеров по общению.