НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИШПАТИМ"
ОСНОВЫ ЕВРЕЙСКОГО ЗАКОНА
В главе Торы Мишпатим ("Установления") перечислены Заповеди, составляющие основу
Еврейского закона.
Еврейские законы и обычаи можно разделить на три категории:
1) "Установления" — законы, составляющие основу жизни общества, например: запреты
на убийство, воровство и т.д. Человечество осознало бы важность этих законов,
даже если бы они не были включены в Тору.
2) "Заветы" — законы, относящиеся к еврейской Субботе, праздникам и т.д. Если
бы Тора не заповедала их нам, мы бы никогда сами не подумали об их соблюдении.
Однако, раз они приводятся и объясняются в Торе, мы можем понять, почему необходимо
их соблюдать.
3) "Указы" — законы, касающиеся выполнения таких Заповедей, которые даются без
объяснений, например: кашрут; законы об употреблении пищи. Они должны исполняться
только потому, что так нам было заповедано.
Глава Торы, читаемая на этой неделе, подчеркивает, что "Установления" были даны
на горе Синай одновременно с "Указами", и тем самым учит нас, что простые и
понятные предписания должны соблюдаться столь же беспрекословно и полно, как
и "непостижимые умом" Заповеди. Ибо наш ограниченный человеческий разум может
лишь скользить по поверхности истинного смысла Б-жественных Законов, но никогда
не сможет постичь их полностью.
Это учение приобретает жизненно важное значение в наши дни, когда многие определяют
свое отношение к религии примерно так: "Я с радостью соблюдаю обычаи и законы,
которые мне понятны, и я согласен соблюдать даже те предписания, которые не
понимаю". Подобные оговорки в признании важности непостижимых для чело веческого
разума религиозных предписаний вскоре усту пают место еще более распространенной
позиции: "Я соблюдаю то, что понимаю; все, что выше моего понимания, я отбрасываю".
Но ведь если мы хоть на минуту задумаемся над этим, то увидим, что суть и смысл
религии выражаются именно в тех предписаниях, которые выше человеческого понимания:
в конечном счете, наша религия и ее предписания были даны нам Самим Б-гом, и
по этому попытки человека использовать свой ограниченный интеллект в качестве
эталона Мудрости или актуальности Б-жественных Заповедей — просто несостоятельны.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха