«И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня. Посему источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.» (Быт. 16:13-14)
16 :14 "колодец, дающий жизнь видения" (Гактав вегакабала), "Источник видения Живого" (Раши, Таргум) или "родник для Живого. Который видит меня" (Ибн Эзра) (Комментарии р. Арье Каплана)
13. Бог Всевидящий Понятие "видение" предполагает точное и четкое восприятие, строго соответствующее действительности. hагар так обращается к Всевышнему, ибо считает, что с ней поступили несправедливо, а Всевышний восстановит справедливость. Однако в стихе 11 ангел, обращаясь к hагари, сообщает ей, что Всевышний услышал, а не увидел. С понятием "слышать" связано и имя Ишмаэль. "Услышал" в данном случае означает, что Всевышний проявил милость и помог тому, кто по мере суда не должен быть спасен и удостоен награды.
(Сончино, там же)
- - -
«Исав сказал: у меня много, брат мой; пусть будет твое у тебя. Иаков сказал: нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лице твое, как бы кто увидел лице Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня всё. И упросил его, и тот взял» (Быт. 33:9-11)
Эйсав: "у меня много". У Эйсава - превозношение, превосходство, гордыня, жажда обогащения.
Иаков: "Бог даровал мне, и есть у меня всё". Иаков благодарен Богу, доволен, смирен.
9. есть у меня много Эйсав, не желая принять подарки, подчеркивает свое превосходство, а также и то, что он не лишен благословений и потому не нуждается ни в чьих дарах (см. главу 23). (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda08_1.htm)
11 есть у меня все - Все необходимое. А Эсав говорил заносчиво: "Есть у меня премного" - намного больше, чем мне нужно. (Раши, там же)
В отличие от Эйсава, Яаков пользуется словом "все": он не говорит, что есть у него "много". Из слов, использованных Яаковом, виден характер праведника: он считает, что у него есть все, и что он не нуждается ни в чем. Эйсав же говорит, что у него есть много, и само слово указывает на то, что Эйсав постоянно стремится к увеличению своего богатства. (Сончино, там же)
Битахон
Рав Йосеф Хаим Зоненфельд. Великий раввин, но в голодные годы у него дома ничего не было, кроме нескольких кусков хлеба. Он не мучился, но мучилась его жена, переживала и постоянно жаловалась на отчаянную бедность.И стал рав Зонненфельд молиться: "Рибоно шель олам! Не прошу у Тебя денег или имущества. Не надо мне бесплатного подарка от людей или чужой потери – потому что это страдания для потерявшего. И даже от нееврея мне не нужно ничего – потому что не хочу, чтобы он мне дал, а сам лишился, ибо
не надо мне, чтобы страдали другие люди. Но одного прошу – дай чувство битахона моей жене. Нам будет хорошо – и мир ничего не потеряет!"Так и произошло. Жена перестала жаловаться. А дальше все наладилось. (http://toldot.ru/blogs/pyatigorsky/pyat_1617.html)