НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ТРУМА"
МЕДЬ, СЕРЕБРО И ЗОЛОТО
Вот что говорится в Торе о сооружении Мишкана (переносного Святилища в пустыне):
"И обратился Б-г к Моше (Моисею), говоря: "Скажи сынам Израилевым, чтобы они
сделали Мне приношение: от всякого человека, дающего по доброй воле и от всего
сердца, принимайте приношение Мне. Вот приношения, которые вы должны принимать
от них: золото, серебро и медь... камень оникс и камни вставные..." На первый
взгляд, здесь есть некоторое противоречие: все евреи должны были принять участие
в строительстве Мишкана, это предписание касалось каждого, — и вдруг Моше было
велено принимать приношения только от тех, кто давал добровольно, от всего сердца.
Здесь нет, однако, никако го противоречия, ибо каждый еврей по своей природе
готов внести свой вклад в достойное дело с горячим энтузиазмом и от всего сердца.
Необходимо только подобрать "ключ" к сердцу каждого, и при правильном подходе
каждый еврей откликнется на просьбу с теплотой и щед- ростью. Так было и в случае
с Мишканом: тот, кто мог дать золото — давал золото; тот, кто мог дать только
серебро — давал серебро, а тот, кто не мог дать ничего, кроме меди, давал медь.
Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман, основатель ХаБаД-хасидизма) говорил: "Всевышний
дает евреям материальные блага, а они обращают их в духовные ценности". Высшей
формой превращения материального богатства в духовное является цдака (благотворитель
ность), особенно если цдака дается для поддержания йешив и школ, где изучают
Тору. Места, где изучают Тору, — это сегодняшние Мишканы, как об этом говорят
наши Мудрецы: "С тех самых пор, как был разрушен Бейт а-Микдаш (Священный Храм
в Иерусалиме), Б-г обитает там, где изучают Тору".
Человек, дающий от всего сердца, всегда жалеет, что не может дать больше. Такую
"сердечную готовность" Б-г также рассматривает как цдака, и дающих от всего
сердца Он вознаграждает новыми успехами — материльными и духовными. И тогда
тот, кто раньше мог дать только медь, получает возможность давать серебро; тот
кто раньше мог дать только серебро, становится достаточно богатым, чтобы дать
золото, а тот, кто раньше давал золото, получает возможность давать "ониксы
и драгоценные камни".
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха