Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


41-й день омера до Пятидесятницы. 40 дней Мессия учил о Царстве.
 
- - -
 
Видео: Как Елисей освободил вдову от долгов? Подготовить сосуды для помазания
 
«Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими.» (4 Цар. 4:1-7)

Как важно приготовить сосуды! Масло - помазание - льется столько, сколько мы приготовили сосудов. Если мы переполнены своим "я", как можем получать помазание?   

"К первым семи стихам главы 4 ранее был поставлен целый ряд вопросов. Из ответов на них мы можем понять следующее. Во-первых, почему так важно было для Элиши, чтобы у женщины в доме нашлось хоть что-нибудь, почему нельзя сотворить такое же чудо в том случае, например, если бы в доме ничего не было? - Комментаторы Зоhар по этому поводу высказываются так, что чудо должно иметь какую-то минимальную затравочную часть в этом мире, уже готовую, и тогда чудо состоит в том, что это может быть увиличено в невероятное число раз. Из этого эпизода комментаторы учат больше "законов чудес", чем из любого другого чуда, описанного в Танахе. То есть, короче говоря, благословение или чудо не нисходит на пустое место, а нужно что-то для затравки, то, что уже существует, и во что, может быть, вложены уже человеческие усилия (в данном случае усилия по приготовлению масла)." (Лекции д-ра Зеева Дашевского
http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_72.htm)
 
и вот пришел заимодавец взять обоих моих детей себе в рабы - Закон Торы разрешает должнику продать себя в рабство, т.е. поступить на поденную работу с установленной платой, идущей в счет погашения долга на несколько лет. Но в седьмой год семилетнего цикла должник освобождается, а долг считается погашенным. Лишь добровольное желание может быть причиной того, что он останется в рабстве до пятидесятого года, называемого йовель. Закон ни в коем случае не допускает, чтобы в рабство были отданы и дети должника. Это требование кредитора не соответствует закону и указывает на ужесточение нравов и отход людей от закона Торы в северном Израильском царстве. (Сончино http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda04_h.htm)

«... дает мудрость мудрым и разумение разумным;» (Дан. 2:21)

"19. Мудрецы сказали: "Святой, благословен Он, дает мудрость только тем, в ком есть мудрость" (Брахот 55а). Ибо Высшее благословение не нисходит на пустую вещь. Причина этого известна: из-за своей тонкости оно не может нисходить на предмет этого мира, а лишь на нечто близкое ему по тонкости. Поэтому тот, кто больше очистится духовно, удостоится большей [мудрости], как сказано "Дает мудрость мудрецам" (Даниэль 2:21). И об этом сказано (Брахот 40а): "Но пустое не удерживает", то есть, рука Всевышнего открыта для всех, но тот, кто не учится сам, не может получить изобилие мудрости свыше. И это то, о чем написано (Дварим 11:13-14): "Если будешь слушать" - снизу - "услышишь" - свыше." (Виленский Гаон. Эвен Шлема ("Совершенная мера")http://toldot.ru/tora/library/musar-evreiskoe-mirovozzrenie/evenshlema) 

"Сказал раби Зейро или раби Хиноно бар Папо: иди и смотри, как не похожа на меру Святого, Благословен Он, человеческая мерка. В представлении человека – удержать в себе может только пустой сосуд, но полный – не в состоянии принять ничего. Согласно же мере Творца – всё наоборот: только полный сосуд можно дополнить, тогда как пустой – ничего не удержит, как сказано (Шмот, 15): "Если слышал, - услышишь голос Г-спода, Всесильного твоего..." – (то есть) если услышал (раньше) – услышишь (теперь), но если нет, – не услышишь. Другое объяснение: если слышал "старое" – поймёшь и новое, но если не внимателен к "старому" – и "новое" не услышишь".  (Брахот 40,1 Цит. по: Александр Красильщиков. Можно ли наполнить пустой сосудhttp://toldot.ru/tora/articles/articles_2321.html?template=83)

- - -

«а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь. И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.» (Быт. 18:5-7)

Мудрецы говорят, что цадик говорит мало, а делает много: Авраам сказал, что принесет кусок хлеба, и побежал за теленком. И это - выдающееся гостеприимство. (Лекции д-ра Зеева Дашевского
http://www.machanaim.org/tanach/_da_ml/ml_73.htm)

Уважение к людям — также и в момент упрека

Сказано в Торе: «…увещевай ближнего своего (по поводу греха, который тот совершил), и не будет на тебе вины (что не пытался его исправить)» (Ваикра 19:17). И объясняют мудрецы наши в Сифре, что, даже если уже поучал его четыре раза и пять раз, обязан продолжать поучать снова и снова. Может быть, разрешается даже опозорить его при этом перед людьми? Говорит писание: «…и не будет на тебе (из-за него) вины» — нельзя этого делать. Речь идет здесь о прегрешении человека перед ближним, из-за которого запрещено позорить виновного перед людьми и следует беседовать с ним наедине. Об этом говорят Сефер ахинух (мицва 240) и Минхат хинух (там же), а также Орах мейшарим (Шульхан арух аль мидот 31). Там сказано, что поучающий не должен говорить сурово; напротив, он должен говорить осторожно и мягко, повторяя, что вся его забота — только о пользе собеседника. И даже говоря наедине, не следует унижать и стыдить упрекаемого, но, напротив, нужно беседовать с ним уважительно.

Есть еще одна важная причина, по которой следует говорить спокойно и выдержанно. Вся цель подобной беседы в том, чтобы упрекаемый принял слова поучения, как говорят: «Слова мудрого спокойствием и выдержкой путь в душу ближнего проложат». Ибо, если увещевающий будет говорить сурово и резко, то упрекаемый ответит ему упрямством и пустыми отговорками, и вся беседа окажется бесполезной.

Согласно мнению Рамбама, наш учитель Моше провинился у вод Меривы тем, что, обращаясь к сынам Израиля, он дал выход гневу в своих словах, сказав: «Слушайте, строптивые!» (Бемидбар 20:10). Рамбам писал в Шмона праким (конец главы 4), что поколение пустыни стояло на столь высокой духовной ступени, что даже самый малый из них был на уровне пророка Йехезкеля бен Бузи, и не подобает, говоря с пророками, выказывать гнев. И поскольку Всевышний не гневался на них, было в поведении Моше осквернение Имени Всевышнего: видя Моше в гневе, все решили, что и Всевышний гневается на евреев за то, что они просили воды, хотя в действительности этого не было. (рав Шауль Вагшал.
Дерех эрец 10. Уважение к людям
http://toldot.ru/tora/articles/articles_10263.html)

В избранное