Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Реализация национального проекта в области доступного жилья //


Реализация национального проекта в области доступного жилья [Радио "Маяк"]
Слушать аудиорепортаж >>
На недавней встрече президента с членами кабинета министров очень активно обсуждалась тема ликвидации аварийного жилого фонда, капитальный ремонт жилых зданий в нашей стране. Как вы знаете, президент обозначил это одним из приоритетных направлений для работы российского правительства, и эта тема все время находится в центре его внимания.
В студии - министр регионального развития Владимир Яковлев.
- Владимир Анатольевич, если я не ошибаюсь, то, что касается вот этой встречи президента и правительства последней, то там речь шла о создании фонда для капитального ремонта и расселения аварийного и ветхого жилья. Вот это так было обозначено во всяком случае в тех сообщениях, которые приходили из информагентств. Так на какой стадии этот фонд - Согласования, проекта уже конкретного, который должны подписать?
ЯКОВЛЕВ: На стадии подготовки. Это будет закон, проект закона на сегодняшний день находится в стадии согласования, до 5 июня он будет подготовлен и направлен в Государственную думу. И мы надеемся, что Государственная дума в этом году его обязательно должна принять. Это будет фонд, в котором сосредоточены будут все средства, то есть 250 миллиардов рублей, которые будут направляться на капитальный ремонт жилого фонда и на расселение аварийного фонда.
- Вы сказали, что в этом году. Декабрь - это тоже этот год. Или все-таки вы надеетесь, что в весеннюю сессию уже все примут? Ваш прогноз?
ЯКОВЛЕВ: Я почему говорю в этом году, потому что в этом году задача и закон принять, и фонд, провести все организационные работы, что с 1 января 2008 года он уже приступил реально к работе.
- То есть на самом деле пока мы не можем говорить о том, что чуть ли с июня-июля людей начнут из аварийного жилья выселять именно по этой новой программе.
ЯКОВЛЕВ: Для этого существует старая программа. По старой федеральной целевой программе "Жилище" выделяется 1 миллиард 100 миллионов рублей.
- Это в год?
ЯКОВЛЕВ: Это в год. Это те деньги, которые уже идут на расселение аварийного фонда. При эт ом президент дал поручение, включили в бюджет на этот год на второе полугодие 10 миллиардов рублей - 5 миллиардов на капитальный ремонт и 5 миллиардов на расселение ветхого фонда, то есть сразу такое резкое увеличение по этому году. Поэтому расселение в плановом режимном порядке начинается уже, вернее, продолжается, а с созданием фонда будет другой темп. Но не надо забывать, что у нас на сегодняшний день аварийного фонда по статистическим данным 11,2 миллиона квадратных метров по стране, это громадная цифра. А если говорить вообще о жилье, у нас 3 миллиарда квадратных метров жилья. А при этом если его по категориям разбить, то примерно 500 миллионов квадратных метров - это так называемые хрущевки, которые требуют повышенного внимания; 93 миллиона квадратных метров - это ветхий фонд, о котором мы уже говорим не один год; около 500 миллионов квадратных метров - это дома, в которых ремонта не было по 40-50 лет. И об этом как раз президент и говорил в своем послании, что как можно жить в стране, которая уже экономически двигается активно вперед, золотовалютные запасы огромные, а до сих пор не обратили внимание вот на такую важную тему. Я хочу сказать, что последний разговор у президента, а до этого было много таких разговоров, президент проводил специально президиум Госсовета в Казани на эту тему, состоялось заседание правительства в феврале месяце. Мы приняли комплекс мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и там акцентировано было внимание как раз на основных двух моментах - это капитальный ремонт и это вопросы, связанные с расселением аварийного фонда.
- Как правило, все эти программы выступают в виде софинансирования федерального и регионального. То, что касается этого фонда, это тоже принцип софинансирования?
ЯКОВЛЕВ: Это вы очень хорошо сразу же вошли в тему. Это действительно так, без софинансирования не обойтись. И задача фонда, и задача вообще этих денег оказать поддержку, то есть дать как бы толчок в создании эффективных управляющих компаний или эффективных владельцев, что ли, до мов. Потому что мы часто говорим, сами когда являемся жителями дома, хорошо, что кто-то работает или кто-то не работает, обсуждая на кухнях. А есть закон, Жилищный кодекс, по которому жители должны принимать решение как они дальше будут жить: либо они нанимают управляющую компанию, либо они сами управляют домом. И по этому закону до конца этого года должны принять окончательные решения. После этого будет приниматься решение как раз кому помогаем, с кем взаимодействие выстраиваем, с кем подписываем соглашения на выделение средств на капитальный ремонт.
- То есть на самом деле, если мы сидим дома у себя и никаких управляющих компаний не выбираем, никаких ТСЖ не создаем, а сидим и ждем, что наш родной ЖЭК к нам придет и что-то сделает, то есть на самом деле с 1 января будущего года этого не будет, если мы не пошевелимся, не выберем управляющую компанию, то никакого капитального ремонта.
ЯКОВЛЕВ: За нас примут решение местные органы власти. Они за нас выберут компанию, которая будет обслуживать дом.
- Нам хоть сообщат?
ЯКОВЛЕВ: И известят. И будет то же самое, что, наверное, как и было до сих пор. Вот кто придет, вы не выбирали, и он будет обслуживать дом. А вы будете все время обращаться в какие-то инстанции с жалобами. А жалобы эти никто во внимание брать не будет, потому что вы собственники и вы должны принимать все решения. И нам необходимо действительно перебороть эту психологию. Как только гражданин осознает, что он ответственный за свой дом, за свою квартиру, и он будет требовать исполнения всех обязательств по эксплуатации в этом доме, он будет через приборы учета и контроля производить оплату четкую, положенную, а не так, как сейчас. Сейчас оплачиваем зачастую по диаметру трубы, по сечению электрического кабеля, оплачиваем все аварии, какие происходят. А почему? А потому что привыкли, что кто-то за нас должен это сделать. Весь мир сегодня живет именно по такому принципу.
- По принципу того, что каждый содержит свое жилье. Но на самом деле сейчас мы уже перешли к капитальному р емонту. Но ведь аварийное жилье и ветхое жилье - это немножечко другое. Какие решения не примут жильцы, это никакого отношения не имеет к ситуации, да?
ЯКОВЛЕВ: Это в основном жилье муниципальное.
- А там что, нет почти приватизированного жилья?
ЯКОВЛЕВ: Там есть приватизированное, по ошибке приватизированное или по какому-то умыслу приватизированное. Но это штучное.
- Почему? 10 лет назад этот дом еще мог быть не аварийным, предположим, и можно было спокойно приватизировать.
ЯКОВЛЕВ: Давайте так уж по-честному говорить, что по статистике нам понятно, что это за аварийное жилье и сколько лет оно стоит. Это как раз то жилье, которое вот сегодня набралось. В этом жилье уже часть расселенных квартир. Это действительно дома, где перекрытия на подпорках стоят, то есть много таких уже конструктивных нарушений. Поэтому есть статистические данные, они зафиксированы, мало того, они зафиксированы сегодня уже на 1 января 2007 года.
- То есть вы хотите сказать, что уже есть реестр аварийного и ветхого жилья?
ЯКОВЛЕВ: На самом деле он сегодня существует у местных властей и у региональных задач.
- А у вас?
ЯКОВЛЕВ: Наша задача перепроверить так это или не так. Потому что в каждом конкретном случае, ну вот стоит аварийный дом, он не сегодня появился, он появился гораздо раньше. В этом доме есть квартиры (мы часто репортажи телевизионные видим), которые расселены, но в доме продолжают жить, один подъезд, там несколько квартир. Вот наша задача в первую очередь обратить внимание именно вот на такие дома, на такие квартиры и в кратчайшее время их расселить. Задача стоит в пятилетний срок выполнить расселение аварийных домов и осуществить снос. Но это беспрецедентный случай, это огромнейшая задача, это огромнейшие работы, которые до сих пор в стране, в общем-то, не проводились.
- Но за пять лет еще же появятся аварийные и ветхие дома. По-моему, это бесконечный процесс. Разве нет?
ЯКОВЛЕВ: А старение человека - это разве не бесконечный процесс? И здесь бесконечный про цесс. Вот задача вторая - капитальный ремонт. Надо больше обращать внимания на капитальный ремонт. Потому что и в своем послании президент наш как раз и говорил о том, что, не ремонтируя дома, мы создаем прецедент, и тревожная ситуация складывается с тем, что увеличивается количество ветхого и аварийного фонда. Это абсолютно так.
- Когда вы будете перепроверять данные, которые регионы представляют, вы просто будете какие-то свои комиссии отправлять, чтобы они по конкретным адресам ходили? Как это будет происходить?
ЯКОВЛЕВ: Министерство регионального развития, если бы мы даже захотели все поехать в территории, мы не смогли бы это сделать. Поэтому мы будем, во-первых, проверять выборочно, во-вторых, мы будем обращаться к местным властям, к общественным организациям, чтобы организовывали выборочные проверки. Ну и там кто попадется, за это будет отвечать, если он не будет предоставлять правильную информацию. Допустим, федеральная целевая программа "Жилище", которая была принята несколько лет назад, мы ее осуществляем. В рамках программы четыре подпрограммы, допустим, программа "Молодая семья". Там есть четкие категории молодых семей. Они должны быть поставлены на учет до 1 января 2005 года, у них должны быть такие условия. Но это власти местные должны представить, а региональные должны проверить, и мы тоже перепроверяем. И в результате видим, что кто-то честно работает, у кого-то есть какие-то исключения. Значит, напоминаем, исключаем.
- Вопрос, который я задала ранее о том, что софинансирование должно быть, он с таким неким умыслом. Очень много программ софинансирования не идут потому, что территории деньги не выделяют. Центр говорит: вот лежит, пожалуйста, забирайте, но только когда выделите свои деньги. Вот с тем, что касается расселения аварийного и ветхого жилья, такой ситуации не произойдет, что центр будет сидеть и ждать: ну когда же наконец регион раскошелится?
ЯКОВЛЕВ: Есть и такое. И программа, на сегодняшний день действующая, расселения ветхого и аварийного фонда, хоть она и стоит 1 миллиард 100 миллионов рублей, она действует в рамках софинансирования. То есть, допустим, условно, 50 процентов выделяет федеральный центр, вторые 50 должны выделить субъекты Российской Федерации. Есть отставание в оплате субъектов, но по крайней мере сумма все-таки в полном объеме реализуется. То, что касается новой задачи, большой задачи - 250 миллиардов рублей, она пойдет в рамках софинансирования. И, безусловно, мы учитываем бюджетную обеспеченность территорий, и поэтому софинансирование будет идти, допустим, в зависимости от того, насколько состоятелен регион. Все это учитывается, все это будет прописано четко в законе, а исходя из этого мы будем вести всю работу. И смысл заключается в том, что это добровольная задача региона. Он делает заявку, эту заявку они рассматривают, и в результате принимается решение - какой объем выделить средств на конкретный участок, на конкретную территорию.
- Вы можете привести пример региона, где эта задача решается довольно активно, где власти активно занимаются решением этой проблемы? И наоборот, регионы, где власти вообще ничего не делают.
ЯКОВЛЕВ: Если речь идет о ветхом и аварийном фонде, то могу сказать, что большая программа, она действует уже с начала 90-х годов, это Татарстан - они активно работают, это Москва - активно работают по расселению фонда, это Белгородская область - достаточно активно, это Кемеровская область. Во всех этих территориях есть программы расселения аварийного и ветхого фонда, включая и так называемые хрущевки, пятиэтажки. Особенно эта программа развивается в Москве, поскольку есть востребованность в этих участках, они находятся, как правило, вблизи транспортных средств, вблизи метро, и здесь программа двигается очень быстро. Ну есть территории такие, как Камчатская область, это депрессивная территория, к сожалению. Это территории Алтайского края, это территории Алтайской республики, это территории кавказских наших республик, где, к сожалению, процесс расселения ветхого фонда, аварийного фонда и модернизация идет вообще достаточно неубедительно, крайне медленно.
- А вы как-то можете стимулировать эти регионы к тому, чтобы они активнее работали?
ЯКОВЛЕВ: Мы как раз и стимулируем тем, что активно занимаемся, и не только в рамках административного какого-то давления, а в рамках создания нормативных документов. Вот, допустим, федеральная целевая программа "Жилище", она ведь в то же время стимулирует расселение ветхого фонда, аварийного фонда, предоставление жилья. А ведь программа не маленькая. Если говорить о всей программе на 1996-2010 годы или 2002-2010 годы, она составляет примерно в целом 900 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета выделяется порядка 247 миллиардов рублей. То есть серьезная программа. В чем она заключается? Ну, во-первых, государство обязано отдельным категориям граждан предоставить жилье бесплатно. Это категории военнослужащие - уволенные или увольняемые в запас. Это категории лиц, выезжающих с северных территорий. Это так называемые переселенцы. Это участники различных радиационных и прочих катастроф. Мы должны к 2010 году расселить 133 тысячи семей.
- То есть предоставить им жилье.
ЯКОВЛЕВ: То есть предоставить им жилье. Что это значит? Это же люди живут кто-то в аварийном фонде, кто-то живет в ветхом фонде.
- А у кого-то вообще его нет на самом деле.
ЯКОВЛЕВ: Наверное, есть. Но кто-то проживает и в общежитии на самом деле, то есть это практически ничего нет. Есть программа "Молодая семья". Ведь молодые люди тоже живут где-то, кто в ветхом, кто в каком-то фонде неблагоустроенном, по метрам не хватает. 187 тысяч квартир мы должны до 2010 года предоставить молодым семьям. И вот таким образом мы говорим, что мы решаем задачи. Это вопросы, когда государство впрямую выделяет деньги. А вот программа "Молодая семья" - это идет софинансирование. Что это значит? Это значит 10 процентов выделяется средств из федерального бюджета молодой семье, 30 процентов из бюджетных местных и региональных. Молодая семья получает 40 процентов безвозмездных средств, оформляет ипот еку и оставшиеся 60 процентов оплачивает сама.
- Эти квартиры, кстати, которые получают по этим программам, они потом могут приватизировать? Или это в любом случае социальное жилье?
ЯКОВЛЕВ: Да, конечно.
- Могут. Это подлежит приватизации, да? В собственность это можно будет все оформить?
ЯКОВЛЕВ: Да, конечно.
02.06.2007 10:47:00 GMT

В Краснодаре в 2007 году более 270 молодых семей получат субсидии на приобретение жилья [ЮГА.ру]
В Краснодаре в 2007 году 272 семьи станут участниками программы "Молодым семьям - доступное жилье" и получат субсидии и льготные кредиты. На эти цели в бюджете предусмотрено 30,5 млн. рублей. Сообщила в ходе онлайн-конференции на портале ЮГА.ру вице-мэр столицы Кубани Наталья Маханько.
"В соответствии с этой программой на 2007 год предусмотрено бюджетом 30,5 млн. руб. на 272 семьи. Это значит, что 272 семьи, один из членов семьи должен иметь возраст до 30 лет, станут участниками программы", — отметила вице-мэр.
02.06.2007 13:08:00 GMT

Жителей поселка с дурной славой переселили в новое жилье (Чечня) [ИА REGNUM]
28 семьям - свыше 100 человек, представители администрации Грозного вручили документы на новое жилье и земельные участки. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили 2 июня в пресс-службе президента и правительства Чечни.
"Семья получившие новое жилье и земельные участки - это жители ликвидированного в середине апреле стихийного поселка барачного типа, находившегося в Заводском районе Грозного и получившего в народе название "Шанхай". Несмотря на то, что из 37 семей, проживавших в поселке, только семь имели правоустанавливающие документы на жилье, руководство города сочло возможным выделить 20 семьям земельные участки и восьми семьям квартиры. Другие девять семейств изъявили желание вернуться на прежнее место проживания - Гудермесский, Ачхой-Мартановский районы", - пояснили в пресс-службе.
Как ранее сообщалось, решение о сносе поселения из "времянок" было принято президентом Чечни после многочисленных сигналов о чрезвычайно антисанитарных условиях проживания его обитателей, отсутствии документов на строения, в которых они проживали. По поручению Рамзана Кадырова глава администрации Грозного Муслим Хучиев создал специальную комиссию, во главе которой мэр не раз выезжал к жителям стихийного поселения для выяснения обстоятельств проживания людей.
Рабочей группой было установлено, что род деятельности жителей Шанхая - криминальный. Их трудовая деятельность в основном заключалась в приеме черного и цветного металла, торговле суррогатной алкогольной продукцией. Подлинность правоустанавливающих документов на домовладения, которые имелись только у семи владельцев, у комиссии вызывали сомнение. В результате проведенного анализа и изучения ситуации членами рабочей группы было вынесено решение о сносе стихийно созданного жилого массива.
02.06.2007 13:41:00 GMT

Спонсор выпуска рассылки: www.strana.kz

В избранное