Продолжаем разбирать механизмы перцепции или восприятие человека человеком и сегодня:
Эмпатия
«Эмпатия» — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.).
Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905):
«Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».
Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного,
объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым), сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому), симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям)
Эмпатическое понимание не является результатом интеллектуальных усилий. Многие
специалисты считают эмпатию врожденным свойством, которое генетически детерминировано. Жизненный опыт индивида может только усилить или ослабить ее. Эмпатия зависит от доступности и богатства жизненного опыта, точности восприятия, умения настроиться, слушая собеседника, на одну эмоциональную волну с ним.
Различные тренинговые методы помогают повысить эмпатические способности (при условии их врожденного наличия), развивают умение более эффективно применять эмпатию в личном и профессиональном общении.
Возможны дефектные (ошибочные) применения эмпатии. Сюда относятся «эмпатическая слепота» (неосознаваемое неприятие тех чувств партнера по общению, которых индивид избегает в самом себе), неконтролируемое и неуместное использование эмпатии, в крайних случаях принимающее патологические формы (в художественной литературе образом такого типа эмпатии является поведение князя Мышкина в романе «Идиот» Ф. М. Достоевского),
манипулятивное применение эмпатии (когда она выступает в виде скрытого убеждения, уговаривания, внушения).
Каковы бы ни были ваши эмпатические способности - их можно улучшить. Потому что эти качества прекрасно развиваются в любом возрасте и зависит их развитие исключительно от вашего желания, времени и потраченных усилий. Лучше всего развитие эмпатии происходит на практике и в комплексе с развитием всего эмоционального интеллекта. Здесь приводятся простейшие упражнения по развитию эмпатических способностей. Они скорее, дают представление
о том, в каком ключе нужно действовать. Потому что если вы решите заняться вплотную развитием собственной эмпатии - подход должен быть более серьезным и углубленным. И в первую очередь вам понадобится поддерживать связь с людьми, которые смогут дать адекватную обратную связь в процессе обучения эмпатии. А именно - подтвердить или опровергнуть, правильно ли вы поняли их чувства, или это были только ваши домыслы и проекции.
Итак, примеры упражнений:
1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: "Что я сейчас переживаю?", "Чего я в данный момент хочу?", "Зачем я это делаю?". Если вы умеет отдавать себе в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.
2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда - другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.
3. Вспомните имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.
4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?
5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали?
6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать:
обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние
научитесь слушать других людей (попробуйте хотя бы 5 минут кряду только кивать и "угукать" в течение чьего-то монолога, не вставляя ни слова)
перед тем, как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли вам возразить?
наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз; часто ли подтверждаются ваши прогнозы?
когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук - при этом старайтесь не терять нити событий; это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами
когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или рагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. В чем разница?