9
Продолжая путь, Иисус увидел человека, сидевшего у таможни, его звали
Матфе́й.
—
Следуй за Мной, — говорит Он ему.
Тот встал
и последовал за Ним.
10
Когда Иисус был у него на обеде, там собралось множество сборщиков
податей и прочих грешников, они сидели за одним столом с Иисусом
и Его учениками.
—
Почему ваш Учитель ест со сборщиками податей и грешниками?
12
Иисус, услышав это, ответил:
13
— Не здоровые нуждаются во враче, а больные. Ступайте и постарайтесь
себе уяснить, что значат слова́: "Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений".
Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников.
— Разве
могут печалиться го́сти на свадьбе, пока с ними
жених? Но наступят дни, когда отнимут у них
жениха — тогда и будут
поститься. 16Никто
не ставит заплаты из новой ткани на старую одежду, иначе
потянет на себя заплата старую ткань — и дыра
станет еще больше. 17
И никто не наливает молодое вино в старые мехи, иначе
прорвутся мехи — и вино
вытечет, и мехи пропадут. Нет,* молодое
вино наливают в новые мехи, тогда и вино, и мехи
будут в целости.
18
Когда Иисус это говорил, пришел к Нему один из старейшин и, упав на колени,
сказал Иисусу:
—
У меня только что скончалась дочь. Приди, возложи на нее руки —
и она будет жить!
19
Иисус встал и пошел за ним вместе с учениками.
20Вдруг подошла к Нему сзади женщина, у которой двенадцать лет было
кровотечение, и прикоснулась к краю Его одежды, (21) потому
что говорила себе: "Если хоть к одежде Его прикоснусь, выздоровею".
22
Иисус, обернувшись и увидев ее, сказал:
—
Смелее, дочь! Тебя спасла твоя вера.
И с этого
времени женщина исцелилась.
23
Иисус, войдя в дом старейшины и увидев музыкантов с флейтами и смятение
толпы, (24) сказал:
—
Уходите отсюда! Девочка не умерла, она спит!
Над Ним
стали смеяться.
25
А когда народ удалили, Он вошел в комнату, взял девочку за руку,
и она встала. (26) Слух об этом разошелся
по всем окрестностям той земли.
27
Когда Иисус уходил оттуда, следом за Ним пошло двое слепых.
—
Сжалься над нами, Сын Давида! — кричали они.
28
Когда Он входил в дом, слепые подошли к Нему.
—
Вы верите, что Я могу это сделать? — говорит им тогда
Иисус.
—
Да, Господин наш, — отвечают они.
29
— Пусть будет вам по вашей вере, — сказал Он и с этими
словами коснулся их глаз.
30
К ним вернулось зрение.
—
Смотри́те, чтобы никто об этом не знал, — строго наказал
им Иисус.
31
Но они, уйдя, рассказывали о Нём по всем окрестностям.
32
Когда они ушли, к Иисусу привели немого, одержимого бесом. (33) Когда
бес был изгнан, немой заговорил. Толпа изумилась.
—
Никогда еще такого не видали в Израиле! — говорили люди.
34
— Это старший над бесами дал Ему силу изгонять бесов, —
возражали фарисеи.
35
Иисус ходил по всем городам и селениям, уча в синагогах, возвещая
Радостную Весть о Царстве и исцеляя всякую болезнь и всякий недуг.
36Когда Иисус увидел то́лпы людей, Ему стало жалко их: они были изнурены
и беспомощны, как овцы без пастуха. (37) Тогда
говорит Иисус своим ученикам:
—
Велика жатва, а работников мало. 38Так проси́те Хозяина жатвы, пусть пришлет
еще работников на жатву.
5.46Сборщики податей были, как правило, из евреев; они собирали
подати для римских властей, и их ненавидели, считая предателями
своего народа, людьми, нарушающими правила ритуальной чистоты, и грешниками,
потому что они по долгу своей профессии общались с разными людьми, в том числе
и с нечистыми.
6.16
Хотя обязательным для всех был пост один раз в году —
в День искупления, или Судный День (евр. Йом-Киппу́р),
фарисеи из благочестивых побуждений постились два раза в неделю
(в понедельник и четверг) и в знак поста накрывали голову
покрывалом или посыпали пеплом, а также не умывались (см. также
Лк 18.12).
9.9Матфей, вероятно, не был сборщиком податей, а состоял на службе
у Ирода Антипы, собирая таможенные пошлины на границе его тетрархии.
У Марка он назван Левием, а в некоторых рукописях —
Иаковом.
9.10Иисус был у него на обеде — греческий текст допускает
иное понимание: "Иисус давал обед у себя дома". Сборщики податей —
см. прим. к 5.46. Грешниками считались не только
люди, нарушавшие Закон, но и те, кто занимался "нечистыми"
профессиями.
9.11Увидев — вероятно, в значении "узнав". Фарисеи
не могли присутствовать на обеде у грешника. Так как сборщики
податей и грешники были ритуально нечистыми, с ними нельзя было садиться
за стол, тем более что в древности и особенно на Востоке
совместная трапеза считалась знаком проявления дружеских чувств. Иисус, садясь
за один стол с грешниками, зримым образом показывал, что Бог их простил.
9.14часто — в некоторых рукописях: "много".
О посте см. прим. к 6.16.
9.15Свадьба была самым радостным событием в жизни, она праздновалась
семь дней, и в это время отменялись многие запреты и ограничения.
Пост же был зна́ком раскаяния и печали.
9.16из новой ткани — дословно: "из неотбеленной
ткани"; такая ткань после первой стирки садилась.
9.17Мехи для вина, или бурдюки, делались из кожи. Не наливают —
в некоторых рукописях: "не надо наливать".
9.20
Женщина с кровотечением была ритуально нечистой и не имела права к кому-либо
прикасаться (Лев 15.19-23). К краю Его одежды —
вероятно, к кисточкам, которые евреи должны были пришивать к краю верхней
одежды (Числ 15.38-41; Втор 22.12)
9.23
Умерших хоронили в самый день смерти, и на похоронах музыканты
играли на флейтах печальные мелодии, а плакальщицы (обычно наемные)
вопили и били себя в грудь, оплакивая умершего.
9.27
Помазанник Божий, которого ждали в Израиле, часто назывался Сыном,
т.е. потомком Давида, так как верили, что Он должен быть из рода
Давида (см. 2Цар 7.12-14 и др.).