Продолжаем изучать коммуникативный минимум и сегодня поговорим об этапах общения.
Отечественные психологи рассматривают общение как деятельность, а любой акт деятельности состоит из трех фаз (С.Л. Рубинштейн):
этап ориентировки и планирования
этап исполнения или реализации
этап контроля
Замечу, что западные эксперты, например для управленческой деятельности выделяют такие же этапы. Вспомним известный управленческий цикл Шьюарта-Деминга (PDCA):
планируй
исполняй
контролируй
корректируй
Но, вернемся к коммуникации, которую, как и всякую деятельность можно представить как последовательность фаз (этапов).
1. Возникновение коммуникативной мотивированности (побуждения, интенции) к началу коммуникативного акта.
2. Внутреннее программирование речевого действия (или внутренняя речь).
Здесь хочу сделать важный комментарий. Настоятельно рекомендую на репетиции речи для ответственного публичного выступления проговорить ее сначала про себя, а уже потом вслух.
«Не начинайте говорить, пока вам самим не ясно, что вы хотите сказать».
3. Реализация внутренней программы.
4. Получение обратной связи от адресата.
5. Коррекция сообщения и либо завершение коммуникативного цикла, либо его повтор.