16
— Ты — Помазанник, Сын Живого Бога, — ответил
Симон Петр.
17
— Ты счастливый человек, Симон, сын Ионы, — сказал
Он, — потому что тебе открыли это не люди, а Мой Небесный
Отец. (18) Поэтому
Я говорю тебе:
ты —
Скала, и на этой скале Я возведу Мою Церковь,
и даже силам преисподней ее не одолеть. 19
Я дам тебе ключи от Царства Небес, и то,
что ты запретишь на земле, запретят
на небесах, а что разрешишь на земле,
разрешат на небесах.
20
А потом Он строго наказал ученикам никому не говорить о том,
что Он — Помазанник Божий.
21
С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам, что Он должен
идти в Иерусалим и претерпеть там много страданий от рук старейшин,
старших священников и учителей Закона и что там Его убьют, но на третий
день Он встанет из мертвых*.
22
Петр, отведя Его в сторону, стал Ему перечить:
—
Упаси Боже, чтобы с Тобой такое случилось, Господь!*
— Кто
хочет следовать за Мной, пусть забудет о себе,
пусть возьмет свой крест — и тогда
следует за Мной. 25Кто хочет
спасти свою жизнь, тот ее потеряет. А кто
свою жизнь потеряет ради Меня, тот ее обретет. 26 Что пользы
человеку, если он приобретет весь мир, а жизни
своей повредит? Разве не всё отдал бы он, лишь
бы вернуть себе жизнь?! 27 Потому что Сын человеческий
придет в сиянии славы Отца Своего с Его
ангелами и воздаст каждому по делам его.
28
Говорю вам, есть среди стоящих здесь люди, которые не успеют узнать смерти,
как уже увидят Сына человеческого, пришедшего на Царство.
17
1 Через шесть дней Иисус берет
Петра, Иакова и его брата Иоанна и ведет их одних на высокую
гору. (2) Вдруг Его облик
изменился у них на глазах: лицо Его засияло, как солнце, а одежда
стала ослепительно белой. (3) И вот
явились перед ними Моисей и Илья, они* стали
разговаривать с Ним.
—
Господь, как хорошо нам здесь! Давай, я сделаю здесь три шалаша:
один Тебе, один Моисею и один Илье*.
5
Когда он говорил, вдруг явилось сияющее облако и накрыло их своей
тенью. И раздался из облака голос: "Это Мой любимый Сын, Моя отрада!
Его слушайте!"
6
Услышав голос, ученики упали ничком, потому что сильно испугались. (7) Иисус,
подойдя к ним, коснулся их и сказал:
—
Вставайте, не бойтесь!
8
Подняв глаза, они уже никого, кроме Иисуса, не увидели. (9) Когда
они спускались с горы, Иисус наказал*
им:
—
Никому не говорите о том, что вы видели, пока Сын человеческий
не встанет* из мертвых.
10
— А почему учителя́ Закона говорят, что сначала должен
прийти Илья*? — спросили
Его ученики.
11
— Илья* действительно должен
прийти первым и всё подготовить, — ответил Он. — (12) Говорю
вам, Илья* уже пришел, но его
не узнали и поступили с ним, как им хотелось*.
Так и Сыну человеческому предстоит перенести от их рук много страданий.
13
Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе.
1.16Помазанник, или греч. Христос (евр. Маши́ах)
долгожданный царь из рода Давида, который, по мнению народа, должен
был свергнуть иноземное иго и восстановить былое могущество Израиля. Постепенно
эта фигура земного могущественного царя и полководца всё чаще видится
в эсхатологическом свете: Он появится в конце времен, перед наступлением
Царства Бога, и принесет победу не только над земными врагами народа
Божьего, но и освобождение от грехов. С Его приходом
установится мессианское царство мира с Богом, счастья и изобилия.
2.4Учителя Закона (буквально: "писцы", евр. "софери́м")
люди, занимавшиеся углубленным изучением и истолкованием Писания, прежде
всего Закона Моисея; как правило, они принадлежали к фарисеям.
4.11Сатана — арам. "противник". В Книге Иова
он — один из ангелов Божьих, обязанностью которого было испытывать
людей, подвергая проверке их верность (гл. 1-2; ср. также 1Пар
21.1; Пс 109(108).6; Зах 3.1-10). Но постепенно в нём начинают
видеть не слугу Божьего, а демоническую личность, главу всех враждебных
Богу сил (так в междузаветной литературе и НЗ), который хочет уничтожить
дело Божье тем, что стремится сбить с пути и поколебать преданность
тех, кто верен Богу, и разорвать живую связь между Богом и человечеством.
Но в Сатане никогда не видели второго бога. Прислуживали Ему —
греческое слово "диаконе́о" ("служить") может употребляться
в самом общем смысле, но может быть и термином: "прислуживать
за столом, подавать пищу".
4.18Симон — это еврейское имя (полное имя — "Симеон",
точнее: "Шимо́н"). Петр (арам. Кефа́) —
прозвище, данное Симону Иисусом, означает "камень, скала".
5.22Совет это высший религиозно-политический орган, в функции
которого входило и судопроизводство. Он назывался Синедрион (в еврейском
произношении Санхедри́н), что значит по-гречески "совет".
В Совет входил 71 человек: первосвященник, старшие священники, старейшины
(см. прим. к 16.21) и учителя Закона.
6.25для жизни — дословно: "для души"; в Писании
душа — это дыхание жизни, которое вдохнул при рождении в человека
Бог, т.е. сама жизнь (см. Быт 2.7).
10.38
Осужденный сам нес перекладину креста на место казни. Так как казнь
через распятие со времен римского владычества часто применялась
в Палестине, то зрелище это было довольно привычным. Здесь в метафорическом
смысле: всякий, кто хочет быть учеником Христа, должен быть готов к страданиям
и даже смерти за свою веру.
16.16Помазанник — см. прим. к 1.16.
Бог назван Живым, в отличие от языческих идолов, которые
были неживыми, так как были сделаны человеческими руками.
16.17люди — дословно: "плоть и кровь", так в Библии
часто называется человечество, люди (ср. Гал 1.16).
16.18Скала — см. прим. к 4.18. Словом
Церковь переводится греческое слово "экклеси́я", которое
значит "собрание". В НЗ всегда в значении как местной общины верующих,
так и всего собрания народа Божьего, но так никогда не называется
помещение, в котором собираются христиане. Силам преисподней —
дословно: "вратам ада".
16.19запретишь... разрешишь — существуют два основных понимания
слов "запрещать" и "разрешать": 1) отменять старые и устанавливать
новые правила; 2) осуждать и прощать.
16.20Он — Помазанник Божий — в некоторых рукописях:
"Он — Иисус Христос". См. прим. к 1.16.
16.21Старейшины, старшие священники и учителя Закона — т.е.
члены Совета (см. прим. к 5.22). Старейшины
— наиболее уважаемые и богатые люди в Израиле. Старшие
священники (буквально: "первосвященники) — в строгом
смысле слова, первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли
и прежние первосвященники, иногда это слово употреблялось в еще
более широком значении и так назывались члены их семей и старшие
священники, возглавлявшие дневные и недельные смены. Учителя Закона —
см. прим. к 2.4. В смерти Иисуса повинен не народ,
а религиозные вожди.
16.23Сатана — см. прим. к 4.11. Петр,
пытаясь убедить Иисуса отказаться от пути страданий, невольно становится
на сторону Сатаны и исполняет его волю.
16.24пусть забудет о себе — дословно: "пусть откажется
от самого себя", т.е. откажется от эгоизма и эгоцентризма.
Возьмет свой крест — см. прим. к 10.38.
16.25-26
В греческом тексте вместо слова жизнь всюду стоит "душа".
См. прим. к 6.25.
17.1на высокую гору — это место встречи с Богом (ср. Синай).
Традиционно считается, что это гора Фавор (евр. Табо́р),
но она, во-первых, невысока (600 метров), а во-вторых, на ее вершине
располагалась военная крепость. Более вероятно, что это гора Гермон
(2700 метров), она в двадцати километрах от Кесарии Филипповой.
Для евангелиста важнее то обстоятельство, что это событие произошло
на горе, поскольку гора символизирует место встречи с Богом,
в данном случае она являет собой как бы новый Синай.
17.3Моисей и Илья — вероятно, они воплощают собой Священное
Писание, которое часто так и именовалось: Закон и Пророки. Моисей —
законодатель, Илья же — представитель пророков. Кроме того, по народным
представлениям, они оба были взяты живыми на небо.
17.4как хорошо нам здесь — греческий язык допускает возможность
иного перевода: "как хорошо, что мы здесь". Вероятно, это происходило
во время праздника Суккот (т.е. шалашей, или кущей), когда люди
должны были жить в специально сделанных для этого шалашах. Я сделаю —
в некоторых рукописях: "мы сделаем".
17.5облако — сияющее облако было знаком Богоприсутствия.
17.10-12
Согласно верованиям того времени, Илья должен прийти, чтобы явить Помазанника
народу Израиля.