«Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою; и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым.» (Исх. 32:19-20)
32 :19 пляшущих. Или "барабанящих" (см. прим. к 15:20).
32 :20 воде. Ручья (Дварим, 9:21). и заставил сынов Израиля ее пить - Как заставляют пить воду женщину, подозреваемую в измене мужу; Бемидбар, 5:24 и далее. (р. Арье Каплан)
Сказал р. Йосе из Галилеи: "Расскажу вам притчу. Чему это можно уподобить? Царю из плоти и крови, который сказал своему посланнику: иди, обручи меня с девушкой, красивой, скромной и хорошего поведения. Посланник пошел и обручил ее. А уже после этого он узнал, что она согрешила с другим. И так он сразу рассудил: если я сейчас дам ей брачный документ, я этим приговорю ее к смерти; лучше я разорву его и уже навсегда разлучу ее с моим господином.
Так же рассудил и праведный Моше. Как я могу, сказал он, дать Израилю эти скрижали? Я этим сделаю его виновным в нарушении заповедей, за которое полагается смертная казнь. Ведь сказано (Шмот 22:19): ‘Жертвующий богам, кроме одного Господа, да будет истреблен...’. 7 Лучше я их разобью, а народ верну к добру".
Я думаю, что Моше разбил скрижали в том месте у подножия горы, где накануне дарования Торы он построил жертвенник, так, как разрывает человек юридический документ, который был нарушен. Он не разбил их на вершине горы, где он в первый раз услышал о грехе народа, разбил их только тогда, когда спустился к стану. Ибо если бы евреи не увидели скрижали, дело рук Господа, в их целостности, они не были бы так потрясены тем, что они разбиты, поскольку на человека большее впечатление производит то, что он видит, чем то,
о чем он слышит. Поэтому он принес скрижали с горы, чтобы показать народу, и потом уже разбить их прямо перед ним. (Там же)
Сходным образом объясняет это и Нецив в "hаамек давар":
Тора показывает нам величие Моше: он взял тельца и сжег его в огне, и никто не противился этому, тогда как Аарона до этого заставили сделать его. Это потому, что Моше в мудрости своей не разбил скрижали, пока был на горе, когда Господь рассказал ему о случившемся. Он уже тогда решил их разбить, но он хотел сделать это так, чтобы разбить и сердце народа, потрясти их умы, когда они увидят, что Моше разбивает у них на глазах этот удивительный, неслыханный дар. После того, как они увидят это, у них уже не будет
силы сопротивляться действиям Моше, каким бы суровыми они ни были. Теперь, когда перед глазами их разбита ценность, равной которой нет в мире... (Там же)
р. Меир Симха, автор комментария "Мешех хохма"...
И когда увидели они, что Моше задерживается, была подорвана их вера, и они решили сделать себе тельца... это и ужаснуло Моше: неужели они думают, что все дело в нем? И что существует какая-то святость, не заповеданная Богом? И вот, только Моше отлучился – и они сделали себе тельца. "Нет, – сказал им Моше, – я такой же человек, как и вы, и существование Торы не зависит от меня. Даже если бы я вообще не вернулся, Тора существовала бы безо всяких изменений..." (Там же)
«и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.» (Исх. 12:38)
Можно предположить, что большое количество египетских рабов и военнопленных захотело воспользоваться удобным моментом (царившей повсюду паникой), чтобы убежать из Египта. Однако такое предположение неверно, поскольку исход евреев из Египта не носил характер бегства. Это было упорядоченное, хорошо организованное движение, которым руководили главы семейств. И поэтому далеко не всем желающим было разрешено присоединиться к евреям, покидающим страну. Основную часть примкнувших составляли люди, которые еще до исхода
оставили идолопоклонство и жили в той или иной степени обособленной от египтян жизнью. Это подтверждается тем, что из Египта вышли только те, кто накануне принес пасхальную жертву и сделал обрезание. (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb03_2.htm)