Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[LVR] о поведении слепых и о их сопровождении и о письмах

Доброе время суток!
Я решила поместить в листенекоторые материалы, если кому-то этого будет мало,
задавайте вопросы, можно и на личный адрес:
usta***@y*****.ru
но тогда обязательно пишите свой e-mail
Из опыта Мытищинской местной организации Московского областного правления ВОС.

Памятка.

Что надо знать слепым при взаимных контактах со зрячим?

Слепым

Не делите коллектив на слепых и зрячих.

Недопустимо оперирование такими понятиями, как <зрячие> и <незрячие>, когда дается
критическая оценка действий одного или нескольких работников (людей). Достаточно
назвать его (или их) должность и фамилию.

Если заметили нерадивое отношение к работе одного или ряда зрячих, не переносите
эти качества на всех, не судите по ним обо всех зрячих.

Если Вам предлагают помощь в тот момент, когда Вы в ней не нуждаетесь, не
отвергайте ее резко. Поблагодарите и вежливо поясните, что Вы самостоятельно
справитесь в данной обстановке. Резким отказом Вы можете отбить желание в следующий
раз помочь не только Вам, но и другим незрячим.

Не забывайте, что зрячему товарищу, оказывающему Вам помощь, не так уж легко,
поэтому прилагайте усилия, чтобы облегчить ему эту задачу.

По маршрутам ходите с тростью. Трость для Вас не только средство передвижения
и ориентации, но и средство сигнальное. По ней окружающие быстрее распознают
Вас в толпе, при переходе через улицу и т.п. и примут необходимые меры предосторожности
по отношению к Вам.

Когда идете с сопровождающим, легко и свободно держите его под руку выше
локтя, идите чуть сзади.

При передвижении не передавайте свою ношу, если нет в этом необходимости,
зрячему партнеру.

В общественных местах, транспорте не спешите занять свободное место, постарайтесь
сориентироваться, нет ли вокруг Вас физически более слабых, старших по возрасту
или детей.

Знайте, что право обслуживания вне очереди предоставлено инвалидам определенной
категории, и Вы можете только попросить очередь об этом.

Когда требуете к себе внимания, заботы и реализации Ваших прав, делайте это
корректно и вежливо. Помните, что слепота - не заслуга, а реальность, с которой
надо считаться.

Имейте ввиду, что основные льготы, предоставленные Вам, оговорены законом,
а другие исходят из принципов гуманности, этики и морали.

При разговоре старайтесь повернуться к собеседнику лицом. Следите, чтобы
в меньшей мере проявлялись ненужные привычки, вызванные слепотой, если, конечно,
такие у Вас есть: различные движения, манипуляции, раскачивание корпусом, перетаптывание
на одном месте, похлопывание руками, протирание глаз.

Контролируйте свои действия. Старайтесь не привлекать к себе внимания. На
проявленное к Вам любопытство реагируйте спокойно. Можно перевести разговор на
проблемы сочувствующего вам (эта фраза примечание пишущего).

Не вините других в том, что они здоровы, а Вы нет.

Словом и делом меньше напоминайте о своем недуге.

Не относитесь к зрячему с подозрительностью лишь потому, что он зрячий.

В обществе не замыкайтесь и не уединяйтесь. Стремитесь непринужденно, свободно
поддерживать интересную тему разговора. В общении проявляйте инициативу, в необходимых
случаях первым идите на контакт.

Имейте в виду, что знания, трудовые навыки, культура поведения, опрятность
и т.п. во многом компенсируют слепоту для окружающих.

Не перекладывайте все заботы о Вас на других. Что можете сделать сами - делайте,
обращайтесь за помощью когда необходимо зрение. Во всех остальных случаях для
Вас действуют такие же правила, как и для всех.

Не стесняйтесь своего физического недостатка, но и лишний раз не привлекайте
к нему внимания. Ведите себя с достоинством и независимо.

Помните, что отношения между слепыми и зрячими будут наиболее адекватными,
когда при контактах в наименьшей мере ощущается слепота.

Помните, что отношения между слепыми и зрячими будут наиболее адекватными,
когда при контактах в наименьшей мере ощущается слепота.

Далее пошла переработка советов "Что надо знать зрячим при взаимных контактах
со слепым?" для использования слепым:

Если слепого просят подать что-то со стола или предлагают что-то там найти, то
слепой может уточнить в какой части стола это находится и нет ли там на краях
бьющихся предметов.

Если вам говорят, что стул находится рядом с вами, то можно спросить с какой
стороны и на каком расстоянии.

Сопровождающие не высокого роста могут не обращать внимание на верхние препятствия:
ветки, низкие двери;головные уборы с козырьком и очки могут вас немного защитить.
Невнимательным сопровождающим спокойное напоминание о таких препятствиях и уточнения
о высоте двери перед входом в помещение, наверное, не будут излишними, но недопустимы
никакие обвинения.

Любящим посещать театры и кинотеатры с сопровождающими от которых требуется комментарий,происходящего
на сцене, слепому неплохо бы приобрести "шепталку".

Незрячим удобнее, если нет вещей в проходах и все двери или полностью открыты
или также закрыты, но не всегда это возможно, я полагаю вам хорошо знакомы привычки
ваших домашних, поэтому там, где вас может ожидать опасность, не торопитесь.
Чтобы вещи убирались с дороги, можно придумать какую-нибудь игру или постоянно
в доброжелательном тоне напоминать, что вам приятнее ходить там где свободно.

Для незрячего приятно и полезно,если его видящие родственники и знакомые будут
обращать его внимание на недостатки в одежде, внешности, не будут стесняться
или бояться давать советы, а вот решения в каких-либо делах незрячий должен принимать
сам.

Если вам нужно расписаться под каким-нибудь документом, вы должны найти способ
ознакомиться с ним не по пересказу ,а именно с текстом документа. Незрячим желательно
научиться самостоятельно расписываться, можно сделать рамку из плотного материала.

Договаривайтесь со своими сопровождающими, чтобы вас не оставляли в опасных местах,
например, случайный сопровождающий не должен вас оставлять на проезжей части.

Вы идёте, а вам кричат:"левее, левее!" Прежде чем бросаться влево, необходимо
выяснитьпричину такой команды, и не даётся ли она встречным относительно себя,
если вам рекомендуют отойти от стены летом, когда никаких неожиданных препятствий
там не появилось, то стоит поблагодарить и сказать, что прямолинейность вам проще
соблюдать по ориентиру;а вот в период оттепели стоит прислушаться.

Человеку,говорящему: "прямо, прямо, прямо!" стоит или уступить дорогу или предложить
пройти с вами под ругу.

Желательно,чтобы к ступенямподводили слепого под прямым углом. При спуске по
лестнице ведомому лучше держаться за перила, а при подъёме - ведущему.

Договаривайтесь, чтобы сопровождающийдвигался плавно, без рывков, резких движений,
излишнего торможения.

Вас не должны усаживать, апросто положитьвашу руку на спинку стула, а потом уже
вы самипроверяете сидение и присаживаетесь.

Автомашина, это единственное местокуда вы заходите первым, вашу руку наводят
на ручку закрытой двери или на верхнийеё край,если она открыта, а дальше вы определяетесь
сами.

Незрячий в наименьшейстепени должен быть зависим от сопровождающего, наличие
трости в этом поможет ему, трость поможет слепому самостоятельно соориентироваться
в туалете театра или вокзала; облегчит сопровождающему вход и выход в электричку,
расстояние между электричкой и платформойне всегда просто описать.

Не позволяйте разговаривать с собой через сопровождающих.

Желательно, чтобы слепой стоял справа от ведущего, то есть не со стороны встречного
потока.

Если необходимо поменяться местами, то незрячийдолжен обойти ведущего сзади.

При прохождении узкого места ведущий отводит руку назад, и ведомыйидётсзади,
держась за кисть руки, при окончании узкого места руки возвращаются в исходное
положение.

В транспорте ведущий наводит руку ведомого на поручень или спинку свободного
сидения.

При входе или выходе из двери здания ведущий той рукой,за которую держится ведомый
(ведомый должен быть со стороны петель), открывает дверь, ведомый перехватывает
дверную ручку, выпускает ведущего и закрывает дверь.

Если у слепого нет трости, а надо что-то перешагнуть, то ведущий дожидается
ведомого, затем перешагивает сам, и подаёт руку ведомому, ион по кисти руки ориентируется
куда нужно шагать.

Если ведущий не будет джентельменом, то ведомый всегда может спрятаться за ведущим.

При походах по магазинам, рынкам незрячий должен быть осторожен, чтобы ничего
не повредить, но и внимателен, чтобы получить максимум информации. Не претендуйте,чтобы
вам перечислили всё, что есть в магазине, о разнообразии товаров можно узнать
у кого-то из знакомых.

Сопровождающие бывают случайные и постоянные. Со случайными необходимо быть предельно
внимательными, у них может не быть опыта сопровождения, они могут иметь своё
представление, о

том куда вам нужно, нельзя позволять просто хватать себя и куда-то вести. Не
позволяйте вести вас за трость.

Вот пожалуй всё основное, касающееся сопровождения, в литературе всё это адресовано
зрячим, но в центрах реабилитации учат именно слепых.

Я надеюсь, что этой информации вполне достаточно окажется для Алексея Любимова,
Владимира Селиванова,

Владимира Довыденкова, которого я убедительно прошу не в чём меня не обвинять,
и даже, если вы имеете иную точку зрения, то выскажите просто как ваше мнение,
но не пытайтесь доказывать , что она самая правильная, позвольте людям, начинающим
выбрать лично. Елене Прекрасной и Екатерине напишу чуть позже. e-mail Александра
Гордеева я так и не получила.

С уважением Татьяна.

Ответить   Sun, 13 Apr 2008 03:40:54 +0400 (#739273)

 

Ответы:

Здравствуйте, Татьяна.

-----------------------*- Original Message -*> Владимира Довыденкова, которого я убедительно прошу не в чём меня не обвинять,

Ого, где это я успел вас в чем-то обвинить?
Аж даже еще раз перечитал свои письма. Ничего подобного не нашел.

-----------------------*- Original Message -*> и даже, если вы имеете иную точку зрения, то выскажите просто как

Собственно говоря, я вообще не претендую на то, чтобы что-нибудь
кому-нибудь доказывать. И даже наоборот, в каждом письме пытаюсь
уточнить и задать вопросы, нисколько не саркастические.

Ответить   Vladimir Dovydenkov Sun, 13 Apr 2008 08:33:56 +0400 (#739276)

 

Здравствуйте.
Хочется некоторые комментарии по ходу, скорее уточняющие, чем опровергающие.
Ну начало это всё азы, посмотрим дальше.

Если слепого просят подать что-то со стола или предлагают что-то там найти, то
слепой может уточнить в какой части стола это находится и нет ли там на краях
бьющихся предметов.

Обычно говорят: "да вон же лежит", на что можно ответить: "Там понятие абстрактное".

Если вам нужно расписаться под каким-нибудь документом, вы должны найти способ
ознакомиться с ним не по пересказу ,а именно с текстом документа. Незрячим желательно
научиться самостоятельно расписываться, можно сделать рамку из плотного материала.

Здесь дело не в том, что слепой не умеет расписываться, а в том, что будь даже
у него самый каллиграфический в мире почерк, его подпись не будет принята, так
как считается, что он по-любому не знает, под чем расписывается, так что только
и только через
доверенность, это касается важных документов.
В быту же иногда, например, у меня в библиотеке, до сих пор штампик котируется,
а по-мелочи, на почте или ещё где покажут где расписаться и распишешься, но если
сделка по жилью или ещё что, тут кроме доверенности нет вариантов.

Вы идёте, а вам кричат:"левее, левее!" Прежде чем бросаться влево, необходимо
выяснить причину такой команды, и не даётся ли она встречным относительно себя,

В девяноста процентов случаев так оно и есть, люди зеркалят.
Причём, что особенно мне нравится, если человек идёт в ту же сторону, что и вы,
то в половине случаев тоже попутает.
Вы больше слушайте окружающую среду, а не слепо подчиняйтесь "командам" со стороны.

Насчёт стены, что отойти, такого не встречал, скорее попытаются подогнать к стене,
есть же оборот "Ходить по стенке", вот им, видимо, и руководствуются.
Тут другое.
При подходе к переходу через
дорогу очень часто вам не дадут этого сделать, ведь как удобно, уже не уверен
после резинки на руке, так ли надо, подошёл к перекрёстку, зацепился тростью
за бордюр и стой, так дойти не дадут, будут грудью закрывать, а каждый раз объяснять
язык отсохнет.

При входе или выходе из двери здания ведущий той рукой,за которую держится ведомый
(ведомый должен быть со стороны петель), открывает дверь, ведомый перехватывает
дверную ручку, выпускает ведущего и закрывает дверь.

А вот за двери хочется убивать.
Раскроют дверь и стоят "Я вам дверь открыл", думаешь, да чтоб ты там же и остался
в этой двери, приходится спокойно ждать, пока человеку не надоест держать, а
потом самому спокойно открывать.
Объяснять бесполезно, половина и не понимает, а если и поймёт, то через- пять
шагов будет ещё одна дверь с тем же результатом.

При походах по магазинам, рынкам незрячий должен быть осторожен, чтобы ничего
не повредить, но и внимателен, чтобы получить максимум информации. Не претендуйте,чтобы
вам перечислили всё, что есть в магазине, о разнообразии товаров можно узнать
у кого-то из знакомых.

А вот здесь не знаю, что делать.
Покупаешь лишь то, что знаешь, а половина интересного товара, особо к продуктам
имеет отношение, остаётся вне поля зрения,Естественно, продавец всё вам перечислять
не будет, народу же много всё время.

--
С уважением
Алексей
Самара
slep19***@y*****.ru

Ответить   Tue, 15 Apr 2008 09:08:30 +0400 (#739777)

 

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки и Татьяна!

Татьяна, хочу поблагодарить вас за памятку, вещь нужная и достойная
распространения всяческого. Полагаю, что организациям инвалидов, причём
далеко не только ВОС, следовало бы выпускать такие вот памятки для разных
категорий зрячих, например для продавцов магазинов и служащих учреждений.
Этой категории нужно предложить, во-первых, максимум информации
проговаривать (вводить на слух), во-вторых, передавая незрячим деньги,
класть мелочь сверху на бумажные ассигнации и об этом предупреждать, и,
в-третьих - при общении с незрячими полностью отказаться от языка жестов,
особенно от отрицательных или положительных кивков вместо "да" и "нет".

Было бы очень желательно делать такие вот памятки для водителей такси, для
врачей, для чиновников и пр. и рассылать либо по списку юридических лиц,
либо через соответствующие организации.

По вашей же памятке у меня один только вопрос. Вы пишете:
Original Message ...
Любящим посещать театры и кинотеатры с сопровождающими от которых требуется
комментарий,происходящего
на сцене, слепому неплохо бы приобрести "шепталку".

+++А это кто такой/такая, шепталка эта самая? :-)

Будьте здоровы!

С уважением
Сергей Новиков
s.novik***@n*****.org
Тел.: (495) 383-60-79
8-906-750-36-13
skype: Serguei_A._Novikov
http://www.nashepravo.org/

Ответить   "serguei A. Novikov" Sat, 19 Apr 2008 00:46:23 +0400 (#740812)

 

Доброго времени суток!

Original Message From: "serguei A. Novikov" <s.novik***@n*****.org>
"Полагаю, что организациям инвалидов, причём далеко не только ВОС, следовало
бы выпускать такие вот памятки для разных категорий зрячих, например для продавцов
магазинов и служащих учреждений."
Согласен, справочная литература, памятки и справочники необходимы.

"Этой категории нужно предложить, во-первых, максимум информации проговаривать
(вводить на слух), во-вторых, передавая незрячим деньги, класть мелочь сверху
на бумажные ассигнации и об этом предупреждать, и, в-третьих - при общении с
незрячими полностью отказаться от языка жестов, особенно от отрицательных или
положительных кивков вместо "да" и "нет"."
Сергей Анатольевич, позвольте с Вами не согласиться. Я считаю, что излишне переделывать
окружающий мир под незрячих. А представьте, если каждый вид инвалидов начнёт
переделывать сферу услуг под себя? По-моему, тут достаточно научить незрячего
или слабовидящего не стесняться своего положения и уметь объяснить собеседнику
как ему будет удобно.
Мне не составляет труда попросить передать сдачу в руки или выяснить какая где
купюра, не взирая на очередь за спиной или чьё-то недовольство. Я не стесняюсь
переспросить собеседника "А там это направо или налево?" или "Простите, я не
понял вашего ответа". К томуже, как правило, если человек кивает, а с Вашей стороны
нет реакции, то человек повторяет свой ответ либо "да", либо невразумительным
утвердительным мычанием. :)

--
С уважением, Алексей Любимов.
Инструктор по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва.
ICQ: 495224138 Skype: instructor_oandm
mailto:alex***@l*****.su Site: www.lyubimov.su
Справочник интернет-ресурсов: http://koleso.mostinfo.ru/guide

Ответить   Алексей Любимов Wed, 23 Apr 2008 00:59:40 +0400 (#741726)

 

Всех приветствую!
Совершенно согласна с Алексеем, что не под нас должны подстраиваться
окружающие, они ни в коей мере не обязаны этого делать, а мы сами
должны правильно выстраивать коммуникацию.
Продавец, грубо попросивший меня посмотреть на витрине, сразу меняет
свое отношение, когда я спокойно объясняю, что физически не могу этого
сделать.
Деньги тоже всегда прошу подавать так, как это удобно мне. Еще ни разу
не было такого, чтобы меня не поняли.
если я прихожу в супермаркет и прошу, чтобы кто-то из консультантов
прошел со мной по магазину, то тоже сразу поясняю, как мне удобнее
держаться, что мне нужно говорить. При этом надо сказать, что я
довольно часто хожу в конкретный супермаркет, и персонал, который
ходит со мной не первый раз, уже делает все правильно. И этого, на мой
взгляд, вполне достаточно.
А кого-то переучивать... Представляете, сколько человек в день
проходит через один магазин. И все они разные. Не подстраиваться же
продавцам под каждого.
Вот работников метрополитена я бы поучила. Да и то только потому, что,
по крайней мере в Новосибирске, сопровождать незрячих до поезда и до
выхода из метро - одно из обязательств, входящих в должностную
инструкцию. И долгое время мне приходилось от этого страдать. Меня
хватали за плечи, перегораживали рукой турникет, пытались тащить по
лестнице за руку, в которой находилась трость. И все это из добрых
побуждений :) Они просто представления не имеют, как сопровождать
правильно. И это совершенно естественно. Вы бы тоже не смогли сделать
правильно то, чего никогда в жизни не делали.
При этом они готовы учиться. Чаще всего я бываю на двух станциях.
Несколько раз, когда я не опаздывала на работу, я просто объясняла им,
что нужно делать и почему именно так. Они с интересом к этому
относились. К счастью, теперь меня на этих станциях уже запомнили и
больше не останавливают, потому что знают, что я в их помощи не
нуждаюсь.
всем коммуникативных удач!
И помните, что если вы благожелательно настроены к социуму,
он ответит вам тем же.
С уважением, светлана, Г. Новосибирск, Россия
Тел: 8-913-944-83-42.
ICQ: 231247874.
Skype: svetlana_vasilyeva

Ответить   Светлана Васильева Thu, 24 Apr 2008 23:15:28 +0400 (#742211)