21 1Когда
они подходили к Иерусалиму и пришли в Вифаги́ю, к Масли́чной
горе, Иисус послал двух учеников.
2
Отправляйтесь в деревню напротив, сказал Он
им. Вы сразу же увидите ослицу на привязи и с ней
молодого осла. Отвяжите их и ведите ко Мне. (3) А если
кто-то* скажет вам что-нибудь, отвечайте: "Они нужны
Господу". И он тотчас позволит их увести.
4
Это произошло, чтобы исполнилось сказанное устами пророка*:
5"Скажите дочери Сиона: "Вот Царь твой к тебе
направляется. Он кроток нравом*,
восседает на осле, на молодом
осле, сыне ослицы вьючной"".
6
Ученики пошли и, сделав всё так, как велел им Иисус, (7) привели
ослицу и осленка, положили на них одежды и усадили Иисуса. (8) Огромная
толпа устилала дорогу своей одеждой, другие же ломали ветви с деревьев и устилали
ими путь. (9) Толпы
людей, шедшие впереди Него и сзади, кричали:
Осанна Сыну Давида! Да будет благословен* Идущий во имя
Господа! Осанна в небесах!
10
Когда Иисус входил в Иерусалим, весь город был в волнении.
Кто это такой? спрашивали люди.
11
Это пророк Иисус из Назарета, что в Галилее,
отвечала толпа.
12
Иисус пришел в Храм и выгнал оттуда всех, кто продавал и покупал
в Храме, опрокинул столы менял и скамьи торгующих голубями. (13)Иисус
сказал им:
14
В Храме подошли к Нему слепые и хромые, и Он их исцелил.
(15) Старшие священники и учителя Закона,
видя удивительные дела, которые Он совершал, и детей, кричащих в Храме:
"Осанна Сыну Давида!" — возмутились (16) и сказали
Ему:
— Ты слышишь, что они говорят?!
— Да, — отвечает им Иисус. —
Разве вы не читали:
"Та хвала
для Тебя совершенна, что исходит из уст детей
и грудных младенцев"?
17
Покинув их, Иисус ушел из города в Вифа́нию и ночь провел
там. (18) Утром, направляясь в город,
Иисус почувствовал голод. (19) Увидев смоковницу
у дороги, Он подошел к ней, но ничего на ней не нашел,
кроме листвы, и сказал ей:
—
Так пусть никогда не будет на тебе плодов!
И смоковница
вмиг засохла.
20
Ученики, увидев это, изумились.
—
Почему это смоковница вмиг засохла? — спросили они.
21—
Верно вам говорю, — ответил Иисус, — если есть у вас
вера и не будет сомнений, то сделаете не только то, что Я сделал
со смоковницей, но даже если скажете этой горе: "Поднимись и бросься
в море!" — так и будет. (22) И всё,
о чём ни попро́сите в молитве, полу́чите, если будете
верить.
23
Когда Иисус вошел в Храм и стал там учить, к Нему подошли
старшие священники и старейшины и спросили:
—
По какому праву Ты так поступаешь? Кто Тебе дал такое право?
24 —
И Я вам задам один вопрос, — сказал им Иисус. —
Если вы Мне ответите, то и Я скажу вам, по какому праву
так поступаю. (25)Омовение
Иоанна* от кого было? От Бога или от людей?
Они стали
рассуждать между собой так: "Если скажем "От Бога", тогда
Он спросит: "А почему вы ему не поверили?" (26) Сказать
"От людей"? Страшно народа, ведь все считают Иоанна пророком".
(27)И они ответили
Иисусу:
—
Не знаем.
—
Тогда и Я не скажу вам, по какому праву так поступаю, —
ответил Иисус. — (28) А что
вы скажете вот по какому поводу?
У одного
человека было два сына. Подойдя к первому, он сказал: "Сынок,
ступай поработай сегодня в винограднике". (29) Тот ответил:
"Не хочу", но потом раскаялся и пошел. (30) Отец,
подойдя к другому сыну, сказал то же самое. Тот ответил: "Иду,
господин мой" — и не пошел. (31) Кто
из них выполнил волю отца?
—
Первый, — отвечают они.
—
Поверьте, — говорит им Иисус, — скорее сборщики податей
и продажные женщины войдут в Царство Бога, чем вы! (32) Ведь Иоанн
пришел указать вам верный путь, но вы ему не поверили. А сборщики
податей и продажные женщины поверили ему. Вы это видели и всё равно
не раскаялись и не поверили ему.
Был
один человек — землевладелец, он насадил
виноградник, обнес его оградой, вырыл
яму для давильни, построил сторожевую башню и отдал
внаем виноградарям, а сам уехал в чужие края. 34 Вот настала пора — послал
он слуг к виноградарям получить свой доход с виноградника. 35 Но виноградари, схватив его слуг,
одного избили, другого убили, а третьего
забросали камнями. 36 Снова послал других слуг —
уже больше числом, но и с ними поступили
так же. 37
Наконец он сына послал к ним, подумав: "Сына
моего постыдятся". 38
Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу: "Это наследник!
Давайте убьем его и нашим будет наследство!" 39
Они схватили его, вытащили из виноградника и убили. 40 Когда вернется хозяин виноградника, что сделает
он виноградарям этим?
41 —
Казнит злодеев лютой смертью, а виноградник передаст другим виноградарям,
которые будут отдавать ему доход в положенный срок, —
отвечают они.
42 —
А вы не читали в Писаниях, — говорит им Иисус:
"Камень, который отбросили*
строители, стал краеугольным камнем. Это сделано
Господом — диво, которое было на наших
глазах"?
43
Потому Я и говорю вам, что будет отнято у вас Царство Бога
и отдано народу, который приносит доход. (44)
45
Старшие священники и фарисеи, услышав Его притчи, поняли, что Он говорит
о них. (46) Они хотели
было схватить Иисуса, но побоялись народа, который считал Его пророком.
22
Иисус рассказал им еще одну притчу:
2 —
Чему подобно Царство Небес? Вот представьте себе:*
царь устроил свадебный пир для своего сына. (3) Он послал
слуг позвать тех, кого хотел пригласить на свадьбу, но они не захотели
прийти. (4) Он снова
послал других слуг, велев сказать приглашенным: "Мой пир уже готов,
быки мои и прочий откормленный скот уже зарезаны, всё готово. Приходите
на пир". (5) Но гости пренебрегли
приглашением и разошлись по своим делам: один на поле, другой к себе
в лавку, (6) а остальные, схватив
его слуг, истязали их и убили. (7) Царь разгневался.
Послав войска, он велел казнить тех убийц, а город их сжечь. (8) А потом
говорит своим слугам: "Пир готов, а гости оказались недостойны.
(9) Ступайте же на перекрестки дорог и всех,
кого встретите, зовите на пир". (10) Слуги
вышли на улицы и привели всех, кого встретили: и добрых людей,
и дурных. Весь пиршественный зал заполнился гостями. (11) Когда
царь вышел взглянуть на гостей, он увидел человека, одетого не в праздничную
одежду. (12) Он говорит ему: "Приятель,
ты почему явился сюда не в праздничной одежде?" Тот молчал.
(13) Тогда царь сказал
служителям: "Свяжите его по рукам и ногам и выбросьте вон,
во тьму, где будет плач и зубовный скрежет".
14
Потому что много званых, но мало избранных.
15
Фарисеи ушли и сговорились, как им поймать Иисуса на слове. (16) Они подослали
к Нему своих учеников с иродиа́нами.
—
Учитель, — говорят те, — мы знаем, что Ты человек прямой,
что Ты прямо и ясно учишь жить так, как велит Бог, потому что никого
не боишься и никому не угождаешь. (17) Скажи
нам, как по-Твоему: позволительно платить по́дать цезарю или нет?
18
Иисус, разгадав их злой умысел, ответил:
—
Что вы Меня испытываете, лицемеры? (19) Покажите
монету, которой платится подать.
Они принесли
Ему денарий.
20 —
Чье здесь изображение и чье имя? — спрашивает их Иисус.
—
Стало быть, цезарево отдайте цезарю, а Божье — Богу, —
говорит им тогда Иисус.
22
Услышав эти слова, они изумились и, оставив Его, ушли.
23
В тот же день пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения
мертвых. Они задали Ему такой вопрос:
24—
Учитель, — сказали они, — Моисей нам сказал: "Если
умрет у кого-нибудь бездетным брат, пусть женится брат на его жене,
чтобы дать брату потомство".
25
Было у нас семь братьев. Первый женился и умер бездетным, оставив жену
своему брату. (26) Так же и второй,
и третий, и все семеро. (27) А после
них умерла и женщина. (28) После воскресения
женой которого из них она будет? Ведь мужьями ей были все семеро!*
29 —
Вы заблуждаетесь, потому что не знаете ни Писаний, ни Божьей силы, —
ответил им Иисус. — (30) Когда
Бог воскрешает мертвых, они уже не женятся и не выходят
замуж. Они подобны ангелам на небе. (31) А что
касается воскресения мертвых, разве вы не читали того, что сказал вам Бог?
(32) Он сказал:
"Я — Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова".
Но Бог — Он Бог не мертвых, а живых.
33
Народ, слушая Его, дивился Его учению.
34
Фарисеи, узнав, что Иисус вынудил умолкнуть саддукеев, собрались все вместе.
(35) Один из них, учитель Закона, решив
поймать Его на слове, спросил:
36
— Учитель, какая заповедь в Законе самая великая?
37 —
"Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми
своими помыслами", — ответил Иисус. — (38) Вот первая
и величайшая заповедь. (39) И вторая
такая же: "Люби ближнего, как самого себя". (40) Весь Закон
и Пророки стоя́т на этих двух заповедях.
41
Иисус спросил фарисеев, которые собрались вокруг Него:
42 —
Что вы думаете о Помазаннике? Чей Он потомок?
—
Давида, — отвечают они.
43 —
Так почему же Давид, движимый Духом Божьим, называет Его Господином?
44"Сказал Господь моему Господину: "Сиди*
по правую руку Мою, пока не повергну Твоих врагов к Твоим
ногам*"".
45
Так вот, раз Давид называет Его Господином, какой же Он ему потомок*?
46
И никто не смог ничего возразить Ему на это. С тех пор ни один
человек не решался задавать Ему вопросы.
3.2
Словосочетание Царство Небес встречается только в Евангелии от Матфея.
Другие евангелисты говорят о Царстве Бога. Матфей же, стремясь избежать употребления
Божьего имени, передает это понятие, вероятно, под влиянием раввинистической
практики своего времени, перифразой, когда имя Бога заменялось разными
описательными оборотами, такими как "Небеса", "Небо",
"Великий Царь", "Имя" и т.д. Царство Бога –
царствование, владычество Бога. Хотя Бог, будучи Творцом и Судьей мира, всегда
был и его Царем, но в мире столько торжествующего зла, что может
показаться, что правит миром Его противник, Сатана. Но люди верили,
что наступит такое время, когда Бог установит Свое суверенное правление
миром открыто и те, кто был Ему верен, войдут в Его Царство,
т.е. станут Его соправителями.
3.7Саддукеи — члены крайне консервативной религиозно-политической
группировки, состоявшей из влиятельного священства и старейшин. Они признавали
авторитет только Писаний, но не принимали устной традиции и, в отличие
от фарисеев, отвергали веру в воскресение мертвых и в ангелов.
5.17Закон и Пророки — т.е. всё Священное Писание ВЗ. Закон
Моисея также считался пророческой книгой. Согласно евангелисту, всё Священное
Писание пророчествует о приходе Мессии, и Иисус исполняет эти пророчества
Своей жизнью и смертью.
5.22Совет – это высший религиозно-политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском
произношении – Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины
(см. прим. к 16.21) и учителя Закона.
5.46Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали
подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями
своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками,
потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том
числе и с нечистыми.
9.27
Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном,
т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода
Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).
14.1Тетрарх Ирод — Ирод Антипа, сын Ирода Великого, правитель
"четвертой части", т.е. небольшой территории, зависимой от Рима.
Он правил Галилеей и Переей с 4 по 39 гг. I в.
16.21Старейшины — наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле.
17.24храмовая подать — специальный налог на содержание Храма
в две драхмы, или полшекеля, что приблизительно составляло
плату за два рабочих дня, платился раз в год всеми взрослыми евреями
мужского пола, жившими как в Палестине, так и за ее пределами.
21.1Масличная гора (дословно: "гора олив"), или Елеонская гора,
расположена на востоке от Иерусалима. Согласно Зах 14.4, в День
Суда Бог будет стоять на этой горе.
21.3Господу возможен другой перевод: "их хозяину".
21.7
Даже богатые паломники входили в Иерусалим пешком. То, что Иисус въезжает
верхом, означало, что в город прибыл Царь. На ослах ездили и цари,
так как лошади в те времена были не рабочими, а боевыми
животными.
21.9
Слово осанна первоначально значило "спасай нас", но со временем
стало возгласом хвалы Богу. Сын Давида см. прим.
к 9.27.
21.12
Иерусалимский Храм состоял из нескольких дворов и святилища (собственно
Храма), в которое разрешалось входить одним только священникам. События,
о которых рассказывается здесь, происходят во дворе Храма, который назывался
"Двором язычников". Там продавалось всё необходимое для жертвоприношений:
вино, масло, соль, а также животные (быки, овцы и голуби). Животные
продавались в Храме для удобства жертвователей: они могли купить
"непорочное", т.е. без каких-либо недостатков животное, а не гнать
его через всю страну. Негодование Иисуса обращено не только на продавцов,
но и на покупателей. Все те, кто думает, что Бога
можно задобрить жертвой, названы "разбойниками". В этом же дворе
менялись римские и греческие деньги на специальную тирийскую монету,
которой платился храмовый налог (см. прим. к 17.24).
Налог должен был быть уплачен к 1 нисана. Деньги можно было поменять
и раньше в нескольких городах страны, а за две недели до Пасхи
скамьи менял устанавливались во дворе Храма. Храм – в некоторых
рукописях: "Храм Божий".
21.13домом молитвы — единственным местом, где язычники могли
помолиться Богу Израиля, был Двор язычников.
21.21скажете этой горе — ср. выражение "передвигать горы",
которое означало сделать что-либо невозможное, например, "передвигателями
гор" назывались учителя, сумевшие объяснить самые трудные и непонятные
места в Писании. Этой горе — т.е. горе Сион,
на которой располагался Храм.
21.23в Храм — т.е. во Двор язычников. В колоннадах
этого двора видные учителя, в том числе и Иисус, вели беседы с народом
и наставляли своих учеников. Старшие священники и старейшины —
члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины —
см. прим. к 16.21. Так поступаешь —
речь идет об изгнании торговцев.
21.27
Иисус не уходит от ответа; смысл Его слов, вероятно, таков: если
Иоанн, Его предтеча, не был признан, такая же судьба постигнет Того,
кого предтеча возвестил.
21.31сборщики податей — см. прим. к 5.46.
Скорее сборщики податей... войдут в Царство Бога, чем вы —
возможен перевод: "сборщики податей... раньше вас войдут в Царство Бога".
21.33в чужие края — в I в. много земель в Галилее
принадлежало богачам, жившим за границей.
21.37-38
Хозяин, вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его
слугами, потому что считали их самозванцами. В полномочиях же сына
они не должны были усомниться. Арендаторы, увидев сына, решили, что старый
хозяин умер и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение
имением. По закону права на выморочное имение мог заявить первый,
кто объявит его своим и обнесет оградой.
21.(44)
В ряде рукописей есть ст. 44: "Всякий, кто споткнется об этот
камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит".
22.4
Непосредственно перед пиром было принято посылать вторичное приглашение гостям.
22.11-13
Вероятно, это другая притча, которая была присоединена к первой.
Ср. еврейскую притчу (около 80 г.), в которой говорится о царе,
приславшем гостям приглашение на пир, но не указавшем время его начала.
Мудрые люди нарядились и стали ждать, а глупые, сочтя, что пир начнется
нескоро, ушли по делам. Внезапно гостей позвали, и те, кто был одет
не в праздничную одежду, не были допущены в пиршественный
зал. Ср. также Откр 19.8,
где свадебная одежда толкуется как праведные дела, а также 1Енох 10.4-5,
где Бог повелел ангелу Рафаэлю связать демона Азазела "по рукам
и ногам и бросить его в тьму"; в другом апокалиптическом
произведении говорится, что Азазел лишился своего небесного одеяния,
которое было передано Аврааму.
22.15поймать на слове — вопрос этот представлял собой ловушку,
так как любой ответ был бы опасен для Иисуса: если Он скажет
"да", Он потеряет популярность у народа, видевшего в подушной
подати, которую нужно было платить Риму, национальное унижение. Если Он скажет
"нет", Его можно было бы выдать римским властям как мятежника,
подбивающего народ к отпадению от Рима.
22.16Иродиане — сторонники Ирода Великого и его сына Ирода Антипы
(см. прим. к 14.1), желавшие, чтобы Ирод Антипа
стал царем в Иерусалиме.
22.17
Необходимость платить подушную подать римским завоевателям воспринималась
как тяжелая и унизительная обязанность и была причиной нескольких
восстаний евреев. Цезарь — титул римских императоров.
22.19-20денарий — римская серебряная монета, которой платилась подать.
На ней изображен римский цезарь, т.е. император в лавровом венке; на этой
монете была надпись: "Тиберий Цезарь, Август, Сын Божественного Августа,
Великий Понтифекс" (т.е. Первосвященник).
22.21
По представлениям того времени, человеку, имевшему право на чеканку
монеты, принадлежали все отчеканенные монеты. Все денарии, на которых
изображен император и стоит его имя, в конечном счете принадлежат
ему. Повеление отдать "цезарево цезарю" означает, что человек обязан
быть лояльным гражданином и выполнять все требования государства, в котором
он живет, но до тех пор, пока эти требования не вступают в противоречие
с требованиями Бога.
22.30ангелам — в некоторых рукописях: "ангелам Божьим".
22.32
По мнению саддукеев, введение Моисеем левиратного брака, обеспечивающего
умершего законными наследниками, доказывает, что Моисей не верил в воскресение.
В древности люди считали, что смерть кладет конец связи между Богом
и человеком. Но если Бог называет Себя Богом Авраама, Богом
Иакова и Богом Иакова, т.е. давно умерших праотцев народа Израиля, значит,
они для Бога живы и связь эта не разорвана.
22.38-39
Под первой понималась та заповедь, из которой вытекали
другие. Учителя Закона того времени пытались свести все 613 заповедей к нескольким
или даже к одной (Талмуд говорит, что Давид сводил все заповеди
к одиннадцати, Исайя к шести, Михей к трем, Амос и Аввакум
к одной).
22.45
По древним представлениям, тот, кто старше, всегда важнее того, кто младше,
а отец (предок) всегда важнее сына (потомка). Не Давид, а его потомок
должен был бы называть своего предка господином. Вряд ли здесь речь идет о том,
что Иисус отвергает Свое происхождение от Давида. Скорее всего
Он выступает против широко распространенных в среде народа взглядов
на Мессию как на земного победоносного царя. Он не будет продолжать
дело Давида, укрепляя мощь державы.
*Заглавие
В СРП: "Евангелие от Матфея" (это и нижеследующие
примечания сделаны редактором рассылки). *21:3
В СРП: "кто". *21:4
В СРП: "сказанное через пророка". *21:5
В СРП слово опущено. *21:9
В СРП вм. "Да будет благословен" –
"Благословен". *21:13 В СРП:
"сказано". *21:25 В СРП:
"Крещение Иоанново". *21:42
В СРП: "отвергли". *22:2
В СРП нет слов "Вотпредставьте себе". *22:28
В СРП: "Ведь все они были на ней женаты!" *22:44a
В СРП: "восседай". *22:44b
В СРП строка выглядит так: "а Я повергну Твоих врагов
под ноги Твои". *22:45 В СРП
вм. "какой же Он ему потомок" – "как же Он может быть Его
потомком".
Проект
"Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.
Буду
рад прочитать Ваши замечения и предложения по содержанию рассылки –
со мной можно связаться по имейлу или в icq.
Постараюсь ответить на вопросы.