Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За 2012-11-05

[LVR] Re: "Здесь инвалидов всегда только жалели"

Здравствуйте, друзья!
Спасибо, Алексей, за интересную информацию.
В этом свете хотелось бы поделиться с сообществом своим небольшим
опытом, в некотором роде уникальным. Заранее предполагаю, что мой
рассказ может вызвать бурю негодования, но... Умолчать не могу. Слишком
уж вопиюще звучат некоторые пассажи госпожи Дьяконовой.
Итак, я начал терять зрение в 6 месяцев, окончательно утратил его в 10
лет. С 7 лет я ходил в обычную среднюю школу, где, даже сидя на первой
парте, не мог прочесть написанного на доске. Однако с 10-15 см. от глаз
мог читать книги и газеты, а также писать.
После полной утраты зрения я не отправился в специальную школу, а
учителя из моей средней школы ходили ко мне домой. Так я окончил 11
классов. Весь учебный материал мне начитывался на уроке, я записывал его
на кассеты, затем по ним готовился к ответу.
За несколько месяцев до потери зрения я самоучкой освоил нотное письмо и
кое-что из элементарной теории музыки, а по настоянию родителей выучил
наизусть клавиатуру персонального компьютера.
Таким образом, потеряв зрение в 1996, я писал диктанты с помощью
компьютера, не оснащенного никакой программой экранного доступа до 2002
г., когда у меня появился свой ноутбук с jaws 3.7 и win 98. Опять-таки
самоучкой я освоил компьютер.
Параллельно с надомным обучением с 2000 года я профессионально стал
заниматься игрой на фортепиано, петь в церковном хоре.
В 2004 году я поступил на общих основаниях в обычное музыкальное училище
в г. Электростали на фортепиано, где учился как все, без всяких скидок -
разве что материал для музыкальных викторин мне педагог наигрывал в
индивидуальном порядке, и то - когда у меня не было записей этой музыки
дома.
Окончив училище на пятерки - с единственной четверкой с плюсом по
специальности - я поступил в российскую академию музыки имени Гнесиных
на заочное отделение, факультет истории, теории и композиции, где учусь
сейчас на 5-ом курсе. Никаких проблем со встраиванием в обычное общество
у меня никогда не было... Точнее, была одна - мне было сложнее
завоевывать сердца девушек, чем другим, зрячим - все-таки встречают люди
редко по уму, все чаще по одежке... Однако мой список насчитывает
полтора десятка зрячих подруг. В настоящий момент я женат, опять же на
стопроцентно зрячем человеке.
Были определенные трудности с трудоустройством в зрячие организации
Москвы - точнее, шаражкины конторы. Все-таки и в московских обычных
организациях тоже поработал, хотя, как и с женщинами, пришлось походить
и поискать подольше, чем обычному человеку.
Сейчас я работаю по специальности, преподаю музыкальную литературу в
обычном музыкальном колледже в г. Молодечно (республика Беларусь).
Пожалуй, единственный мой значительный пробел - я никогда не учился
ориентированию у специалиста. Частично помогают навыки из зрячего
детства, частично я наблюдал и спрашивал, как ориентируются и ходят
другие...
Простите, пожалуйста, если моя исповедь не вписывается в обсуждение, но,
прочитав высказывание госпожи Дьяконовой, я не удержался. Все-таки мой
опыт говорит о другом.
И мы не начнем жить лучше до тех пор, пока люди с проблемами зрения не
перестанут считать себя какими-то особенными.
С уважением, А.

   2012-11-05 23:22:44 (#2595838)

[LVR] Re: "Здесь инвалидов всегда только жалели"

Доброго всем здоровья! Уж очень жалостлевая статья о Юле дьяковой! Вспоминаю
свои студенческие годы: учиться тогда было гораздо труднее. Из техники,
только магнитофон. Основные инструменты - прибор и грифель. Специальной
литературы по брайлю не было. В первый год обучения мне приходилось платить
секретарю. Это была студентка старшего курса. Она начитывала на магнитофон
свои старые конспекты, а я по ночам переводил их в брайль. Но вот какого-то
неравенства, или унижения по поводу отсутсвия зрения я не ощущал. На первом
курсе было некоторое отчуждение: однокурсники просто не знали, как
выстраивать со мной отношения, но, благодаря моей коммуникабельности, это
скоро прошло. Я жил полной студенческой жизнью, меня везде брали, и в кино,
если я хотел, и на вечеринки, и на все другие студенческие мероприятия. У
моих сокурсников не возникало даже мысли, чтобы меня куда-то не позвать, и,
даже наоборот, я часто сам выступал инициатором студенческих мероприятий.
После окончания специальной школы, я мало общался с незрячими, даже не
дружил ни с одной слепой девушкой. Не потому, что не хотел, просто их не
было в моем окружении. Два раза вступал в брак. обе мои жены - зрячие.
Первая - моя сокурсница, а вторая - моя студентка, я учил ее в своем родном
институте. Мы прожили вместе 32 года, у нас взрослые, самостоятельные,
зрячие детии внуки. Сейчас незрячим учиться гораздо легче: нам помогает
компьютерная техника. Можно обходиться почти без посторонней помощи.
Возможно это интрвью, будучи напечатано, удивило саму Юлю! Так бывает, когда
корреспонденты вольно интерпретируют наши высказыывания. Не буду говорить об
инклюзивном образовании - это уже другая тема, скажу одно: у родителей
должен быть выбор, сегодня наше общество просто к этому не готово, но
развивать такое образование, конечно,, надо, но без торопливости. С
наилучшими пожеланиями, успехов!

   2012-11-05 23:21:04 (#2595835)

[LVR] "Здесь инвалидов всегда только жалели"

Журнал "Коммерсантъ Власть", ?44 (998), 05.11.2012
http://www.kommersant.ru/doc-y/2055880

"Здесь инвалидов всегда только жалели"

Благодаря педагогам "Перспективы" дети-инвалиды хотя бы на короткое время могут
забыть, что они не такие как все
"Власть" продолжает* серию публикаций о стране для всех. Специальный корреспондент
ИД "Коммерсантъ" Ольга Алленова выяснила, как живут в России люди с инвалидностью
и для чего нужно инклюзивное образование.

"Я дважды изгой"

- До 6 месяцев я казалась родителям обычным ребенком. А потом они узнали, что
я слепая. С этого времени и до самой школы я жила с бабушкой. Родители были напуганы,
они не знали, что со мной делать. В те годы никто ничего не знал об этом.

Юля Дьякова училась в специализированной коррекционной школе-интернате для слепых,
в пяти часах езды от родного Череповца. Вспоминает эту школу с теплотой. У нее
особое отношение к инклюзии - говорит, что в инклюзивной школе незрячий ребенок
будет чувствовать себя "неполноценным". Я пытаюсь сразу возражать: ведь если
с детского сада ребенок "встроен" в общество, у него потом меньше проблем. Юля
горячо отстаивает свою точку зрения: "Вы не понимаете, что это такое - быть слепым
в аудитории, где все остальные зрячие. Ты все равно будешь не таким, как все.
В спецшколе у тебя есть детство, друзья, ты можешь даже похулиганить. В инклюзивной
школе ты будешь один. В лучшем случае подружишься с таким же слепым".

Она знает, о чем говорит - всю свою жизнь дружит только со слепыми: "В университете
у меня друзей нет. Да, мне могут помочь, но это не отношения на равных. Никогда
не позовут меня гулять или куда-то на вечеринку". Однажды встречалась с "обычным"
парнем, даже ездила к нему в гости в Омск, но в итоге ничего не вышло. "Он мне
сказал: "Ты из другого мира, у нас ничего не выйдет",- вспоминает девушка.- Вы
живете в одной системе координат, а мы, слепые, в другой".

Она говорит, что инвалиды вступают в браки в основном с инвалидами. Что у них
почти нет шансов понравиться не инвалидам. За границей не так, а Россия, по мнению
Юли,- страна с особой ментальностью: "Здесь инвалидов всегда только жалели, и
никогда здесь инвалиды не будут восприниматься как равные члены общества".

Юля учится на пятом курсе филфака МГУ. Сейчас проходит практику в коррекционной
школе для незрячих и слабовидящих детей - преподает русский язык и литературу.
"Дети незрячие пишут медленнее, чем слабовидящие. А представьте себе, что эти
незрячие дети попадут в обычный класс. Они будут отставать",- говорит она.

Но когда Юля вспоминает о техническом оснащении ее школы-интерната в городе Грязовец,
я понимаю, чем вызван ее страх перед инклюзивными школами. Она помнит, что даже
в ее коррекционном интернате не хватало учебников со специальным шрифтом Брайля:
"Химии, физики по Брайлю не было, биологии в старших классах - тоже. Нам все
это начитывали по обычным учебникам. Какая инклюзия, если даже в специализированных
интернатах не хватает учебников, нет материальной базы? Да, в Москве с этим лучше,
а в регионах?"

После интерната Юля училась в Курском музыкальном училище для слепых. Почти два
года проучилась, "не сложилось", ушла. О том, почему "не сложилось", говорит
неохотно: "Училище неплохое, но при старой администрации нам все время вбивали
в голову: "Какими бы вы ни были талантливыми, никогда не забывайте, что вы инвалиды"".

В общежитии МГУ у Юли отдельная маленькая комната. Само общежитие рядом с учебным
корпусом, и в этом смысле МГУ выгодно отличается от других вузов. В первый свой
год в Москве она училась в Московском городском педагогическом университете (МГПУ)
- общежитие далеко, добираться сложно. Жила в комнате с обычными студентками
и помнит конфликты, которые возникали из-за того, что она по ночам готовилась
к занятиям - "колола грифелем", а это совсем не бесшумное занятие. Незрячим студентам
в российских вузах требуется гораздо больше времени на подготовку к лекциям,
поэтому они спят меньше, чем остальные. Еще один плюс МГУ, куда Юля перевелась
на втором курсе,- библиотека. "В МГПУ я из читального зала всегда уходила в слезах,-
вспоминает студентка.- Книги домой не давали. Мне говорили: "Пусть вам кто-нибудь
отсканирует книгу". А кого мне просить? Кому это нужно - тратить свое время на
сканирование для меня учебника? В МГУ под залог читательского билета выдают книгу,
я ее дома сканирую и потом слушаю на своем компьютере".

Но проблемы есть и в МГУ. "Всем преподавателям в России надо читать курс коррекционной
педагогики,- считает Юля,- просто чтобы они понимали, что есть такие люди, как
я. У нас на филологическом факультете пятеро незрячих. Иногда они себя чувствуют
некомфортно. Бывает, преподаватель читает лекцию, я колю грифелем, а он вдруг
говорит: "Что это вы там режете?" В аудитории - смех. Он что, не знает, что такое
грифель? Конечно, это исключения. В МГУ вообще-то много хороших преподавателей,
которые хотят помочь, присылают учебные материалы по почте - это мне облегчает
работу вдвое".

Учебники - больная тема. В университетской библиотеке нет ни одного учебника
по Брайлю. Все учебники Юля воспринимает на слух благодаря специальной компьютерной
программе Jaws. Но если историю литературы прослушать несложно, то изучение диалектологи
или старославянского языка по Jaws - пытка: компьютер читает текст на одной интонации.
Юле нужны русско-немецкий и немецко-русский словари по Брайлю - в России их невозможно
найти. В Германии такие словари издают по индивидуальным заказам, стоимость одного
экземпляра - ?600. Юля говорит, что словари необходимы как воздух, и не ей одной.
Она нашла бы на них деньги: изучать немецкий по Jaws просто невозможно. "В России
необходимо частное издательство для слепых, которое работало бы с индивидуальными
заказами, издавало бы вузовские учебники по Брайлю,- говорит студентка.- Это
облегчило бы жизнь десяткам тысяч людей. Посмотрите, сколько детей выпускается
из коррекционных школ для слепых. И посмотрите, сколько слепых учится в вузах?
Единицы. Огромное количество людей не идет учиться дальше, потому что слепому
учиться в вузе - это тяжелая и часто бессмысленная борьба. Все, что сегодня ждет
слепого выпускника школы,- работа на "слепецком" предприятии, где собирают разные
детали. За 7 тыс. рублей в месяц. Я знаю, у меня много знакомых там работает".

Юля убеждена, что если бы в вузах больше думали о слепых студентах, то и сами
студенты "выдавали" бы лучший результат: "Почему бы в вузах не поставить принтеры
по Брайлю? В библиотеках и на каждой кафедре? Тогда с инвалидов можно было бы
требовать так же, как с остальных студентов. Преподавателям проще снизить требования
к незрячим, чем поставить их в равные условия с остальной группой".

Она говорит про индивидуальный подход: если вуз берет студента с инвалидностью,
он должен ему такой подход обеспечить. Сегодня слепому студенту даже аудиторию
найти сложно - нет табличек с выпуклыми номерами, нет обозначений этажей в лифте.
В западных вузах таким студентам, как Юля, предоставляется секретарь, который
помогает сканировать материалы или диктует тексты из учебников.

Но самое сложное - впереди. Летом Юля окончит обучение. Общежитие надо освободить,
а идти ей некуда. В Череповец она не вернется - там ей тоже нечего делать. Работу
не найдет - даже в коррекционных школах специалисты не нужны. В школе для слепых,
где она проходит практику, ей так и сказали.

У Юли есть подруга Даша, тоже слепая. Она окончила Академическое музыкальное
училище при Московской консерватории, отделение трубы. Но в консерваторию не
стала поступать. "Ей сказали: "Даже если вы поступите и будете занимать бюджетное
место, вы не найдете работу по специальности. Как вы, незрячая, будете играть
в оркестре?" - вспоминает Юля.- Дашка целый год пела на улице в переходах. Собрала
денег на билеты, поехала во Флоренцию и поступила в консерваторию там (известная
Флорентийская консерватория имени Луиджи Керубини.- "Власть"). Она уже выучила
итальянский язык!".

Юля тоже поет в переходах - или на улице, когда из перехода выгоняют охранники
или милиция. "Мы с ними воюем все время,- говорит Юля.- Охранники хотят, чтобы
мы им платили 300-500 рублей. Я принципиально не плачу. Если выгоняют - ухожу
на улицу и пою там. Платила бы, если бы это был официальный налог на пение в
метро или переходе".

Я слышала, как она пела недалеко от метро "Фрунзенская", - романс на стихи Цветаевой
"Уж сколько их упало в эту бездну". Каждый третий прохожий замедлял шаг. Многие
останавливались. Юля хорошо поет. У нее высокий, чистый голос. Она знает почти
весь репертуар Анны Герман. Иногда ее приглашают петь романсы на семейные праздники.

Пенсия по инвалидности у Юли - 9 тыс. рублей. Пение на улице - ее единственный
способ выжить. Во всех смыслах. "Когда я пою, забываю обо всем плохом, обо всех
своих проблемах, мне хочется жить",- она только что закончила петь и теперь улыбается
счастливой улыбкой. Еще час назад она сказала мне слова, которые трудно забыть:
"Я дважды изгой. Я слепая, я попрошайка. Если бы могла, уехала бы из России.
Какое у меня здесь будущее?".

Сколько в России инвалидов и учреждений для них
http://www.kommersant.ru/blank.html
Источник: Росстат.

"Иногда доступная среда создается для галочки"

В региональной общественной организации инвалидов "Перспектива", созданной 15
лет назад американкой с красивым именем Денис Роза, бьются за права таких людей,
как Юля Дьякова. "Если бы Юля с детства ходила в инклюзивный детский сад, и в
таких же инклюзивных учреждениях обучались все, кто ее окружает, многих проблем,
о которых она говорит, просто не было бы,- считает руководитель проектов по инклюзивному
образованию "Перспективы" Юлия Симонова.- Конечно, коррекционные школы нельзя
закрывать, у родителей и их детей должен быть выбор. Но инклюзия - это будущее".

"Перспектива" обучает педагогов на семинарах по пониманию инвалидности, отправляет
их на стажировку в страны, имеющие большой опыт инклюзии, проводит уроки доброты
в обычных школах. За два последних года такие уроки прошли в 24 регионах России.
Только в Москве около пяти тысяч школ приняли участие в этой программе. "Главная
цель уроков доброты - донести до детей в классе, что человек с инвалидностью
- такой же, как все,- говорит Юлия Симонова.- Мы с детьми проводим ролевые игры:
ребенок с завязанными глазами должен дойти до доски, написать текст, вернуться
и сесть за парту. Мы приносим книги с шрифтом Брайля и читаем их вместе. Почувствовав,
каково это - не видеть, дети по-другому смотрят на незрячих сверстников. Также
на таких уроках дети рассуждают на тему, для кого нужны пандусы. И выясняется,
что они нужны не только для инвалидов, но и для мам с колясками, для людей на
роликах или на велосипедах. После таких уроков учителя отмечают, что атмосфера
меняется, дети перестают думать только о себе".

15 лет "Перспектива" продвигает идею инклюзивных школ в России. То, с чем в Европе
столкнулись 50 лет назад, Россия переживает только сейчас. После ратификации
Конвенции ООН о правах инвалидов (в мае этого года) Департамент образования Москвы
распорядился, чтобы в каждом округе Москвы была хотя бы одна инклюзивная школа.
Распоряжение есть, что уже хорошо, но нет специалистов. Директора школ в панике
- нет ни технического оборудования, ни программ обучения, ни тьюторов (специальных
педагогов, помогающих учителю в классе с детьми-инвалидами). В каждом округе
создаются ресурсные центры, в поддержку таким школам, но в этих центрах тоже
пока нет комплексного подхода. "Перспектива" помогает восполнить пробел в подготовке
специалистов.

"К инклюзивной школе надо долго идти,- говорит Юлия,- это и подготовка детей,
и подготовка родителей. Если к нам обращаются семьи, которые хотят, чтобы их
ребенок ходил в обычную школу, мы им помогаем. Главное, чтобы родители поняли:
ребенка с инвалидностью не будут обижать. Мы им приводим много примеров, когда
в одном обычном классе прекрасно обучаются и дети с инвалидностью".

Главный принцип инклюзивного образования противоречит всему тому, чему нас десятилетиями
учили в школах, считает она. Ребенку не надо быть как все, не надо подстраиваться
под других. Это школа должна подстроиться под него. И это касается не только
детей-инвалидов. "Каждый ребенок - особенный,- говорит Юлия.- У кого-то хорошо
идет математика, кто-то пишет стихи, кто-то неусидчивый, и к каждому надо найти
подход. Ребенок с аутизмом, например, может прекрасно воспринимать школьную программу,
ему просто надо помочь встроиться в учебный процесс. Для такого ребенка в инклюзивной
школе расписание уроков обозначается в картинках, а это и остальным детям помогает
лучше запомнить расписание".

Еще несколько лет назад родители, узнав, что школа становится инклюзивной, забирали
оттуда своих детей. Боялись, что из-за детей с инвалидностью обычные дети будут
отставать и плохо усваивать программу. Но в последние годы ситуация меняется:
инклюзивные школы в Москве становятся престижными. "После того, как в 2009 году
Дмитрий Медведев посетил школу N518 на Садовнической набережной, и эту школу
показали по телевизору, появилось очень много желающих там учиться,- рассказывает
Юлия Симонова.- Теперь родители обычных детей рассуждают так: инклюзивная школа
более современная, она лучше оснащена, там проходят разные конференции, и дети
в такой школе растут более открытыми и понимающими".

Юлия училась в пятом классе, когда получила травму и инвалидность. В те годы
ни о какой инклюзии и речи не было. Девочка училась на дому. Чтобы дочь гуляла
на улице, папа сносил ее вниз на руках, а мама спускала с пятого этажа коляску
- лифта в доме не было. Природная жизнерадостность помогла Юле - девочка прекрасно
училась, а в десятом классе победила в конкурсе и уехала на год в США. "Я попала
в самую обычную, общеобразовательную школу, но там было много детей с разной
инвалидностью,- вспоминает Юлия.- Меня спросили, нужен ли мне сопровождающий.
Я отказалась: там все было приспособлено, и пандусы, и туалет. Школьный автобус
с подъемником забирал меня от дома и отвозил в школу. Пока я училась, я участвовала
во всех мероприятиях, благотворительных вечерах, и я не чувствовала, что отличаюсь
от других людей. У них отношение к людям с инвалидностью - как у блондина к брюнету,
и только".

Вернувшись в Россию, она решила работать над созданием безбарьерной среды - и
физической, и эмоциональной. Ни то ни другое пока не удалось до конца. "В последние
годы многое меняется, но иногда доступная среда создается только для галочки,
и отсюда много проблем,- считает Юлия.- Например, строят пандусы без поручней.
Или пандус есть, а дверь в подъезд тяжелая, открывается с усилием на себя - человеку
в инвалидном кресле невозможно эту дверь открыть. Вот в некоторых московских
школах ученикам на колясках выдали ступенькоходы. Но не учли, что коляски у всех
разные - есть модели, к которым просто не прикрепишь этот ступенькоход. У нас
в одной школе в третьем классе девочка учится, инвалид, ее мама каждый день на
руках поднимает на третий этаж. Это обычная школа, не приспособленная для детей
с инвалидностью. А чиновники рапортуют, что проблему решили, раздали необходимые
приспособления. Но ведь лучше было бы построить в этой школе лифт и пандус".

Еще сложнее устранять ментальные барьеры. В Москве многие люди не понимают, для
чего нужны пандусы, говорит Юлия. Рассказывает, как недавно поехала в кинотеатр.
У Юли машина с ручным управлением, но чтобы пересесть из машины в инвалидное
кресло, ей нужно припарковаться на специальных местах для инвалидов - там места
больше. В России такие места занимают обычные автомобилисты. В Европе за парковку
на месте для инвалида выписывают большой штраф.

Главная проблема России, по мнению Юлии,- неинформированность людей: "Мы много
лет жили стереотипами, в советское время считалось, что инвалиды - это "бесполезные"
люди, и деньги на них тратить государству бессмысленно. Поэтому все наши проекты
в первую очередь были направлены на то, чтобы сломать эти стереотипы и предрассудки".

Бюджетные расходы на инвалидов (млрд руб.)
Субвенции и субсидии бюджетам регионов по статьям, касающимся инвалидов
2009 год - 37,97
2010 год - 39,44
2011 год - 46,47

Средства федерального бюджета, передаваемые
бюджету ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам
2009 год - 200,13
2010 год - 223,55
2011 год - 243,54
Источник: Федеральное казначейство.

"В интернате этого нет и никогда не будет"

На Таганке, в сталинском доме, на третьем этаже меня ждет Ирина Долотова, координатор
проектов родительской организации "Дорога в мир". Ирина занимается детьми с тяжелыми
множественными нарушениями развития. 15 лет назад у нее родился сын Илья. Она
увидела его через стекло, крошечного (всего 1,5 кг), в бесчисленных иголках.
Врачи говорили, что жить ему два дня. Прошло 15 лет, Илюша красивый мальчик с
былинной внешностью: темно-русые волосы, серые глаза. Очень доброе, располагающее
лицо, особенно когда улыбается. У него поражение ЦНС, ДЦП, аутизм и еще много
разных диагнозов. Если бы родители от него отказались, а с такими детьми это
случается часто, Илюши уже давно бы не было на свете. "С такими диагнозами в
интернате не живут,- говорит Ирина.- Он умер бы в первый же год". Но Илюше повезло.

"В те годы мы ничего не знали о том, как растить такого ребенка,- вспоминает
Ирина.- В советское время к таким людям относились как к ненужной вещи. Нас окружала
масса стереотипов: считалось, что если ребенок родился с такими нарушениями в
развитии, значит, это кара небесная за грехи родителей или родители - наркоманы-алкоголики.
Мы, как, наверное, и большинство людей, не знали ни о родовых травмах, ни о внутриутробных
инфекциях, ни о генетике. Когда я поняла, что у моего ребенка тяжелые нарушения,
в голове сразу возникли картинки: нищий в переходе, нищий на паперти. А еще все
говорили, что если ребенок - инвалид, то муж обязательно уйдет. И не было другой
картинки, понимаете? А я не хотела такой жизни".

У Ирины и мысли не было отдать ребенка в детский дом, а о первом шоке она рассказывает
только для того, чтобы объяснить: нельзя осуждать матерей, которые отказываются
от детей с инвалидностью. Это не от черствости или жестокости, это от незнания,
что может быть по-другому. "Когда ребенок рождается с нарушениями, родители не
готовы к этому,- говорит Ирина.- Они контактируют с медиками, и задача медиков
- направить семью в социально-педагогическое учреждение. Но у нас маме часто
советуют сдать ребенка в интернат, чтобы "не мучиться"".

Когда Илюше исполнилось три года, родители по совету знакомых обратились в Центр
лечебной педагогики. Вскоре Ирина поняла, что и как делать с ребенком, чтобы
помочь ему. "У таких детей, как Илюша, очень неравномерное развитие,- говорит
Ирина. В хороших садах, школах, центрах под каждого такого ребенка выстраивается
отдельная программа. Илюшу наблюдал невролог, специалист по движению, психолог,
с ним занимался дефектолог и специалист по музыкальной терапии".

Когда мальчика привели в центр, он только научился сидеть и даже не держал игрушки
в руках. Ему было трудно общаться, переносить присутствие других людей. Занятия
с ним начинались с получаса в неделю, потому что ему было довольно сложно. Но
постепенно он научился сначала находиться в группе, потом - есть из ложки и пить
из чашки. На это было потрачено много времени, но Ирина гордится результатом.
"Самообслуживание, бытовые навыки, коммуникация - самая главная потребность,
и мне было важно, чтобы он этому научился,- говорит она.- Мне ведь с ним жить
всю жизнь, а тяжело жить с человеком, которого не понимаешь".

Сейчас Илюша ходит, сам ест, и, хотя у него тяжелые нарушения, он получил разные
бытовые навыки. Он может ждать, лучше понимает обращенную к нему речь, хотя сам
не говорит, а пользуется отдельными жестами. Услышав, что в доме незнакомый человек,
он приходит знакомиться. Садится за стол. Улыбается. Ирина разрешает ему взять
конфеты - он их очень любит. Потом он ужинает, Ирина просит его поставить тарелку
в раковину. Илюша, не с первого раза, но понимает, чего от него хотят, и убирает
тарелку. Глядя на спокойного ухоженного мальчика, сразу понимаешь, что он сильно
отличается от детей с похожими заболеваниями в интернатах.

Ирина с 2001 года работает в общественной организации "Дорога в мир", который
создали родители детей с нарушениями развития. Родители объединились, чтобы поддерживать
друг друга, обмениваться информацией, продвигать права своих детей. Кого-то не
брали в школу, кого-то в сад. Некоторые родители при поддержке юристов отстаивали
права своих детей через суд - добивались реализации индивидуальных программ реабилитации,
компенсации услуг, а также, например, выиграли дело по сохранению необходимого
количества памперсов, выдаваемых государством в месяц на ребенка. Такие общественные
объединения помогают родителям детей с инвалидностью чего-то добиться от властей.
Если ты один - ты никому не нужен, и тебя никто не услышит. Еще родители из "Дороги
в мир" проводят летние и зимние лагеря для семей, воспитывающих детей с нарушениями
развития, участвуют в конференциях и семинарах по проблемам детей и взрослых
с инвалидностью - выполняют просветительскую миссию и меняют информационный фон.

Ирина говорит, что если бы дети из интернатов жили в семьях, то состояние многих
из них улучшилось. "Чтобы ребенок развивался, ему нужен кто-то, кто будет реагировать
на его потребности,- говорит Ирина,- а в интернате этого нет и никогда не будет.
Людей там даже учат, как не привязаться к ребенку. К сожалению, это закрытые
учреждения, вы туда даже прийти не можете, чтобы увидеть, как дети живут".

Но чтобы дети с нарушениями развития оставались в семье, общество должно видеть
"картинку" нормальной жизни с ребенком-инвалидом. А человек, усыновляющий такого
ребенка, должен получать помощь от государства - педагогическую, психологическую,
социальную.

На Западе родители давно уже не воспринимают инвалидность своего ребенка как
что-то из ряда вон выходящее, да и усыновление ребенка с инвалидностью - обычное
дело. "Пока что мы по нашему телевизору видим каждый день, как живут "звезды",
но не видим, как живут дети в интернатах или родители с такими детьми,- говорит
Ирина.- Во многих развитых странах еще полвека назад тоже были интернаты за колючей
проволокой, и там тоже было стыдно об этом говорить. Но многое изменилось, когда
известные люди стали признавать, что у них тоже есть дети с нарушениями развития.
Об этом просто стали говорить".

Недавно в "Дорогу в мир" пришел студент-медик - сказал, что хочет увидеть, как
живут дети с тяжелыми нарушениями и их семьи, как с ними занимаются. В институте
студента этому не обучают. Теперь он работает в "Дороге в мир" волонтером. "Это
впервые на моей практике,- рассказывает Ирина.- Медицина своей главной задачей
считает диагностику. Студенты видят детей с нарушениями в больницах, поликлиниках,
но они не знают, из чего состоит повседневная жизнь такого ребенка и его семьи,
что может дать обучение, социальная интеграция".

Ирина считает, что обучение таких детей, как ее сын, и включение их в обычную
жизнь, в том числе через инклюзивные дошкольные и школьные программы даст возможность
этим детям и семьям лучше развиваться и достойно жить в обществе: "Если будет
создана система поддержки семьи, ребенка и уже взрослых людей с инвалидностью
на всех этапах жизненного пути, начиная с самого раннего возраста, то постепенно
количество детей в интернатах будет сокращаться".

Сколько денег получает инвалид от государства
Пенсия по инвалидности на общих основаниях (без иждивенцев) на 1 апреля 2012
года (руб.)
I группа 6557,19
II группа 3278,59
III группа 1639,30

Источник: ПФР.

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

   Алексей Любимов 2012-11-05 20:36:43 (#2595724)

[LVR] Re: положение по обучению с отклонением в развитии

Добрый вечер всем.
Денис, во первых перестаньте ссылаться на якобы имеющее место
заболевание психолога. поверте моему опыту, наличие справки не говорит
о наличие заболевания. А наличиезаболевания, не оправдание
агрессивного поеведения. Если я на работе совершу преступление, то
тот факт что у меня вторая группа инвалидности по зрению, не осободит
меня от отвественности. Во вторых, что касается программ обучения,
надо смотреть какая программа принята в данном образовательном
учреждении. Одобренна ли она Минобразованием.
Потому что программ по которым обучают и воспитывают как обычных
детей, так и детей с нарушениями масса, и по какой работают в данном
ОУ, не ясно, вот если бы знать ее название, тогда можно было бы и
судить, возможен ли этот случай и его правомерность. В третьих, вы с
такой легостью оперируете психофизиологией, но нарушение той или иной
части мозга, еще не говорит что ребенок не способен на что то. Детский
мозг очень пластичен, зачастую, опраженные отделы, компенсируются
здоровыми. конечно Вундеркинда с такого ребенка не сделать, но
определенных успехов добиться можно.
С уважением Анастасия.

   2012-11-05 18:34:37 (#2595632)

[LVR] Re[4]: Покупать, или не покупать кэптинмобилити?

Доброго времени суток!

Original Message From: "Yujin" <neretin***@y*****.ru>
"Спорить с этим не буду, поскольку сто процентной уверенности нет, но за время
пользования устройством сроком в две недели, убедиться в верности вашего утверждения
не довелось."

Я пользуюсь навигатором с июля ежедневно и время старта знаю.

"Назовите дату последнего обновления. Я проверял где-то в начале октября и как
вы уже поняли безрезультатно."

Обновился 1 ноября сразу на две версии.

"А что бы судить о бедности карты, уважаемый, достаточно знать ту местность которую
она отображает. И кроме меня местность города Омска, ведома ещё полутора миллионам
населяющих его жителей."

В Омске не был. Знаю города, где есть проблемы с картами, но не уверен, что этих
проблем нет у других картопроизводителей.

"В совершенно стандартном бытовом помещении с закрытыми окнами я не смог добиться
распознания к примеру:

улица Герцена
улица Стальцкого
улица двадцать четвёртая северная"

У меня голосовое управление срабатывало и в закрытом помещении, и в общественном
транспорте и при езде на мотоцикле.
В данном случае необходимо полностью воспроизвести те действия, которые производите
Вы, чтобы ситуация повторилась или не повторилась.

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

   Алексей Любимов 2012-11-05 18:34:05 (#2595631)

[LVR] Re: положение по обучению с отклонением в развитии

Доброго всем здоровья!
Денис, я добросовестно хочу понять чего вы хотите! Где-то, в какой-то школе
работает педагог психолог с восполением оболочки мозга, от чего он проявляет
агрессивность. С чего это вы взяли? Я тоже перенес в свое время
миненго-энцифалит, но это не помешало мне почти сорок лет заниматься
педагогической деятельностью, обучать студентов в вузе и детей в школе, и
кидаться на них у меня желания не возникало. Короче, вы напустили тумана не
объяснив подробно ситуацию, поэтому помочь вам сложно. Ну, а если вы
действительно педагог-психолог, то в школьных делах должны разбираться
немного лучше. По крайней мере знать, что такое коррекционные школы, и кто в
них обучается. И, что с января 2008 года слово сочитание отклонения в
развитии убрано из их названия. С наилучшими пожеланиями, успехов!

   2012-11-05 18:13:23 (#2595610)

[LVR] Re[3]: Покупать, или не покупать кэптинмобилити?

Здравствуйте, Алексей.

Вы писали 5 ноября 2012 г., 14:54:38:

> "Во первых качество сигнала очень плохое. Настройка на спутники не менее семи
> минут, да и периодически теряет сигнал."

> Если навигатором пользоваться ежедневно, то спутники он ловит, в среднем, около
> минуты.

Спорить с этим не буду, поскольку сто процентной уверенности нет, но за время
пользования устройством сроком в две недели, убедиться в верности вашего утверждения
не довелось.

> "Во вторых довольно таки бедные карты. А обновлений, на сколько мне известно,
> ещё ниодного не было."

> Ошибаетесь. Уже вышло два обновления.

Назовите дату последнего обновления. Я проверял где-то в начале октября и как
вы уже поняли безрезультатно.

> По поводу бедности карт - это момент субъективный, если можно так выразиться.
> Чтобы судить о бедности карты необходимо обсуждать одну и ту же местность,
а
> не рассуждать вообще, имея ввиду отсутствие чего-нибудь в одному Вам ведомой
> местности.

Между прочим я и не сравнивал какие-либо разные карты.
А что бы судить о бедности карты, уважаемый, достаточно знать ту местность которую
она отображает. И кроме меня местность города Омска, ведома ещё полутора миллионам
населяющих его жителей.
Так что как вы, надеюсь, поняли я сужу о карте достаточно крупного населённого
пункта, и если в ней, к примеру, из двенадцати театров имеющихся в городе, отображён
только один "драматический", а таких объектов как речной вокзал или крупнейший
в области стадион на 10 000 зрителей "Арена Омск" вообще нет, то это думаю кое
о чём говорит.
Немного радовало, что хоть все номера домов на улицах проставлены, так опять
же, отыскалась таки одна улица прямо в центре города с непроставленными номерами.
Вот вам и богатые карты.

> "В третьих не такое уж и удобное управление. Распознование речи довольно таки
> слабенькое."

> Вот на что, а на голосовое управление грех жаловаться. Распознование речи затрудняется
> в шумных местах, но это объяснимо и естественно.

Ну если для вас это грех, то извините, а моё вероисповедание мне это позволяет.
И кто вам сказал, что я писал о распозновании в шумных местах?
В совершенно стандартном бытовом помещении с закрытыми окнами я не смог добиться
распознания к примеру:
улица Герцена
улица Стальцкого
улица двадцать четвёртая северная

> "Да что уж там, даже blue tooth у него отсутствует, так что о пользовании удобной
>> гарнитуры можно забыть."

> Это верно. Тут разработчик не подумал.

Надо же, хоть в чём то согласились.

> "А конкретно для навигации всё-таки советую вам поизучать решения для мобильных
> устройств. Наверное на сегодняшний день наиболее приемлемым для незрячих остаётся
> Load stone на Symbian..."

> Нет, каждому своё. Однако, если у Kaptan Mobility "бедные карты", то какие
же
> карты для Loadstone?

Лично у меня карта моего региона на 37 000 точек. Kaptan Mobility и рядом не
стоял.

P.S. Такое ощущение, что вы имеете какой-то комерческий интерес от впаривания
незрячим сего дорогого девайса.

   2012-11-05 18:08:56 (#2595608)

[LVR] Re: марально-психический и профессиональный облик психолога

Здравствуйте.

Original Message From: "denis" <sda***@r*****.ru>
Sent: Sunday, November 04, 2012 9:34 PM
Subject: [LVR] марально-психический и профессиональный облик психолога

Цитата:
> есть психолог, который страдает воспольнием оболочки головного мозга.
> следствием заболивания явилось агрессивное поведение, что проявилось в
> постоянных скандалах и рукопрекладстве.

Агрессивное поведение не может быть следствием перенесённых менингитов или
арахноидитов. Это не заболевание мозга. Скорее всего, это расстройство
личности., или акцентуации характера. Бывает со всяким.
Идти здесь лучше по другому пути, обращаться в правоохранительные органы, в
комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того никто не
мешает обращаться с заявлением к уполномоченному по правам ребёнка. Никаких
инструкций здесь не надо.

   2012-11-05 17:17:56 (#2595535)

[LVR] положение по обучению с отклонением в развитии

Всех приветствую!
нужен документ, где прописано вид учереждения, как можно обучать таких
детей, какие образовательные программы реализуются, какой штат подбирается.
одному мальчику школа четвёртого вида пытается навязать программу
образования начальных классов. научить системе брайля, читать писать, но
так как нарушены левые и правые полушария, отвечающие за нормальное
функционирование психических процессов, воспринять ничего не может.E-mail:
sda***@r*****.ru
С уважением Денис.

   2012-11-05 17:17:18 (#2595533)

[LVR] психический и моральный облик психолога.

здравствуйте все!!
Вообще то нет такого понятия как психический облик психолога. Что
касается поступков конкретного психолога, то документ, в котором
должно быть прописанно на что он имеет право, а на что нет,
называется должностной инструкцией психолога, и еще есть такой
документ, как "Положение об организации психолого-педагогической
службыв образовательном учреждении". Хотя, честно говоря, как
практикующий детский психолог могу сказать, что доказать
некомпетентность психолога, будет очень тяжело, какие бы вы там
статьи не читали, и какие методики не приводили. Большое сомнение
вызывает и тот факт, что человек с заболеванием коры головного мозга
мог попасть на работу с детьми. Ведь проходим медкомиссию, в том
числе и психиатора и невролога.
Хотя лично на мой взгляд, обучать детей с нарушениями зрения и детей
с нарушениями психики совместно, это идиотизм.
С уважением Анастасия.

   2012-11-05 13:28:38 (#2595252)

[LVR] Re[2]: Покупать, или не покупать кэптинмобилити?

Доброго времени суток!

Original Message From: "Yujin" <neretin***@y*****.ru>
"Во первых качество сигнала очень плохое. Настройка на спутники не менее семи
минут, да и периодически теряет сигнал."

Если навигатором пользоваться ежедневно, то спутники он ловит, в среднем, около
минуты.

"Во вторых довольно таки бедные карты. А обновлений, на сколько мне известно,
ещё ниодного не было."

Ошибаетесь. Уже вышло два обновления.
По поводу бедности карт - это момент субъективный, если можно так выразиться.
Чтобы судить о бедности карты необходимо обсуждать одну и ту же местность, а
не рассуждать вообще, имея ввиду отсутствие чего-нибудь в одному Вам ведомой
местности.

"В третьих не такое уж и удобное управление. Распознование речи довольно таки
слабенькое."

Вот на что, а на голосовое управление грех жаловаться. Распознование речи затрудняется
в шумных местах, но это объяснимо и естественно.

"Да что уж там, даже blue tooth у него отсутствует, так что о пользовании удобной
> гарнитуры можно забыть."

Это верно. Тут разработчик не подумал.

"А конкретно для навигации всё-таки советую вам поизучать решения для мобильных
устройств. Наверное на сегодняшний день наиболее приемлемым для незрячих остаётся
Load stone на Symbian..."

Нет, каждому своё. Однако, если у Kaptan Mobility "бедные карты", то какие же
карты для Loadstone?

--
С уважением, Алексей Любимов
тифлопедагог, специалист по ориентированию и мобильности
Россия, г. Москва
mailto:alex***@l*****.su

   Алексей Любимов 2012-11-05 13:02:58 (#2595236)

[LVR] марально-психический и профессиональный облик психолога

Ещё раз здравствуйте!
конкретезирую тему. извиняюсь, что в прошлом скомпоновал всё в одно.
есть психолог, который страдает воспольнием оболочки головного мозга.
следствием заболивания явилось агрессивное поведение, что проявилось в
постоянных скандалах и рукопрекладстве. и плюс данное лицо не компетентно в
психологии. работая в школе для дете с нарушением зрения, где находятся дети
с нарушением психики, заказали методики не соответствующие их интелекту. нет
соответствующих индивидуальных психокоррекционных програм для их развития.
вот мне нужны статьи конкретного автора или методички, что бы при
разбирательстве можно было на что-то сослаться. знаю одно, что здесь именно
нарушается психический облик психолога и полный непрофессионализм. но текст,
где прописаны положения об облике психолога и профессиональные требования.
E-mail:
sda***@r*****.ru
С уважением Денис.

   2012-11-05 10:58:48 (#2595188)

[LVR] Re: Покупать, или не покупать кэптинмобилити?

Здравствуйте, Natusybarhatusy.

Вы писали 5 ноября 2012 г., 3:21:08:

> У меня нет вообще никакого зрения. Подойдёт ли он мне?>Здесь кто-то писал,
что зря выбросил деньги. Кто и почему?

Подойти то он конечно подойдёт, но он реально не стоит тех денег которые за него
просят. Во первых качество сигнала очень плохое. Настройка на спутники не менее
семи минут, да и периодически теряет сигнал.
Во вторых довольно таки бедные карты. А обновлений, на сколько мне известно,
ещё ниодного не было.
В третьих не такое уж и удобное управление. Распознование речи довольно таки
слабенькое. Например мне практически никогда не удавалось ввести название улицы
с голосового ввода, хотя дефектами речи вроде не страдаю. А вводить буквенно
не очень удобно, поскольку буквенной клавиатуры у него нет и приходится стрелочкой
перебирать букву за буквой по алфавиту.
Да что уж там, даже blue tooth у него отсутствует, так что о пользовании удобной
гарнитуры можно забыть.
Единственно наверное приемлемое решение, провести его по ИПР как устройство для
чтения аудио книг, с учётом того что двеннадцать тысяч вам возместят ну а что-то
в пределах восьми, вам прийдётся потратить своих, но с учётом того что в нём
есть ещё и mp3 плеер и плеер для чтения аудио книг в формате DAISY, это ещё куда
не шло.
А конкретно для навигации всё-таки советую вам поизучать решения для мобильных
устройств. Наверное на сегодняшний день наиболее приемлемым для незрячих остаётся
Load stone на Symbian, хотя на iOs и Android тоже есть кое что интересное, но
там так же есть и свои минусы.
Удачи в освоении GPS навигации.

   2012-11-05 10:56:35 (#2595184)

[LVR] Покупать, или не покупать кэптинмобилити?

Здравствуйте! Письмо Алексея Любимова на эту тему я уже видела, а остальные купившие??
У меня нет вообще никакого зрения. Подойдёт ли он мне? Я прекрасно понимаю, что
это не сопровождающий и тростью пользоваться обязательно придётся. Из Волоколамска
я вернулась с 4 по ориентировке. Основные приёмы владения тростью, изучаемые
там, мне известны. Здесь кто-то писал, что зря выбросил деньги. Кто и почему?
Подробности можно в личку, или по телефону: 89151387252. Я очень жду ваших писем
и звонков с откликами. С уважением, НатусяБархатуся.

   2012-11-05 03:04:09 (#2595087)