«Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле
царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень
красива.» (2 Цар. 11:2)
Со стиха 2 начинается описание совсем других событий. Говорится: "И
было к вечеру, поднялся Давид со своего ложа, и пошел прогуляться по крыше
царского дома, и увидел женщину, которая купалась на крыше. А женщина хороша
видом очень". Эта сцена считается выдающейся, как по своей важности для всей
жизни Давида, так и для нашей истории, и для нашей литературы. Это - один из
наиболее драматических и красивейших эпизодов во всем Танахе. По этому поводу в
Талмуде говорится следующее. Сказал Рав: "Человек ни коим образом не должен
вводить самого себя в ситуацию испытания". И объясняет он свои (не совсем
понятные) слова так. Давид, царь Израиля, сам себя ввел в ситуацию испытания и -
провалился. (д-р Зеев Дашевский http://www.machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_54.htm)
«И сказал Урия Давиду: ковчег и Израиль и Иуда находятся в
шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел
бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и
жизнью души твоей, этого я не сделаю.» (2 Цар. 11:11)
Совершенно очевидно, что Давид, отправляя Урия в его дом, хочет
обеспечить себе алиби. Такой поступок не представляется безупречным в моральном
отношении. Можно думать, что люди вряд ли хранили секреты, и до Урия дошли
сведения об отношениях Давида и Бат-Шевы. И Урия наотрез отказывается пойти в
свой дом. Получается, что он делает это демонстративно. Мудрецы в этом месте
видят основания для того, чтобы сказать, что Урия является государственным
преступником. Они находят этому две причины. Во-первых, потому, что он посмел в
присутствии царя, в лицо царю, кого-то (Йоава) назвать "Мой господин", а это
равносильно бунту, потому что никто не может быть господином в присутствии царя.
Во-вторых, если Урия, действительно, знал, что царская репутация "подмочена", и
специально хочет его опозорить, то это, конечно, может считаться изменой царю,
потому что царская честь - превыше всего! Он получил царский приказ пойти домой,
но ослушался его. (Там же) Известно ли было Давиду, что Бат-Шева была ему
предназначена? - Как сообщают мудрецы в мидраше, Бат-Шава была предназначена
Давиду от шести дней Творения. Поэтому, тот факт, что он взял ее себе в жены,
вполне соответствует Божественному замыслу: она была предназначена ему, и он
чувствовал, что это его родная жена. (Там же)
У Авессалома (Авшалома), третьего сына Давида, мать была язычница.
Мааха была дочерью Фалмая, царя Гессурского (2 Цар. 3:3). О Гессуре сказано:
"Но сыны Израилевы не выгнали жителей Гессура и Маахи, и живет Гессур и
Мааха среди Израиля до сего дня." (Иис. 13:13)
Авшалом
стремился к власти и сделал бунт против Давида.
«После сего Авессалом завел у себя колесницы и лошадей и
пятьдесят скороходов. И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у
ворот, и когда кто - нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом
подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из
такого - то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело
твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил
Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы
всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто
- нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его.
Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и
вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян.» (2 Цар. 15:1-6)
«По прошествии сорока лет [царствования Давида], Авессалом
сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо
я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в
Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал
он и пошел в Хеврон. И разослал Авессалом лазутчиков во все колена Израилевы,
сказав: когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился в
Хевроне. С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были
приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело. Во время
жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника
Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и
умножался около Авессалома. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце
Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим,
которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения
от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и
не навел на нас беды и не истребил города мечом.» (2 Цар.
15:7-14)
"Третий сын - Авшалом, был сыном Давида и
красавицы-пленницы. Мудрецы во многих местах обсуждают его, потому что история
Авшалома - одна из серьезных трагедий всей жизни Давида. Мудрецы говорят, что в
книге Дварим не зря сразу после раздела о "красавице-пленнице" идет раздел о
непокорном и бунтующем сыне. Раши приводит всеми признанную цепочку хороших дел,
когда мицва влечет за собой другую мицву, и, наоборот, когда одно преступление
влечет за собой - другое. Тора законом о "красавице-пленнице" дает право
человеку, который на войне влюбился в красавицу-пленницу, взять ее в жены...
<если он>... женится на красавице-пленнице, то в результате у него родится
как раз такой непокорный и бунтующий сын. Есть такое интересное объяснение.
Когда человек захватывает эту красавицу-пленницу в плен и потом женится на ней,
то фактически он совершает насилие, потому что она не по доброй воле переходит в
еврейский образ жизни, в еврейскую веру. Ребенок же, который рождается от
насилия, рождается с очень страшным изъяном в душе." (Лекции З.Дашевского по
книге Шмуэль http://www.machanaim.org/tanach/_da_smu/smu_44.htm)
ХРАМ И ЕДИНСТВО
НАРОДА
Из сказанного Мааралем (раби Йеудой-Ливой бар Бецалель из Праги) в его
книгеНэцах Исраэль (глава 4) ясно, что у Храма были две особые функции: 1. он
представлял собой место, где пребывала Шхина (Б-жественное присутствие), 2.
Благодаря Храму весь еврейский народ был един: у них был один алтарь, один коэн
гадоль (первосвященник), и три раза в год (на Песах, Шавуот и Суккот) весь народ
собирался в Храме. http://toldot.ru/urava/ask/urava_5440.html