НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ИТРО"
"Наасе венишма" — "Исполним, а потом поймем"
Центральная тема недельной главы Итро — Дарование Торы на горе Синай. Б-г явил
Свою Волю в присутствии миллионов очевидцев — людей различных взглядов, жизненных
судеб, характеров и т.д. Они, в свою очередь, непрерывно передавали Тору от
поколения к поколению, вплоть до наших дней. Поэтому истинность Торы постоянно
подтверждается миллионами свидетелей.
У подножия горы Синай стоял весь еврейский народ, полный готовности получить
Тору. Евреи обещали, что прежде всего будут соблюдать все предписания Торы и
лишь потом попытаются их понять. Давайте разберемся в логике такого подхода
к соблюдению Заповедей.
Физическое тело человека не целиком отделено от души, и поэтому мы можем многое
узнать о душе, сопоставив ее с телом. Тело нуждается в ежедневном приеме соответствующего
количества определенных веществ, получаемых посредством дыхания и потребления
пищи. Никакие размышления, рассуждения или знания об этих элементах не могут
заменить собой физическое потребление воздуха и пищи. Все эти знания не прибавят
ни капли здоровья телу, если оно не получит необходимых для его физического
существования средств; более того, отсутствие необходимых организму веществ
приведет к ослаблению умственных способностей, сообразительности, внимания и
т.д. Очевидно, что правильный подход к укреплению здоровья тела состоит не в
том, чтобы сначала накопить знания, а потом применять их на практике, а наоборот:
сначала дышать, есть и пить, и таким образом укреплять также и умственные силы,
и концентрацию внимания для обучения. То же самое верно и в отношении души.
Элементы, которые необходимы для ее существования, лучше всего известны Создателю,
и на горе Синай Он открыл их нам: "воздух" и "пища" нашего духовного существования
— это Тора и Заповеди,
Рассказывают, что когда одному знаменитому немецкому философу, автору тщательно
разработанной философской системы, указали, что его теория расходится с объективными
фактами, он ответил: "Тем хуже для фактов". Нормальный человеческий подход,
однако, заключается в том, что суждение исходит из действительности, а не —
действительность из суждения. Никакая теория, как бы хорошо она ни была построена,
не может изменить факты: если она с ними не согласуется, то может только принести
вред своим последователям.
Мир — это безупречно организованная система, созданная Б-гом: в этой системе
нет ничего лишнего и есть все необходимое. В этом мире человеку отпущен ровно
такой срок, который необходим ему, чтобы исполнить свое назначение, — ни днем
больше, ни днем меньше. Следовательно, если человек пропустит даже один-единственный
день или неделю, не говоря уже о месяцах, не выполняя своего предназначения,
это будет невосполнимая потеря и для него, и для всего мироздания в целом. Каждый
день, который прожит евреем без соблюдения предписаний Торы, безвозвратно потерян
и для него и для всего нашего народа (ибо все мы — едины и несем взаимную ответственность
друг за друга), а равно и для мироздания; и все теории, пытающиеся оправдать
подобный образ жизни, никоим образом не могут опровергнуть этот факт.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха