Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Слово Божие день за днем

  Все выпуски  

Сегодня мы завершаем читать главы изКниги Бытия. Вэтом выпуске -- 28:10-22; 30:22-31:55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29-50:21.


 
Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам).
Будьте внимательны!

=рассылка *Слово Божие день за днем*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Здравствуйте, дорогие читатели!

Это выпуск рассылки за 19 (6) февраля 2010 года, пятницу.

Сегодня мы завершаем читать главы из Книги Бытия.
В этом выпуске —
28:10-22; 30:22–31:55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29–50:21.

Перевод и комментарии: М.Г.Селезнев.
Книга Бытия. // Издательство ГРРУ, 1999.
Авторские права:  Российское Библейское Общество.

[Данный перевод Книги Бытия
можно приобрести, например,
в интернет-магазине my-shop.ru

Книга Иезекииля / Пер. Л.В.Маневича]

 

Этот же текст по-церковнославянски:
28:10-22; 30:22–31:55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29–50:21.

Синодальный перевод:
28:10-22; 30:22–31:55; 32:22-32; 37; 46:1-7; 47:1-12; 49:29–50:21.

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и
к книге:

Введение в "Брюссельской" Библии.
Введение к книге в "Толковой Библии Лопухина".
Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня.
Свящ. Александр Мень. Исагогика

к главам:
из  "Брюссельской" Библии
из  "Толковой Библии"
28
30
31
32
37
46
47
49
50

 

Глава 28:

10 Покинув Беэр-Шеву, Иаков направился в Харран. 11 Дойдя до некоего места, он остановился, застигнутый ночью, и лег спать, подложив под голову камень. 12 Во сне он увидел лестницу, соединявшую небо и землю; ангелы Божьи поднимались и спускались по ней. 13 ГОСПОДЬ стоял на вершине и говорил Иакову:

— Я ГОСПОДЬ, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Эту землю, на которой ты лежишь, Я дарую тебе и твоим потомкам. 14 Многочисленны, как песок, будут твои потомки, и расселятся они на запад и на восток, на север и на юг. Благословением для всех народов земли будешь ты и твои потомки. 15 Я с тобой: куда бы ты ни шел, Я буду тебя хранить — и верну тебя обратно, в эту страну. Я тебя не оставлю: исполню всё, что обещал.

16 Проснулся Иаков и вымолвил:

— Воистину, ГОСПОДЬ пребывает на этом месте — а я-то и не знал!

17 — Как же страшно это место! — сказал он в ужасе. — Это же дом Бога, врата небес!

18 Наутро Иаков взял камень, который клал себе под голову, поставил его стоймя, как священный камень, и возлил на него оливковое масло. 19 Место это он назвал Бет-Эл — а прежде город назывался Луз.

20 И дал Иаков такой обет:

— Если Бог будет со мною, оберегая меня в пути, подавая мне хлеб и одежду, 21 и если я с миром возвращусь в отчий дом, то ГОСПОДЬ станет Богом моим. 22 Священный камень, который я поставил, станет Домом Божьим, и от всего, что Ты дашь мне, я буду отдавать Тебе десятую часть.

28:12 ...лестницу... — За этим видением встает образ зиккур`ата, храма-башни. Широкая каменная лестница зиккурата соединяла, как верили жители Месопотамии, мир людей с обителью божества.

28:13 ...на вершине... — Другое возможное понимание: "...рядом с Иаковом...".
...Авраама, отца твоего...  — Слово "отец" имеет здесь более общее значение  — "предок, прародитель".

28:14 См. примечание к 12:3. [Благословением ты станешь для всех народов земли! — Это место допускает две интерпретации. Согласно одной, Аврам станет для всех народов земли образцом того, как Бог может благословить человека (ср. 48:20). Согласно другой, через Аврама Бог благословит все народы земли (так понимается это место в Гал 3:8-9).]

28:18-19 Священные камни (их ставили стоймя, как стелы) почитались в древней Палестине обиталищами божества. Они могли также увековечивать чью-то память (Рахили, 35:20; Авессалома, 2Цар 18:18), или же договор (Иакова с Лаваном, 31:45; израильского народа с Господом, Исх 24:4). Отметим, однако, что ветхозаветное законодательство запрещало ставить священные камни (Втор 16:22).
...возлил на него оливковое масло. — Оливковое масло использовалось во многих обрядах. Помазание им совершалось при возведении в священники (Исх 29:7), цари (1Цар 10:1; 16:13; 3Цар 1:39) и пророки (3Цар 19:16). Драгоценная смесь на растительном масле использовалась для помазания святилища (Исх 30:22-33).
Бет-Эл — См. прим. к 12:8. [Бет-Эл ("Дом Бога") — один из важнейших религиозных центров Израиля. Он тесно связан с именем праотца Иакова (Быт 28:10-22; 35:1-15). Согласно Суд 20:18-28, здесь некоторое время находился Ковчег Завета; после разделения Израильского царства на Северное и Южное здесь было главное святилище Северного царства (3Цар 12:26-33). Город Гай, судя по данному рассказу, а также по Нав 7:2, должен был находиться к востоку от Бет-Эла.]

28:22 Обычай отдавать десятину (т.е. десятую часть дохода) святилищу хорошо известен из Библии (ср. Быт 14:20). Надо полагать, что в данном тексте обет Иакова относится не к самому Иакову, а к его потомкам — израильтянам, для которых святилище в Бет-Эле было на протяжении столетий одним из важнейших культовых центров (3Цар 12:26-33).

<.....>

Глава 30:

22 Но и о Рахили вспомнил Бог, внял ее мольбе и сделал ее утробу плодоносной. 23 Рахиль забеременела, родила сына и сказала:

— Бог избавил меня от позора.

24 Она дала сыну имя И`осиф и попросила:

— Пусть прибавит мне ГОСПОДЬ еще одного сына!

25 После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

— Позволь мне вернуться домой, на родину, 26 вместе с детьми и женами, ради которых я работал на тебя. Сам ведь знаешь, сколько я на тебя работал!

27 — Будь добр, послушай! — сказал ему Лаван.  — Мне открылось, что благодаря тебе со мною благословение ГОСПОДНЕ. 28 Скажи, какую ты хочешь плату?

29 — Сам знаешь, — отвечал Иаков, — как я на тебя работал, какими при мне стали твои стада. 30 Немного было у тебя скота, когда я пришел, а теперь сколько! Вот как ГОСПОДЬ благословил тебя с моим приходом! Но на свою-то семью мне когда работать?

31 — Так скажи, какую ты хочешь плату? — спросил Лаван.

— Мне ничего от тебя не нужно, — отвечал Иаков. — Я готов и дальше пасти и стеречь твой скот — но с одним условием. 32 Давай обойдем сегодня стада, чтобы ты забрал оттуда всех крапчатых, пятнистых и черных овец, а также пятнистых и крапчатых коз. А впредь такие животные будут моей платой. 33 Тебе легко будет проверить мою честность: отныне, если ты придешь посмотреть, чт`о я взял себе в качестве платы, и найдешь у меня козу без крапинок и пятен или овцу, которая не будет черной,  — считай, что они у тебя украдены.

34 — Договорились, — сказал Лаван. — Будь по-твоему.

35 И в тот же день Лаван отобрал всех пестрых и пятнистых козлов, всех крапчатых и пятнистых (то есть с белыми отметинами) коз, всех черных овец, отдал их своим сыновьям, 36 и те удалились от Иакова на три дня пути.

Иаков пас оставшийся скот Лавана. 37 Он взял свежие ветки тополя, миндаля, платана и содрал с них полоски коры, обнажив белую древесину. 38 Ободранные прутья он клал в поилки (откуда пьет скот), чтобы козы смотрели на эти прутья, когда приходят пить  — а как раз в это время у них бывает случка. 39 Так как козы во время случки смотрели на полосатые прутья, то козлята у них рождались пестрыми, крапчатыми и пятнистыми. 40 А овец Иаков ставил особняком и поворачивал их так, чтоб они смотрели на пестрый и черный скот из Лавановых стад.

Теперь у Иакова появились собственные стада, и он держал их отдельно от стад Лавана. 41 Когда бывала случка у крепких животных, то Иаков клал прутья в поилки, у них перед глазами, чтобы они совокуплялись около этих прутьев. 42 А когда случка бывала у хилых животных, тогда он прутьев не клал. Так хилый скот доставался Лавану, а крепкий Иакову. 43 Иаков сделался настоящим богачом, у него появились стада овец и коз, рабыни и рабы, верблюды и ослы.

30:24 Имя Иосиф (евр. Йос`еф) созвучно выражениям "избавить от позора" (ас`аф херп`а) и "пусть прибавит" (йос`еф).

30:27 Мне открылось...  — Имеется в виду "открылось в гадании".

30:31-42 Лаван полагает, что от животных обычной расцветки не будет рождаться пестрый приплод. Иаков же действует исходя из поверья, что окраска приплода зависит от того, на какой предмет смотрит овца или коза в момент зачатия.

31 Иакову стало известно, что сыновья Лавана говорят про него так:

— Иаков забрал у нашего отца всё! Это за счет нашего отца он приобрел свое богатство! Иаков уже и сам заметил, что Лаван относится к нему совсем не так, как прежде. И ГОСПОДЬ сказал Иакову:

— Вернись домой, к родным. Я буду с тобою.

Иаков послал за Рахилью и Лией, чтобы они вышли в поле, где паслись его стада, и сказал:

— Я смотрю, ваш отец относится ко мне уже не так, как прежде. Но со мною Бог моего отца. Сами знаете: я работал на вашего отца изо всех сил, а он меня обманывал и всё время менял назначенную плату. Только Бог не давал ему причинить мне зла. Если ваш отец говорил мне: "Твоей платой будут крапчатые", — весь скот рождался крапчатым. А когда говорил: "Твоей платой будут пестрые", — весь скот рождался пестрым. Вот так и передал мне Бог стада вашего отца.

10 Как-то раз в пору случки скота я увидел во сне, что все козлы, которые покрывали коз, были пестрыми, крапчатыми или пятнистыми. 11 "Иаков!" — воззвал ко мне ангел Божий во сне. Я ответил: "Да!" 12 И он сказал мне: "Посмотри, все козлы, что покрывают коз, — или пестрые, или крапчатые, или пятнистые. Я вижу всё, что Лаван с тобой делает. 13 Ведь Я — Бог Бет-Эла, где ты дал Мне обет, возлив оливковое масло на камень. Вставай, уходи из этой страны, возвращайся в родную землю".

14 Рахиль и Лия отвечали Иакову:

— Разве нам еще что-то принадлежит в отцовском имуществе или наследстве? 15 Он считает нас чужими; он нас продал, а всё, что получил за нас, присвоил себе. 16 А раз так, то всё добро, какое Бог отобрал у нашего отца, принадлежит нам и нашим сыновьям. Так что поступай, как велит тебе Бог.

17 Иаков посадил детей и жен на верблюдов, 18 собрал всё нажитое добро, забрал скот, приобретенный им в Паддан-Араме, и направился в Ханаан, к своему отцу Исааку. 19 Лаван как раз ушел на стрижку овец, и Рахиль взяла с собой домашних божков своего отца. 20 Так Иаков обманул Лавана-арамея: ничего ему не сказав, 21 ушел от него вместе со всем своим добром. Переправившись через Реку, Иаков направился к Гил`адским горам.

31:15 ...всё, что получил за нас, присвоил себе.  — Выкупом за Лию и Рахиль была четырнадцатилетняя работа Иакова на их отца.

31:19 ...домашних божков... — По-видимому, такие божки должны были приносить семье удачу и благополучие. Судя по рассказу о бегстве Давида от Саула (1Цар 19:13,16), божки представляли собой человеческие фигурки. Согласно 4Цар 23:24, божки, наряду с идолами, чародейством и "прочими мерзостями, творившимися в Иудее и Иерусалиме", были запрещены царем Иосией. Примечательно, что в 31:30-35 Лаван и Иаков называют их "боги" (элох`им), а автор книги Бытия — "божки" (тераф`им).

31:21 ...через Реку... — Имеется в виду Евфрат.
Гилад — область к востоку от Иордана.

22 На третий день Лавану донесли, что Иаков ушел. 23 Лаван собрал своих родичей и погнался за Иаковом. Через семь дней он нагнал его в Гиладских горах. 24 Но той же ночью, во сне, Бог явился Лавану-арамею и сказал:

— Смотри, ничего не делай Иакову!

25 Лаван был уже совсем рядом с Иаковом: Иаков остановился в Гиладских горах, и там же, в Гиладских горах, остановился Лаван с родичами. 26 И Лаван обратился к Иакову:

— Что ты делаешь? Ты меня обманул! Угнал моих дочерей, будто пленниц, добытых на войне! 27 Зачем ты ушел от меня тайком, обманул меня и ничего не сказал мне? Я бы проводил тебя с веселыми песнями, под звуки бубна и цитры, 28 а ты даже не дал мне поцеловать дочерей и внуков на прощание! Глупо ты сделал. 29 Я мог бы хорошенько отплатить вам за это, но сегодня ночью Бог вашего отца сказал мне: "Смотри, ничего не делай Иакову!"

30 — Ладно, — продолжал Лаван, — ты ушел от меня, потому что соскучился по родному дому. Но зачем было красть моих богов?

31 — Я боялся, — отвечал Иаков Лавану, — думал, ты заберешь назад своих дочерей. 32 Но у кого найдутся твои боги, тому не быть в живых! Пусть наши родичи будут свидетелями: осмотри всё, что есть у меня, и что твое — забирай!

(Иаков не знал, что это Рахиль украла божков.)

33 Лаван обыскал шатры Иакова, Лии, обеих служанок, но ничего не нашел. Выйдя из шатра Лии, он пошел в шатер к Рахили. 34 Рахиль тем временем взяла домашних божков, засунула их в верблюжье седло и уселась сверху. Отец стал обыскивать ее шатер, но ничего не мог найти, 35 а Рахиль сказала ему:

— Пусть не гневается господин мой, что я не могу встать перед ним: у меня обычное женское недомогание.

Лаван всё перерыл, но божков не нашел. 36 Теперь уже Иаков разгневался и стал обвинять Лавана:

— Так в чём же моя вина, в чём мое преступление, что ты за мной погнался? 37 Ты перерыл все мои вещи — и что же своего ты там нашел? Давай показывай, пусть родичи нас рассудят. 38 Двадцать лет я на тебя работал. Не было за это время выкидышей ни у овец, ни у коз. Я не ел баранов из твоего стада. 39 Если, бывало, скотину задерут звери, я не приносил ее тебе, но сам возмещал убыток. Днем ли было дело, ночью ли — ты спрашивал с меня за пропажу. 40 Днем меня мучил зной, ночью — холод, я глаз не смыкал. 41 Двадцать лет я был у тебя. Четырнадцать лет я работал на тебя за твоих дочерей, шесть лет — за скот, а ты всё время менял назначенную плату. 42 Да если бы не был со мною Бог отца моего — Бог Авраама и Ужас Исаака — ты отослал бы меня ни с чем. Но Бог видит мою обиду и мои труды: этой ночью Он Сам за меня вступился!

43 И Лаван ответил Иакову:

— Это ведь мои дочери, мои внуки, мой скот. Всё, что ты здесь видишь, — мое. Разве я обижу своих дочерей? Или внуков? 44 Давай заключим договор, и пусть у нас будет свидетель.

45 Тогда Иаков поставил большой камень стоймя, как священный камень, 46 и сказал своим родичам:

— Собирайте камни.

Они нагромоздили холм из камней и подле него устроили трапезу. 47 Лаван назвал этот холм Ег`ар-Сахадут`а, а Иаков назвал его Гал-Эд. 48 Лаван сказал:

— Этот холм — свидетель нашего договора. Потому это место и называют Гал-Эд. 49 А еще — Мицп`а, ибо Лаван добавил:

— Пусть ГОСПОДЬ наблюдает за нами обоими, когда мы потеряем друг друга из виду. 50 Если ты будешь обижать моих дочерей или возьмешь себе, кроме них, новых жен, помни: не человек, а Бог наш свидетель!

51 — Смотри, — сказал Лаван Иакову, — этот холм из камней и этот священный камень, которые я поставил между нами, — 52 они свидетели нашего договора. И я не буду переходить со злым умыслом на твою сторону холма, и ты не переходи со злым умыслом на мою сторону холма и священного камня. 53 Пусть нашими судьями будут Бог Авраама и бог Нахора.

(То есть отчие боги Иакова и Лавана.)

И поклялся Иаков Ужасом отца своего Исаака. 54 Затем Иаков принес на Гор`е жертву и пригласил родичей на трапезу. После трапезы они остались на Горе ночевать. 55 Наутро Лаван поцеловал внуков и дочерей, благословил их и отправился домой.

31:34 Верблюжье седло представляет собой деревянный каркас полуметровой высоты, покрытый ковром или кожей.

31:35 Женщина во время менструации считалась нечистой, и поэтому Лаван не приближается к Рахили. Ему также не приходит в голову, что Рахиль в таком состоянии может сидеть прямо на семейных божках.

31:39 Согласно Исх 22:13, пастух не должен платить хозяину стада компенсацию за животных, задранных хищниками, — он должен лишь принести останки животного как доказательство, что он не продал его и не съел сам (так же и в законах Хаммурапи). Лаван, таким образом, спрашивал с Иакова строже, чем было положено.

31:42 Ужас Исаака — эпитет Бога, встречающийся только здесь и в 31:53.

31:44 ...пусть у нас будет свидетель. — Свидетелем будет Бог (32:50); Его символизируют священый камень и холм из камней (32:48, 51-52).

31:47 Егар-Сахадута означает "груда-свидетель" по-арамейски, а Гал-Эд — то же самое по-еврейски. Иаков выступает здесь как прародитель израильтян, а Лаван — как представитель арамеев.

31:48 Слова Гал-Эд созвучны географическому названию Гилад (см. прим. к 31:21).

31:49 Мицпа буквально означает "Сторожевая Башня". Этим именем называлось несколько палестинских городов. Здесь имеется в виду город на востоке Гилада (упоминаемый в Суд 11:29 и др.); его точное местонахождение неизвестно.

31:51-52 По Гиладу проходила граница между Израилем и арамейским царством со столицей в Дамаске.

31:53 При заключении договора Лаван и Иаков клянутся богами-покровителями своих семей. Множественное число глагола ("пусть нашими судьями будут") указывает на то, что — по крайней мере для Лавана — речь шла о двух разных богах. Пояснение "то есть отчие боги Иакова и Лавана" принадлежит не Лавану, а рассказчику (оно отсутствует в греческом переводе и в некоторых еврейских рукописях).

<.....>

Глава 32:

22 Но той же ночью Иаков встал, поднял обеих своих жен, обеих наложниц, одиннадцать сыновей и вброд перешел реку Ябб`ок. 23 Он перевел их всех на другой берег, переправил всё, что у него было, 24 и остался один.

И вот, Некто вступил с ним в схватку — и боролся с ним до самой зари. 25 Увидев, что не может одолеть Иакова, Он ударил его по бедру — так, что кость вышла из сустава, — 26 и сказал Иакову:

— Отпусти меня. Уже заря.

— Не отпущу, пока не благословишь меня, — ответил Иаков.

27 — Как твое имя? — спросил Тот.

Он ответил:

— Иаков.

28 И тогда Тот сказал:

— Отныне ты будешь зваться не Иаков, а Изр`аиль, ведь ты боролся с Богом и с людьми — и выходил победителем.

29 — Назови мне свое имя! — попросил Иаков.

Но Тот ответил:

— Не спрашивай о моем имени.

И благословил Иакова.

30 Место, где это было, Иаков назвал Пен`и-`Эл, что означало: "Здесь я видел Бога лицом к лицу и остался жив". 31 Взошло солнце. Иаков покинул Пену`эл. Он хромал.

32 (Поэтому потомки Израиля не едят бедренной мышцы — ведь именно по этой мышце, по бедру, ударил Иакова его Противник.)

32:22 Яббок — горная речка, восточный приток Иордана.

32:24 ...Некто... — Буквально: "человек" (иш), однако Осия (Ос 12:4), пересказывая эту историю, говорит об ангеле, а сам Иаков (Быт 32:30) говорит, что видел Бога.

32:28 ...боролся с Богом...  — Другое возможное понимание: "...боролся с богами...".
• Имя Израиль созвучно словам "бороться" (сар`а) и "Бог" (эл). Смена имени, как в случае с Аврамом и Сарой (гл. 17), означает особое избранничество. Заметим, что Израиль — это также и будущее имя избранного народа. Однако Авраам и Сарра, получив новые имена, никогда уже не называются в Ветхом Завете своими старыми именами. Напротив, имена Иаков и Израиль в дальнейшем повествовании свободно чередуются.

32:30 По представлениям, отраженным в Ветхом Завете, увидеть Бога означало для человека неминуемую смерть; увидеть Бога и остаться в живых — чудо (ср. Исх 33:20).
• Слова "лицо Бога" (Пен`и-`эл) созвучны географическому названию Пенуэл (город в Заиорданье, упоминаемый в Суд 8:8-17 и 3Цар 12:25).

32:32 ...не едят бедренной мышцы... — Евр. гид-ханнаш`е по-видимому обозначает какую-то мышцу (а не нерв или сухожилие, как иногда переводят), так как данный запрет подразумевает возможность употребления гид-ханнаш`е в пищу. Более этот запрет в Библии не упоминается.

<.....>

Глава 37:

2 ВОТ ПОВЕСТЬ ОБ ИАКОВЕ И ЕГО ПОТОМКАХ.

Иосифу было семнадцать лет. Он пас овец вместе с братьями  — помогая сыновьям Валлы и Зелфы  — и сплетничал про них отцу. 3 Иосиф родился у Иакова уже на склоне лет, так что Иаков любил его больше, чем прочих сыновей,  — даже подарил ему цветную рубаху. 4 Когда братья увидели, что отец любит Иосифа больше, чем их, они так возненавидели Иосифа, что уже и слова доброго сказать ему не могли.

5 Как-то раз Иосифу приснился сон. Он рассказал его братьям  — и те возненавидели его еще сильнее.

6 — Послушайте, — сказал он,  — что мне приснилось! 7 Будто мы вяжем снопы в поле и мой сноп стал прямо, а ваши снопы окружили его и поклонились ему!

8 Братья ответили:

— Так ты, значит, царствовать над нами собрался? Начальником быть над нами?

И возненавидели его еще больше — и за сны его, и за рассказы. 9 А Иосифу снова приснился сон, и он снова рассказал его братьям:

— А я видел во сне, будто солнце, и луна, и одиннадцать звезд поклонились мне!

10 Когда он рассказал этот сон отцу и братьям, то отец отругал его:

— Что за сны тебе снятся? Что, мы все — и я, и твоя мать, и твои братья — придем и падем тебе в ноги?

11 Братья разозлились на Иосифа, но отец запомнил его рассказ.

 

37:3 ...цветную рубаху.  — Точное значение выражения кет`онет пасс`им неясно (цветная рубаха? полосатая рубаха? рубаха до пят?). В любом случае, судя по 2Цар 13:18-19, где этими словами называется одежда, которую носят незамужние царские дочери, то был предмет роскоши, возбуждавший зависть.

12 Как-то раз братья Иосифа ушли пасти отцовских овец в окрестностях Шехема. 13 Израиль сказал Иосифу:

— Твои братья пасут скот под Шехемом. Давай я и тебя к ним пошлю.

— Я готов, — ответил Иосиф отцу.

14 — Сходи, — сказал тот, — посмотри, как у них там дела, что со скотом. Вернешься и расскажешь мне.

Отец простился с Иосифом, и, оставив Хевронскую долину, Иосиф пошел в Шехем. 15 Там ему встретился какой-то человек.

— Что ты здесь ищешь? — спросил он у Иосифа, бродившего по полю.

16 — Я ищу своих братьев, — ответил Иосиф. — Скажи мне, где они пасут скот?

17 — Они отсюда ушли, — сказал ему тот, — я слышал, как они говорили, что пойдут в Дот`ан.

Иосиф пошел за братьями — и нашел их в Дотане. 18 Те уже издали приметили Иосифа и, пока он приближался, сговорились его убить.

19 — Вот и наш сновидец! — сказали они друг другу. — 20 Убьем его, бросим в яму, и скажем, будто звери его загрызли. Вот и поглядим, как сбудутся его сны!

21 Рувим это услышал и спас Иосифа.

— Не надо его убивать, — сказал Рувим. — 22 Зачем проливать кровь? Чем убивать его своими руками, бросьте его лучше вон в ту яму посреди пустыни.

(На самом деле он хотел спасти Иосифа и вернуть его отцу.)

23 Как только Иосиф подошел к братьям, они сорвали с него цветную рубаху, 24 схватили его и бросили в яму. Яма была пустая; воды в ней не было. 25 Только братья сели за еду, как увидели, что со стороны Гил`ада показался караван измаильт`ян— их верблюды везли в Египет благовонные смолы, ладан и бальзам.

26 Иуда сказал:

— Какой нам прок убивать брата? Придется скрывать пролитую кровь. 27 Лучше продадим его измаильтянам, и наши руки будут чисты. Ведь он нам всё-таки брат, родная плоть.

Братья согласились. 28 Когда мидь`янские купцы подошли ближе, то братья вытащили Иосифа из ямы и продали измаильтянам за двадцать шекелей серебра, а те повели его в Египет.

37:12 ...в окрестностях Шехема. — Шехем находится примерно в 80 км к северу от Хеврона.

37:17 Дотан лежит примерно в 20 км к северу от Шехема.

37:22 ...в ту яму... — Имеется в виду выкопанный или высеченный в скальном грунте резервуар, в сезон дождей собиравший воду. В засушливое время года этой водой пользовались пастухи и их скот. Резервуар мог иметь несколько метров в глубину, и выбраться оттуда без посторонней помощи было невозможно.

37:25-28 Измаильтяне и мидьянитяне  — древнееврейские названия кочевников и торговцев, населявших северную Аравию. Согласно генеалогиям книги Бытия, измаильтяне — потомки Авраама от Агари (25:12-18), а мидьянитяне  — от Кетуры (25:4), однако в книге Судей (гл. 8) и в истории Иосифа эти два имени выступают как синонимы. Возможно, Суд 8:24 указывает на то, что мидьянитяне — одно из измаильтянских племен.

37:25 Благовонные смолы (к числу которых относятся также ладан и бальзам) добывались из кустарниковых растений восточного Средиземноморья и Аравии. В эпоху, не знавшую мыла, благовония были важным предметом торговли; они использовались также в медицинских целях, при погребении усопших и при богослужении.

37:28 ...двадцать шекелей серебра...  — Буквально: "двадцать серебром". Единица измерения не упомянута, но имеется в виду шекель (ок. 11,5 г). Двадцать шекелей стоил раб-подросток (Лев 27:5).

29 Рувим вернулся, подошел к яме — Иосифа нет! И в знак скорби он разорвал свои одежды.

30 — Мальчика нет! — сказал Рувим, вернувшись к братьям. — А я? Куда мне деваться теперь?

31 Братья взяли рубаху Иосифа, зарезали козла и выпачкали рубаху в крови козла. 32 Потом принесли ее отцу и сказали:

— Вот что мы нашли! Посмотри — это рубаха твоего сына?

33 Иаков взглянул и закричал:

— Рубаха моего сына! Его звери загрызли! Растерзали, растерзали Иосифа!

34 И, разорвав свои одежды, с одним лишь куском грубой ткани на бедрах, Иаков оплакивал сына много дней подряд. 35 Сыновья и дочери пришли к нему, чтобы утешить, но Иаков не желал утешиться.

— Нет! — говорил он. — Буду оплакивать сына! С плачем сойду к сыну, в Шеол!

И продолжал оплакивать Иосифа.

37:35 Шеол — царство мертвых.

37:36 ...начальник стражи. — Некоторые комментаторы предлагают чтение "начальник поваров" (такой титул, действительно, существовал в Египте, его носитель принадлежал к высшим сановникам).

36 А мидьянитяне тем временем отвели Иосифа в Египет и продали Потиф`ару — то был сановник фараона, начальник стражи.

<.....>

46 1 Израиль собрал всё свое добро и отправился в путь. Придя в Беэр-Шеву, он принес жертву Богу своего отца Исаака  — 2 и Бог позвал его в ночном видении:

— Иаков, Иаков!

— Да, — ответил Израиль.

3 Бог сказал:

— Я Бог, Бог отца твоего. Не бойся, иди в Египет: там Я произведу от тебя великий народ. 4 Я Сам пойду с вами в Египет, Я Сам и выведу вас оттуда. Иосиф своею рукою закроет тебе глаза.

5 И Иаков оставил Беэр-Шеву.

46:1 Беэр-Шева расположена примерно в 40 км к юго-западу от Хеврона. Это последний крупный населенный пункт по дороге из Палестины в Египет.

На повозках, которые им дал фараон, сыны Израилевы везли Иакова, детей и женщин; 6 они гнали перед собой свои стада и везли добро, что нажили в Ханаане. Так Иаков вместе со всем своим потомством переселился в Египет: 7 сыновей, внуков, дочерей, внучек — весь свой род он привел в Египет.

 

<.....>

47 1 Придя к фараону, Иосиф сказал:

— Пришли из Ханаана мой отец и мои братья, вместе со стадами скота, мелкого и крупного, и со своим добром. Сейчас они в земле Гошен.

2 Иосиф представил фараону пятерых из братьев. 3 Фараон спросил, чем они занимаются, и те отвечали:

— Мы, рабы твои, пасем овец, как и отцы наши.

4 И еще сказали:

— Мы пришли в эту землю как переселенцы. Нам, рабам твоим, негде пасти скот, ведь в Ханаане сейчас сильный голод. Позволь нам, рабам твоим, поселиться в земле Гошен.

5 Фараон сказал Иосифу:

— К тебе пришли отец и братья — 6 так посели их в лучших краях нашей земли: вся страна египетская перед тобою. Пусть живут в земле Гошен. И если ты знаешь среди них подходящих людей, то поставь их смотреть за моими стадами.

7 Затем Иосиф представил фараону своего отца Иакова. Иаков благословил фараона, 8 и тот спросил:

— Сколько же тебе лет?

9 — Сто тридцать лет я прожил на свете, — отвечал Иаков. — Это немного, и трудными были эти годы. Им не сравниться с годами, которые прожили на свете мои праотцы.

10 И, вновь благословив фараона, Иаков удалился.

47:11 ...в области Раамсес... — При Рамсесе Втором (1290—1224 гг. до н.э.) в восточной части Дельты, на месте города Таниса, была возведена новая столица  — Пер-Рамсес (видимо, давшая имя и окрестной территории).

11 Иосиф, как и повелел ему фараон, поселил отца и братьев в лучшем краю Египта, в области Раамсес, и наделил их там землей. 12 И отцу, и братьям, и всему своему роду Иосиф выдавал зерно, каждому по числу детей в его семье.

<.....>

Глава 49:

29 Иаков сказал сыновьям:

— Скоро мне уходить к праотцам. Похороните меня рядом с моими предками, в пещере, что на поле Эфрона-хетта. 30 Эта пещера — на поле Махпела, рядом с Мамре, в земле ханаанской, а поле Авраам купил у Эфрона-хетта как место для погребения. 31 Там похоронены и Авраам с Саррой, и Исаак с Ревеккой, там я и Лию похоронил. 32 И поле, и пещера, что на нём, куплены у хеттов.

33 Дав сыновьям такой наказ, Иаков лег на постель и скончался, и отошел к праотцам.

50:11 Авел-Мицраим — "Плач Египтян" (евр.).

50:17 ...ведь мы рабы твоего отчего Бога! — Обязательства, вытекающие из родственных уз, нарушены братьями. Однако их по-прежнему связывает с Иосифом почитание Бога-покровителя их семьи.

50 1 Иосиф припал к телу отца и, рыдая, целовал лицо усопшего. 2 Своим слугам-врачам он велел набальзамировать тело Израиля. 3 Сорок дней, как положено, врачи бальзамировали тело, и семьдесят дней египтяне оплакивали усопшего. 4 Когда время траура кончилось, Иосиф попросил приближенных фараона:

— Сделайте милость, скажите фараону, 5 что мой отец взял с меня клятву: когда он умрет, я должен похоронить его в Ханаане, в усыпальнице, которую он заранее приготовил для себя. Я прошу позволения пойти и похоронить отца — а потом вернусь.

6 И фараон разрешил:

— Иди и похорони отца. Выполни клятву.

7 Иосиф отправился хоронить отца, и с ним пошли все вельможи фараона, и все старшие сановники, и все старейшины земли египетской, 8 и вся семья Иосифа, и все его братья, и весь его род  — в земле Гошен остались только их дети и скот. 9 И колесницы сопровождали его, и конница, и великое множество народа.

10 Дойдя до Г`орен-Ат`ада, что за Иорданом, они подняли там великий и горький плач — семь дней оплакивали они Иосифова отца. 11 Ханаанеи, жившие в той земле, увидели траур в Горен-Атаде и воскликнули:

— Как горько плачут египтяне!

(Потому-то и называется это место за Иорданом Ав`ел-Мицр`аим.)

12 Сыновья выполнили волю отца: 13 принесли его тело в Ханаан и похоронили в пещере на поле Махпела, что некогда было куплено Авраамом у Эфрона-хетта как место для погребения  — неподалеку от Мамре. 14 После похорон Иосиф, его братья и все сопровождавшие вернулись в Египет.

15 Теперь, после смерти отца, братья Иосифа задумались: "А что если Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?" 16 И они велели передать Иосифу:

— Перед смертью отец завещал 17 сказать тебе: "Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину  — то зло, которое они тебе причинили". Так прости же нас, ведь мы рабы твоего `отчего Бога!

Иосиф плакал, слушая эти слова.

18 Братья пришли, простерлись перед ним на земле и сказали:

— Отныне мы твои рабы!

19 — Не бойтесь, — ответил Иосиф.  — Разве я Бог? 20 Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: сколько людей спасено из-за этого! 21 Не бойтесь. Я буду заботиться и о вас и о ваших детях.

Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.

 

Проект "Христианское просвещение" нуждается в материальной поддержке.
Как это можно сделать, можно узнать на странице messia.ru/pomoch.htm.

Благодарю тех, кто уже внёс свою лепту!

В следующем выпуске: Послание евреям, 3:1 – 5:10.

Буду рад прочитать Ваши замечания и предложения по содержанию рассылки —
со мной можно связаться по имейлу или в icq,
или оставить сообщение на форуме сайта.

Постараюсь ответить на вопросы.

Желаю Божьего благословения!  
Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение".

Редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
( запасной адрес: alrpol0@gmail.com )

В избранное