НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИШПАТИМ"
"ИСКУПЛЕНИЕ ДУШИ"
На этой неделе читается особая глава Торы — Паршат Шкалим. Она связана с Заповедью,
в соответствии с которой каждый еврей должен был внести полшекеля на строительство
Мишкана (Святилища в пустыне).
Наши Мудрецы говорят нам, что когда Моше (Моисей) получил Б-жественное указание
собрать налог в полшекеля с каждого мужчины, он был озадачен: эти полшекеля
должны были стать искуплением за грех поклонения золотому тельцу. "Как может
приношение монеты в полшекеля искупить такой грех?", — думал Моше.
Теперь мы можем понять, почему Моше был так озадачен этим налогом в полшекеля.
То, что обычный грех может быть искуплен жертвоприношением или дарами, не вызывало
в нем сомнения, но как могли полшекеля искупить поклонение золотому тельцу —
грех, который влиял на самую сущность души? Тем не менее, в Торе полшекеля названы
"искуплением души". Даже если человек отдаст все свое состояние Б-гу, будет
ли этого достаточно для искупления его души? Могут ли какие бы то ни было деньги,
пожертвованные человеком, быть достаточными для этого?
К этому времени Б-г уже дал Моше несколько Законов, касающихся жертвоприношений
и даров, которые необходимо было принести во искупление своих грехов. Однако
до сих пор Моше не удивлялся тому, что простыми приношениями можно заслужить
прощение грехов. Почему же теперь Моше был озадачен, когда ему было сказано
о налоге в полшекеля?
Тора требует от каждого еврея исполнения 613 Заповедей. Они подразделяются на
две основные категории — 365 Заповедей, содержащих запреты, и 248 утвердительных
предписаний. Наши Мудрецы объясняют, что 613 Заповедей соответствуют 613 органам
человеческого тела. Некоторые органы тела ограничены специфическими функциями
(глаза — чтобы видеть, уши — чтобы слышать, и т.д.). Другие органы, например,
мозг и сердце, не только выполняют конкретные функции, но и в целом играют жизненно
важную роль в организме человека. Любые расстройства и болезни, которые поражают
эти органы, влияют на жизнеспособность всего организма.
Подобным же образом и Заповеди можно разделить на "конкретные" и "общие". Первые
две из Десяти Заповедей ("Я — Б-г Всемогущий твой" и "Да не будет у тебя других
богов, кроме Меня") затрагивают самую сущность еврейской души. Следовательно,
нарушение этих Заповедей (например, идолопоклонство) влияет на человеческую
душу в целом, а ведь душа является основным звеном, связывающим еврея с его
Создателем.
В Заповеди Торы, касающейся налога в полшекеля, подчеркивается необходимость
приношения именно половины шекеля. Это трудно понять: ведь каждый человек должен
стараться отдать Б-гу лучшее из того, что у него есть, — почему же Тора требует
только половину шекеля? Более того, поскольку эта Заповедь была дана во искупление
греха идолопоклонства (греха отрицания Единого Б-га), приношение целой монеты,
полной суммы, очевидно, было бы намного более подходящим символом раскаяния
— и тем не менее в Торе определенно указаны полшекеля.
Искупление за грех поклонения золотому тельцу не требовало от еврея приношения
Всевышнему целого шекеля. Нет, он должен был дать половину шекеля: это означает,
что единство Б-га и Его народа — это не союз двух раздельных партнеров, в котором
каждый из участников сохраняет свою независимость, — единство евреев и их Создателя
таково, что вместе они составляют неразделимое целое.
Еврей без Б-га — неполноценен и незавершен, это всего лишь "половина": только
в единении со Всевышним он становится цельной, завершенной личностью. Как говорил
предыдущий Любавичский Ребе, рабби Йосеф-Ицхак: "Ни один еврей не может и не
желает быть отделенным от Б-га". Что же касается Всевышнего, в Талмуде приводятся
слова Б-га (о евреях): "Они дети Мои при всех обстоятельствах; невозможно заменить
их другим народом!". Еврей и его Создатель — две неразделимые половины, вместе
составляющие единое целое, совершенный союз.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха