Пресс-релизы. Иные события Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка
Заголовок: Второй квартал станет решающим для ИТ-рынка
Компания: @ASTERA
Информационно-деловой канал @ASTERA - www.astera.ru - представляет результаты опроса, посвященного текущей ситуации на рынке информационных технологий в России.
За первые три месяца 2009 года на российском ИТ-рынке произошли серьезные изменения. К сожалению, ситуация в основных сегментах развивается по пессимистичному сценарию. В первом квартале рынок значительно упал, во многом подтвердив прогнозы, сделанные каналом @ASTERA еще в декабре. Что произойдет дальше, никто точно сказать не может, однако участники рынка сходятся во мнении, что хуже уже не будет.
Больше всего пострадал сегмент поставок оборудования. Опрос, проведенный в апреле среди дистрибьюторских компаний, показал, что большинство игроков испытали в первом квартале 2009 года значительное падение оборотов, которое по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило до 50-60%. При этом никто из участников не высказал предположений, что во втором квартале ситуация улучшится. Тем не менее, отдельные игроки демонстрируют показатели выше рынка. Обороты компании "Технотрейд" в начале года снизились лишь
на 30%. Объем бизнеса "АРТ Дистрибьюшен", по словам директора компании Елены Жуплатовой, снизился незначительно по сравнению с первым кварталом 2008 года и вырос относительно результатов конца года.
По мнению одного из участников опроса, объемы рынка в натуральном выражении пострадали не так сильно, как в пересчете на деньги. Это объясняется снижением средней стоимости поставляемого оборудования, которое оказывает сильное влияние на финансовые показатели. Весомые коррективы в результаты компаний во втором квартале может внести и курс национальной валюты. Факторов, которые могут привести к росту курса доллара, сейчас гораздо больше, чем предпосылок к укреплению рубля. Удорожание доллара может привести к
ухудшению показателей российских компаний во втором квартале 2009 года по отношению ко второму кварталу прошлого года, когда российский рубль укреплялся.
В большей степени ожидания игроков рынка связаны с корпоративными бюджетами и розничными продажами, в меньшей - с госзакупками. По словам представителя одной из крупных дистрибьюторских компаний, на увеличение спроса со стороны предприятий и частных лиц можно надеяться в том случае, если бюджетные деньги дойдут до реального сектора экономики. Некоторые компании надеются продержаться во втором квартале благодаря сезонному спросу на товары, ставшие уже традиционными для ИТ-поставщиков, как то: мультимедийные плееры,
фотоаппараты, видеокамеры, мобильные телефоны и коммуникаторы. Эта продукция обычно востребована в период с мая по июнь.
Второй квартал станет решающим для сегмента поставок оборудования. При планировании заказов на третий квартал большинство дистрибьюторов будут руководствоваться текущим спросом. Если в ближайшие месяцы спрос не вырастет, то объемы заказов, соответственно, будут на уровне второго квартала. Если в третьем квартале начнется рост, то товара может не хватить, и в этом случае квартальные показатели окажутся не намного лучше текущих результатов, что существенно скажется на годовых результатах.
Если рассмотреть отдельно поставки ПК, то и здесь дела не намного лучше. Специфика сегмента заключается в том, что производство компьютеров требует больших оборотных средств и практически невозможно без заемного финансирования. Кредиты очень сильно подорожали и, более того, стали труднодоступными. В целом в первом квартале 2009 года производители ПК не досчитались от 30% до 55% выручки. По мнению Алексея Кравцова, президента Kraftway, "второй квартал будет немного лучше, а в целом в первом полугодии падение
рынка может составить около 30-40%". О благоприятных перспективах для рынка ПК во втором квартале высказались еще несколько участников опроса из числа производственных компаний. Основными драйверами возможного роста считаются корпоративные бюджеты и потребительский спрос.
Между тем, в компании "Формоза" полагают, что во втором квартале улучшение ситуации не предвидится, однако в третьем квартале рынок может показать рост. Что касается годовых результатов, то в 2009 году продажи десктопов могут снизиться на 25-30%, ноутбуков - на 30-35% по сравнению с 2008 годом. Наибольший удар придется по рынку серверов, где падение продаж может составить около 50%, считают в "Формозе".
Несколько иным образом развиваются события в рознице. Если спрос в сегментах корпоративных и государственных поставок обрушился еще в конце прошлого года, то в ритейле спрос падал более плавно, и сейчас падение продолжается. Этот процесс обусловлен, прежде всего, снижением покупательской способности населения.
Изменения на рынке розничных продаж происходят под давлением и ряда других обстоятельств...