Продолжу перечень требований к знаниям, умениям и навыкам менеджера в области коммуникаций. Повторю, что вы можете посмотреть перечень ниже и оценить свои знания основ и техник коммуникации. А ближайшие рассылки я планирую посвятить раскрытию коммуникативного минимума. Сегодня – практические умения.
1. Умение взять на себя инициативу начало диалога и его ведения.
2. При установлении контакта с человеком – умение понять, как надо вести себя, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить, разговорить его, создать у него конструктивный, положительный настрой на предстоящий разговор.
3. При разговоре с человеком – умение внимательно слушая его сообщения, одновременно наблюдать и учитывать особенности его вербального и невербального поведения.
4. Умение понять психологические особенности собеседника, определить конгруэнтность его поведения, его желания и нежелания продолжать разговор, его способность (готовность) изменить свою позицию.
5. В процессе разговора – умение отобрать, выделить наиболее существенное из всего сказанного собеседником; умение понять его, подчас скрытые намерения и цели.
6. При общении с человеком, находящимся в состоянии излишнего, мешающего эмоционального возбуждения – умение скорректировать это состояние до работоспособного уровня, не вызывая у собеседника агрессии.
7. При наличии или возникновении собственного эмоционального напряжения, мешающего диалогу, - умение выровнять его без снижения темпа и эффективности ведения разговора.
8. При убеждении человека – умение выяснить его позицию и отношение к теме, цели, обстоятельствам и прочим аспектам разговора; умение найти те аргументы и доводы, которые убедительны именно для данного конкретного человека, умение получить его принципиальное согласие; умение убедительно отказать.
9. Умение дать собеседнику обратную связь по всем аспектам разговора; умение скорректировать поведение собеседника; умение сказать ему комплимент.
10. Уметь достигать запланированной цели диалога таким образом, чтобы у собеседника сохранялось желание продолжать сотрудничество.
11. Умение выступить в роли арбитра между конфликтующими сторонами; умение понять их требования; умение найти конструктивную линию взаимодействия сторон.
12. Умение управлять ходом диалога и закончить его в нужный момент.