[LVR] Re: про школу для незрячих
Доброго времени суток!
Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 "О специфике деятельности
специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (с изм.
и доп. от 26 декабря 2000 г.)
Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48
"О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений
I-VIII видов" (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)
В соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. N 288, направляются для использования
в работе методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений
деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального
(коррекционного) образовательного учреждения.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов
1. Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание,
коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями
зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных
навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
При необходимости может быть организовано совместное (в одном коррекционном учреждении)
обучение незрячих и слабовидящих детей, детей с косоглазием и амблиопией.
Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые
и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и
зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке,
ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения.
2. В коррекционное учреждение III вида принимаются незрячие дети, а также дети
с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при
наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными
заболеваниями, ведущими к слепоте.
3. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения III вида принимаются дети 6-7лет,
допускается также прием детей свыше указанного возраста на 1-2 года.
4. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном
учреждении III вида - до 8 человек.
5. Коррекционное учреждение III вида осуществляет образовательный процесс в соответствии
с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4-5 лет);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5-6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2
года).
Общий срок обучения - 12 лет.
6. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой
зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией. При этом
учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения
для близи), форма и течение патологического процесса. Также могут быть приняты
дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих
заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме
на близком расстоянии.
Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием
и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения
лечения зрения.
7. В 1 класс (группу) коррекционного учреждения IV вида, как правило, принимаются
дети 6-7-летнего возраста.
8. Количество воспитанников в классе (группе), группе продленного дня в коррекционном
учреждении IV вида - до 12 человек.
9. Коррекционное учреждение IV вида осуществляет образовательный процесс в соответствии
с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
1 ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);
2 ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);
3 ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2
года).
10. На 1 ступени общего образования выявляются индивидуальные возможности воспитанников.
Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках
по общеобразовательным предметам, а также занятиях по социально-бытовой ориентировке,
развитию зрительного и осязательного восприятия, речи, по пространственной ориентировке,
ритмике, лечебной физкультуре, логопедии, по формированию навыков общения. Это
способствует приобретению воспитанниками специфических умений и навыков, приемов
самоконтроля и самопроверки, осуществляются занятия по элементарной социально-бытовой
ориентировке. Восполняются пробелы дошкольного образования, расширяются знания
об окружающем мире специфическими для данной категории воспитанников способами.
На 2 ступени общего образования проводится работа по дальнейшему формированию
коррекционно-компенсаторных навыков в соответствии с возрастом воспитанников,
продолжаются коррекционные занятия, увеличивается объем занятий по развитию навыков
общения, социально-бытовой ориентировке и ориентировке в пространстве, способствующих
их социальной реабилитации, адаптации и интеграции в среду зрячих.
На 3 ступени общего образования завершается обучение по общеобразовательным предметам
(в соответствии с учебной программой), совершенствуются навыки воспитанников
по ориентировке в пространстве и создаются условия для сознательного и активного
включения их в жизнь общества.
11. Обучение воспитанников с нарушениями зрения осуществляется с широким использованием
тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта,
степени и характера нарушения зрения. При этом обучение незрячих базируется на
использовании осязательного и зрительно-осязательного восприятия. Основой обучения
является система Брайля.
Используется нестандартный дидактический материал и особые средства наглядности,
позволяющие расширить рамки доступности учебной и другой информации.
12. Для детей 5-7 лет могут быть организованы дошкольные группы или подготовительные
классы.
13. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность логопеда
из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.
14. В штаты коррекционных учреждений III-IV видов вводится должность сестры-ортоптистки
из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с глазными заболеваниями.