НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ТРУМА"
ЧУДО ПУРИМА
Наступило начало месяца Адар. День четырнадцатого Адара, который мы будем отмечать
на следующей неделе, называется Пурим. В этот день царит особая праздничная
атмосфера. Ниже приводятся некоторые размышления о значении этого праздника.
Первый шаг к истинному познанию Б-га и глубинных аспектов жизни лежит в осознании
того, что понимание Б-жественных Заповедей не является необходимым условием
для их исполнения. Другими словами, мы не можем сказать Б-гу: "Позволь нам сначала
понять Твои Законы, а потом мы будем их соблюдать".
Когда евреи стали народом, после Дарования Торы на горе Синай, они провозгласили:
"Сначала исполним, потом поймем!" Этот принцип был и остается нашим путеводным
светочем повсюду и во все времена. Еврей должен соблюдать Заповеди независимо
от того, понимает он их внутренний смысл или не понимает: тогда, со временем,
соблюдение Заповедей разовьет у него способности к их пониманию, и в этом ему
всегда будет сопутствовать помощь Б-га.
Подобным же образом большинство еврейского народа относится к собственной истории.
Евреи всегда отдавали себе отчет в том, что история еврейского народа складывалась
не под воздействием доступных пониманию естественных законов и сил, а создавалась
Высшим Провидением, которое недоступно нашему пониманию.
Примером этого может служить праздник Пурим. Тиран Ахашверош (Артаксеркс) подписал,
скрепил печатью и обнародовал указ об уничтожении всех евреев во всех 127 провинциях
его огромной империи. Казалось, не было никакой надежды на спасение. Евреи не
могли логически объяснить, почему на их головы обрушился таксы страшный указ.
Аман — Первый министр обвинил евреев в их приверженности своим законам и образу
жизни. Но, если он был прав, то как раз по этой самой причине они не должны
были бы подвергаться такой смертельной опасности, поскольку Тора есть Торат-Хаим
— Закон Жизни.
И все же в течение целого года, пока действовал этот указ, евреи оставались
непоколебимыми в своей вере и приверженности к Б-гу, хотя существовал, казалось,
с точки зрения логики, только один, прямо противоположный путь спасения от верной
гибели, который заключался в том, чтобы изменить свой образ жизни и слиться
с другими народами. Но ни один еврей не воспользовался этим, на первый взгляд,
логичным выходом из поло- жения.
Их спасение также пришло благодаря чудесному стечению обстоятельств, которые
решительно повернули колесо фортуны от гибели к обновленной физической и духовной
жизни, от скорби к радости.
В этом свете более понятными становятся слова из Мегилы ("Книги Эстер"): "Чтобы
дни эти были памятны и празднуемы". Сознание нашей связи с Б-гом должно сразу
воплощаться в исполнении Его предписаний. Исполняя Б-жественные предписания,
несмотря ни на какие искушения, происходящие от нашего внутреннего врага (йецер
а-ра — сил зла внутри человека) или же возникающие в силу внешних препятствий
или влияний, еврей сохраняет верность Б-жественной Торе и Заповедям, ко торые
делают наш народ несокрушимым.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха