13
В тот день Иисус, выйдя из дому, пошел к морю и сел на берегу.
(2) Вокруг Него собралось множество народу.
Ему пришлось сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу.
(3) Иисус о многом
говорил им в притчах:
—
Вот вышел человек* сеять. 4
И когда он сеял, часть зерен упала у дороги — прилетели
птицы и склевали их. 5 Другие упали на каменистую
почву, где земли́ было мало, —
и тотчас проросли (они были
неглубоко под землей), 6 а когда взошло
солнце, оно опалило их, и ростки, не имея корня,
увяли*. 7
Другие упали среди колючек — колючки взошли*
и заглушили их. 8 А другие
зёрна упали в землю добрую и дали урожай стократный,
шестидесятикратный и* тридцатикратный. 9 У кого есть уши, пусть услышит!
10
Ученики, подойдя к Нему, спросили:
—
Почему Ты говоришь с ними иносказаниями?
11
— Вам дано знать тайны Царства Небес, а им не дано, —
ответил Он. —
12
У кого есть, тому Бог даст еще, и будет у него
избыток, а у кого нет, у того и то,
что есть, отнимет*.
13 Я потому
говорю с ними иносказаниями, что они смотрят — и не видят,
слушают — и не слышат и не понимают.
(14) Так исполнилось на них пророчество
Исайи, гласящее:
"Ушами будете слушать — и не поймете,
глазами смотреть — и не увидите. 15 Заплыло жиром сердце этого народа, туги они стали на ухо,
и сомкнулись у них глаза. А иначе
глазами увидели бы, и ушами услышали бы, сердцем
поняли бы. И тогда ко Мне обратились бы, и Я бы
их исцелил".
16
Вашим глазам посчастливилось — они видят, и ушам
посчастливилось — они слышат.
17 Поверьте,
много пророков и праведников хотели увидеть то, что видите вы, но не увидели
и услышать то, что слышите вы, но не услышали.
18 Итак,
послушайте, что значит притча о сеятеле. (19) Когда
человек слушает слово о Царстве, не понимая его, к нему приходит
Злодей и уносит посеянное в сердце. Этот человек похож на зёрна,
посеянные у дороги. (20) А посеянное
на каменистой почве — это тот, кто слышит слово
и тотчас с радостью принимает его. (21) Но у него
нет корня, и поэтому какое-то время он верит, но в дни притеснений
и гонений за слово тотчас отступается. (22) Посеянное
среди колючек — это человек, слышащий слово, но заботы
этой жизни и соблазны богатства душат слово, и он остается бесплодным.
(23) Посеянное же на доброй земле —
это человек, слышащий слово и понимающий, он плодоносит и приносит
урожай стократный, шестидесятикратный и* тридцатикратный.
24
Иисус рассказал им еще одну притчу:
—
Чему подобно Царство небес? Представьте: человек*
засеял отборным зерном свое поле. 25Ночью пришел его враг, когда спали все*,
сорные тра́вы посеял в пшенице и удалился. 26 Когда ж*
поднялись посевы и стал наливаться колос, сорняки показались. 27 Слу́ги хозяина до́ма пришли к нему
и сказали: "Господин наш, ты
ведь отборным засеял зерном свое поле. Откуда взялись сорняки?" 28 — "Это дело рук врага", —
ответил хозяин. Они говорят: "Хочешь, пойдем мы
и выполем их?" 29 Он отвечает: "Не надо,
иначе во время прополки вы
вырвете с сорняками пшеницу. 30 Пусть
и то, и другое растет до жатвы. А в жатву
я прикажу жнецам: "Сперва соберите
сорные тра́вы, свяжите в вязанки
и сожгите, а пшеницу свезите
в закрома"".
13.4-8
По некоторым сведениям, в древней Палестине поле сначала засевалось, а лишь
потом вспахивалось.
13.8стократный, шестидесятикратный и тридцатикратный — это
невероятно богатый урожай, так как в те времена обычным был урожай
сам семь, а богатым считался сам десять. Ср. Мк
4.8, где другой порядок.
13.11 тайны
Царства — т.е. Божьи замыслы, известные только Ему одному. Иисус,
будучи Помазанником Божьим, открывает тем, кто поверил Ему, тайну —
скорое наступление Царства Бога.
13.13иносказаниями — дословно: "в притчах". В еврейской
традиции притчей назывался не только краткий рассказ с нравоучением,
но и пословица, поговорка, загадка, крылатое слово, мудрое речение,
аллегория (см., напр., Книгу Притчей Соломона).
13.25
Сюжет притчи, вероятно, взят из жизни, т.к. в римском законодательстве существовало
наказание за посев сорняков на чужом поле (см. также J. Jeremias,
The Parables of Jesus, p. 224).