НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ТОРЫ "МИШПАТИМ"
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДРУГ ЗА ДРУГА
Глава Торы "Мишпатим" ("Установления"), читаемая на этой неделе, начинается
с Законов, регулирующих отношения между отдельными людьми и между социальными
группами. Однако эта глава идет непосредственно за главой Итро, в которой основное
внимание уделяется обязанностям человека по отношению к Б-гу (глава Итро рассказывает
о Даровании Торы и Десяти Заповедей, начинающихся словами: "Я — Б-г Всемогущий
твой"). Более того, заключительная часть главы Итро, непосредственно переходящая
в главу "Мишпатим", содер жит в себе Законы, касающиеся Жертвенника. Наши Мудрецы
размышляют о смысле этой последовательности: "Почему глава "Мишпатим" следует
сразу за текстом, касающимся Жертвенника? — Чтобы показать нам, что ∙Санедрин
(Верховный Суд, выносящий решения в спорах между человеком и его ближними) должен
быть расположен в непосредственной близости от Жертвенника" (символизирующего
обязанности человека по отношению к Б-гу).
Все это подчеркивает важность основного положения: в области человеческих отношений
— как между отдельными людьми, так и между социальными группами — бесполезно
полагаться только на "интуитивное" чувство равенства и справедливости, в чем
мы уже не раз убеждались на горьком опыте. Какая система моральных ценностей
может сохранить свою силу в повседневном сосу ществовании отдельных личностей
и групп? Только такая система этических и правовых норм, непререкаемый авторитет
которых покоится на том, что они восходят к сверхчеловеческому источнику, а
именно — к Создателю вселенной и человека. Ибо лишь Создатель наиболее полно
знает природу человека, со всеми его слабостями, поэтому только Он может предписывать
истинные и вечные этические и моральные Законы. Именно те Законы, источником
силы и авторитета которых является Б-г, будут вечно и безусловно обязательны
для всех, вне зависимости от времени и места.
В свете вышесказанного еще более очевидным становится жизненно важное значение
еврейского образования вообще и, в частности, обучения в йешивах и дневных школах.
Прошло то время, когда считалось, что обучение в йешиве необходимо только будущему
раввину или шохету, а среднему, рядовому еврею это ни к чему. Теперь всем совершенно
ясно, что в нашем современном обществе изучение Торы в йешивах, в атмосфере
боязни Б-га и любви к Нему, необходимо каждому еврейскому юноше и каждой еврейской
девушке, если мы хотим, чтобы они стали полноценными евреями, исполненными чувства
долга как по отношению к Б-гу, так и по отношению к своему ближнему.
ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛА
С тех самых пор, как евреи покинули Египет, их стали называть "Воинством Б-га".
Состоящий на военной службе без лишних слов понимает, что когда он получает
приказ от командира, то не имеет права откладывать исполнение, чтобы самому
его обдумать и взвесить, особенно если приказ исходит непосредственно от главнокомандующего:
ведь такая задержка может поставить под угрозу целую армию! Точно та ким же
должно быть и отношение к повелениям Б-га: ни один еврей не должен откладывать
выполнение Б-жественных Заповедей до того момента, когда он их постигнет, "одобрит
умом и сердцем". Именно по этой причине в ответ на Дарование Торы весь наш народ
едино душно воскликнул: "Наасе Венишма" — "Исполним, а потом поймем".
И, подобно солдату в армии, еврей не имеет права сказать: "это мое личное дело,
не вмешивайтесь не в свои дела!", потому что все евреи составляют одно целое
и несут взаимную ответственность друг за друга, и потому поступки одного из
них влияют на благосостояние всех и каждого.
Из беседы Любавичского Ребе шлита Короля Мошиаха