НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "ИТРО"
Десять заповедей
Глава Торы на текущую неделю — Итро — повествует о том, как через семь недель
после Исхода из Египта еврейский народ пережил кульминационный момент своей
истории — Дарование Торы на горе Синай.
В первых Заповедях, прогремевших с горы Синай, нашли выражение самые возвышенные
концепции Единого Б-га. "Я — Б-г Всемогущий твой, и не будет у тебя других богов,
кроме Меня". Вполне понятно, что столь возвышенные идеи должны были быть провозглашены
Самим Б-гом, во всей Его Славе, Его народу.
Однако последующие Заповеди — не убий, не укради, и т.д. — были неотъемлемой
частью правового кодекса человеческого общества с самых древних времен. Отчего
же возникла необходимость еще раз повторить их на горе Синай, в грандиозном
величии Б-жественного Откровения? Разве они и без этого не стали бы составной
частью социальной жизни еврейского народа?
Причина состоит в том, что мы должны соблюдать такие "приземленные" Заповеди,
как "не убий" и "не укради", именно потому, что так нам было заповедано. Человек
не должен совершать убийство не только потому, что кровопролитие есть акт антиобщественный,
несовместимый с человеческим поведением, но потому, что так повелел Б-г.
Когда наше поведение основывается только на наших собственных представлениях
о том, что можно и что нельзя, мы часто оказываемся в положении, когда, ослепленные
самолюбием, не в состоянии разглядеть истинную природу своих поступков и убеждены,
что поступили совершенно правильно или, во всяком случае, вполне оправданно.
Мы можем быть уверены в правильности своего поведения, с точки зрения моральной
и этической, только в том случае, если оно основано на Торе и руководствуется
Б-жественными установлениями.
"Я — Б-г Всемогущий твой..." — и поэтому — "не убий...".
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха