Производство синтетических каучуков и шин - одна из немногих отраслей российской нефтехимии, которая имеет технологический и производственный потенциал мирового уровня. Главная задача отечественных предприятий - сохранить позиции на растущем глобальном рынке
Ежегодная конференция Creon "Каучуки, Шины и РТИ 2010" привлекает все большее внимание участников отраслевого сообщества. Мероприятие, которое состоится 30 ноября 2010 года в Москве, в отеле "Балчуг Кемпински", уже планируют посетить представители десятков российских и зарубежных компаний, занимающихся производством каучуков, шин и РТИ, поставщики компонентов для резиновой индустрии (от масел и техуглерода до металлокорда), специалисты по вторичному использованию и переработке резиновых изделий, эксперты рынка.
Вопросов развития отрасли множество и далеко не на все из них сейчас есть простые и понятные ответы даже у крупнейших мировых компаний.
Как все мы помним, Россия в 1932 году стала первой страной в мире, где начал промышленно производиться синтетический каучук. Это достижение было гордостью всей отечественной химии на протяжении многих десятилетий. В начале 21 века поводов для гордости за российскую промышленность вообще, не говоря уже о химической индустрии, немного. Тем не менее, они есть. "Сибур" ведет переговоры с индийской компанией об участии в совместном проекте по производству бутилкаучука. При этом участие российской стороны будет состоять
в поставке не сырья, а технологии производства. Припомнить подобное в каком-либо другом секторе нефтехимии почти невозможно. Российская каучуковая индустрия действительно унаследовала от советских времен существенный технологический и инновационный потенциал и всех интересует то, как она им распорядиться.
Как DuPont или как Exxon?
Ключевой задачей для российских производителей каучука является сохранение позиций на мировых рынках, которые ухудшаются, поскольку рынок растет, а производство каучука в России стагнирует. Только "Нижнекамснефтехим" инвестировал в создание новых мощностей по выпуску этого сырья, тогда как на большинстве предприятий отрасли даже имеющиеся мощности загружены слабо. Ждет ли российскую каучуковую отрасль новое инвестиционное оживление и если да, то когда и каким оно будет?
Вести успешный каучуковый бизнес можно и без выпуска массовых марок каучуков, производя специальные марки продукции с уникальными свойствами, и у российских предприятий есть наработки и здесь. Много ли российских химических компаний могут похвастаться, что являются прямыми конкурентами DuPont? В каучуковой индустрии примером такой компании является "Галополимер". Быть может, и другим российским игрокам имеет смысл сконцентрироваться на разработках и выпуске высокорентабельных спецкаучуков, нежели наращивать
выпуск куда менее сложной и распространенной продукции?
Но что делать тем, кто не обладает столь существенным технологическим потенциалом? Производство массовых видов каучуков, лишенных уникальных свойств, настолько распространено, что эту продукцию уже можно относить к стандартным "сырьевым" производствам нефтехимии, не требующим ни специального оборудования, ни технологий. Бутадиен, как известно, может быть побочным продуктом пиролиза, а значит, любой крупный нефтехимический завод - потенциальный производитель небольшого количества стандартных каучуков. Не случайно
на каучуковом рынке работают и нефтяные компании вроде Exxon. Рецепты выживания и успешного ведения бизнеса в таких условиях компании-участники отрасли смогут найти на конференции Creon.
Осторожно, рынок открывается
Одна из ключевых проблем каучуковой индустрии России состоит в том, что она технологически слабо интегрирована с отечественными производителями шин. Западные производители получают существенные преимущества на рынке за счет сотрудничества с шинниками, за счет разработки новых рецептур и марок каучуков для производства новых моделей шин. Новый продукт, соответствующий новым стандартам, сразу становится премиальным для игроков рынка. Хотя российские каучуки широко экспортируются, имеют ли наши производители возможность
влиять на мировые отраслевые стандарты?
Последнее возможно путем более тесной интеграции с мировыми производителями шин, однако российский шинный рынок и так в значительной мере "глобализирован", не менее двух третей его занимает импорт и покрышки, произведенные на российских заводах западных компаний. Какое место собственно российские шинные компании займут внутри страны и за рубежом? Так ли сильно технологическое отставание российских шинников? Каковы рецепты выживания шинного бизнеса вне национальных и корпоративных границ? Насколько применим к
России опыт ведущих мировых шинных компаний? Производителей РТИ, тесно связанных с автопромом, волнует и то, сможет ли импортозамещение, которое имеет место в шинной отрасли, распространиться и на их индустрию и какой будет его модель. Поиск ответов на эти вопросы - главная задача предстоящей конференции.