Сегодня очередной механизм восприятия человека человеком в общении:
Стереотипизация
Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов.
Разные социальные группы, например профессиональные, вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные объяснения вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира, так как он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым.
Таким образом, отбор, ограничение, категоризация огромной массы социальной информации, ежеминутно обрушивающейся на человека, — основа стереотипизации. Частным случаем стереотипизации является физиогномическая редукция - попытка судить о внутренних психологических особенностях человека, его поступках и прогнозировать его поведение на основе типичных для его группы черт внешности. Можно привести пример из области межэтнических отношений: «Фиксирую у человека
типичные этнические черты — накладываю на него стереотипный образ представителя данного этноса — строю свое поведение определенным образом». В простейших ситуациях социального взаимодействия этот механизм работает весьма успешно.