Об освящении Имени Всевышнего
Об освящении Имени Всевышнего Канун Шабос главы «Ваикро» На днях один из членов общины спросил меня: в чем состоит заповедь освящения Имени Всевышнего? Допустим, если человек одевается в соответствии с еврейскими законами скромности, можно ли считать, что он освящает Имя Б-га? Или, скажем, если он ведет себя достойно, делая покупки на рынке? И наоборот — когда еврей, не дай Б-г, совершает кражу или преступает закон в бизнесе, можно ли считать это осквернением Имени Всевышнего, если всем известно, что он еврей? И если у него кипа на голове, будет ли его кража бóльшим проступком? По словам Рамбама освящение Имени Всевышнего — заповедь, как сказано: «и освящусь среди сынов Израиля» (Ваикро, 22: 32). Там же Тора дает и запрет осквернять Имя Всевышнего: «…и не оскверняйте святое Имя Мое». И объясняет Рамбам, что каждый еврей, нарушающий по своему желанию, без принуждения, одну из заповедей Торы, имея намерение воспротивиться воле Всевышнего, оскверняет Имя Его. А каждый, кто выполняет заповедь, не ради земной выгоды, не из страха и опасения и не ради славы, а только ради Создателя, благословен Он, — освящает Имя Всевышнего. Если же речь идет о человеке, великом в знании Торы и известном благочестием, то есть и другие вещи, которые можно рассматривать как осквернение Имени, хотя явным нарушением заповедей они и не являются. Это, например, проявления гнева и злости, неумение спокойно разговаривать с людьми, чрезмерное усердие в еде и питье и так далее. С другой стороны, если талмид-хохом совершает поступки, за которые его любят и уважают, то это освящение Имени Б-га, как сказано: «Ты — раб Мой, Израиль, в котором прославлюсь» (Ишаяѓу, 49: 3). Запрет осквернять Имя Всевышнего одновременно с заповедью освящать его Тора формулирует, как мы уже говорили, в Книге Ваикро и затем там же возвращается к нему несколько раз в различных контекстах. Запрещая участвовать в языческом культе, в котором детей приносили в жертву идолу Молеху: «И из потомков твоих не дай проводить Молеху, и не оскверни Имени Б-га твоего. Я Г-сподь» (Ваикро, 18: 21). Запрещая давать ложную клятву с произнесением Имени Всевышнего в суде: «И не клянитесь Именем Моим во лжи; хулишь ты тем Имя Б-га твоего. Я Г-сподь» (там же, 19: 12). Запрещая коѓенам есть жертвы, когда они находятся в состоянии ритуальной нечистоты: «Говори Аѓарону и его сынам, и пусть устраняются они в пору нечистоты от святынь сынов Израиля, и не осквернят святого Имени Моего, пусть устраняются от того, что они посвящают Мне. Я Г-сподь» (там же, 22: 2). …К сожалению, некоторое время назад весь мир всколыхнул скандал, связанный с воровством больших сумм денег, которое совершил один еврей в США. Многие миллиарды долларов были украдены у частных лиц и общественных организаций, в том числе и благотворительных. Без сомнения, его деяние стало для всего мира очень большим осквернением Имени Б-га… И это, увы, не беспрецедентный случай в еврейской истории — подобная ситуация описана в Танахе. Мы все читали о завоевании Йерихо (Иерихона). Это была первая война, в которой Йеѓошуа бин-Нун руководил народом Израиля. Коѓены с Ковчегом завета во главе еврейских воинов обошли город семь раз, протрубили в шойфары… «И было, как услышал народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город» (Йеѓошуа, 6: 20). Это было большое чудо. Воодушевленный победой, Йеѓошуа сразу же отправил разведчиков дальше из Йерихо к городу Ай, чтобы узнать, что там происходит. Разведчики вернулись и сказали Йеѓошуа: «Не затрудняй там всего народа, ибо мало их» (Йеѓошуа, 7: 3). Нет необходимости задействовать все войско для завоевания маленького городка, достаточно двух или трех тысяч человек. И выступило туда, продолжает рассказ Писание, «около трех тысяч человек», но… «обратились они в бегство от людей Ая» (Йеѓошуа, 7: 4). Сыны Израиля проиграли битву, «и убили из них люди Ая около тридцати шести человек». Это было серьезное поражение, оказавшее сильное влияние на настроение евреев: «И растаяло сердце народа, и стало водою». В те времена народ Израиля привык достигать победы сверхъестественным путем. Уже более чем сорок лет евреи пользовались чудесами и побеждали всех: и Египет, и Амолека, и армии Сихона, Ога и Болока. Так продолжалось и когда Йеѓошуа возглавил народ после смерти Моше-рабейну. Под его руководством евреи продолжают удостаиваться больших чудес — таких, как завоевание Иерихо. И вот это внезапное поражение в битве и гибель еврейских воинов! Йеѓошуа «разодрал… одежды свои, и пал ниц на землю пред ковчегом Г-сподним… он и старейшины Израиля, и возложили прах на голову свою» (Йеѓошуа, 7: 6). Это был день траура, все горевали по поводу поражения и оплакивали гибель жертв войны. Йеѓошуа молился и просил Всевышнего раскрыть ему причину произошедшего. И Б-г открыл ему, за что евреи были наказаны. Перед завоеванием Йерихо Всевышний предупредил народ Израиля не брать ничего из имущества жителей города. Евреи завоевывали города не для того, чтобы их грабить. Так же, как и в Свитке Эстер, который мы читали несколько недель назад, евреи убивали своих врагов, но не прикасались к их имуществу (вообще, еврейская армия по праву несет звание самой высокоморальной в мире — как во времена Моше и Йеѓошуа, так и в наши дни). А сейчас Всевышний открыл Йеѓошуа: «Согрешил Израиль, преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого…» (Йеѓошуа, 7: 11). За это-то еврейское войско было лишено защиты Небес, что и привело к поражению в следующей битве. Талмуд (трактат «Санѓедрин», 11а) рассказывает, что Йеѓошуа обратился к Б-гу и спросил: «Создатель, кто согрешил?» Всевышний отвечал ему: «Разве Я доносчик?» Йеѓошуа продолжает просить Б-га: «Если уже открыл мне, что причина в том, что кто-то украл запрещенное, так скажи, кто это, и я сразу же расправлюсь с ним». Но Б-г отвечает: «Это лошон ѓоро! Я не буду ничего говорить. Проведи свое собственное расследование и выясни, кто это сделал» (именно поэтому Писание не называет имени провинившегося, а говорит: «Израиль согрешил»). Йеѓошуа поднялся на следующее утро и, призвав по одному представителю от каждого колена, начал вести следствие. Первосвященник носил хошен — специальный нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена сыновей Яакова. По одному приближались представители колен к хошену, и если соответствующий камень блестел и светился, то это значило, что колено невиновно. Так было у всех колен, кроме одного: «И потускнел камень Йеѓуды» (Йеѓошуа, 7: 16; см. комментарий Раши на этот стих). Потом был брошен жребий внутри колена Йеѓуды, указавший на еврея по имени Ахан. Йеѓошуа обратился к нему и сказал: «Сын мой, воздай честь Г-споду, Б-гу Израиля, и сделай пред Ним признание, и сообщи мне, что ты совершил, не скрывай от меня». Ахан признался, что он, «заметив в добыче… плащ шинарский, двести шекелей серебра и один слиток золота весом в пятьдесят шекелей, страстно пожелал их и взял их; и вот, спрятаны они» в его шатре. Йеѓошуа послал людей, и они нашли в шатре все сокровища. Тогда Ахан был наказан: «Забросали его все сыны Израиля камнями, а вещи его сожгли огнем» (Йеѓошуа, 7: 25). Сегодня мы с вами начинаем читать Книгу Ваикро, Книгу жертвоприношений. Как всем известно, жертвы служат для того, чтобы искупить грехи. Возникает вопрос: существует ли жертва, которая может искупить осквернение Имени Б-га? В конце нашей недельной главы (Ваикро, 5: 21–26) мы узнаем именно о таком случае, читая о виновном в грабеже. В Торе говорится: «Если кто-либо согрешит и явит неверность Г-споду, и отречется перед ближним своим, что до отданного на хранение, или порученного…» Раши объясняет, что речь идет о человеке, которому его ближний «вложил деньги в руку», т. е. передал деньги в его распоряжение для ведения дел в доле с ним или в качестве займа, и он не хочет эти деньги возвращать. Когда такой еврей все же осознает свою вину и решит признаться в том, что согрешил, и возвратит чужое, то после этого он может искупить свой грех: «И повинную жертву свою принесет Г-споду… И искупит его коѓен пред Г-сподом, и простится ему за каждое из всего, что он сделал, провинившись этим». Итак, Тора говорит нам, что такой грех можно искупить. Значит, укравшему миллиарды американскому еврею, о котором упоминалось в начале статьи, достаточно лишь принести жертву во искупление своих преступлений?! Нет, в его действиях есть нечто гораздо более серьезное, даже если предположить, что деньги будут возвращены всем пострадавшим. Это осквернение Имени Всевышнего. Ведь весь мир смотрит на евреев, как на единое целое, и недостойные поступки одного человека могут опозорить, а иногда и поставить в опасное положение весь народ! И здесь ответ на вопрос, с которого я начал: если еврей преступает закон в бизнесе, то это является самым настоящим осквернением Имени Всевышнего и причиняет почти неисправимый ущерб представлению о евреях и вызывает неуважение к ним в мире. Для устранения последствий этого потребуются многие годы! Не случайно Талмуд (трактат «Йома», 86а) говорит, что осквернение Имени Всевышнего — один из самых серьезных грехов, и искупить его нельзя до тех пор, пока существует хоть один человек, на которого это прегрешение повлияло… В своей беседе на Пурим котон 5746 года Любавичский Ребе так объясняет всю тяжесть нарушения запрета осквернения Имени Б-га. Поскольку само существование еврея должно свидетельствовать о присутствии Всевышнего в этом мире, то пусть поведение и поступки каждого будут в соответствии с требованиями Торы. В противном же случае, не дай Б-г, может получиться по слову пророка: «И оскверняли Имя святое Мое, ибо говорили о них: «Народ Г-сподень они, и из земли Его вышли! (Йехезкель, 36: 20). Ребе добавляет, что осквернение Имени Б-га может проявиться и в действии, на которое нет прямого запрета. Скажем, простой еврей может взять что-нибудь в долг, а заплатить потом. Но когда подобным образом ведет себя «мудрец Торы и праведник» (по выражению Рамбама), то это осквернение Имени! И, повторяет Ребе, пока об этом грехе знают и помнят, искупить его невозможно, даже после того как согрешившие получили свое наказание, как это было во времена Йеѓошуа, когда преступление Ахана затронуло и поразило всех сынов Израиля. Чему все это может научить нас? Вместо того, чтобы сидеть и вспоминать истории, рассказывающие об осквернении Имени Б-га, нам следует совершать добрые дела, которые станут противоположностью этих историй. Талмуд говорит, что заповедь любви к Всевышнему мудрецы объясняют таким образом: не достаточно, что ты любишь Б-га, — на тебе лежит ответственность способствовать тому, чтобы другие возлюбили Его. Как сделать это? Талмуд говорит: «Пусть ведет себя согласно Торе, пусть будет приятен Всевышнему и приятен людям. Тогда скажут о нем: «Тот, кто учит Тору, — как приятны его пути, как правильны его деяния». Видно, что Тора, которую он изучает, действительно влияет на него в лучшую сторону… И так же, как осквернение Имени Всевышнего — вещь почти непоправимая, так и плоды освящения Его Имени еврей пожинает постоянно. Ведь пока есть люди, которые благодаря тебе любят евреев, Б-га и Тору, это все время приносит пользу тебе и твоему народу! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-03-18 05:18:17
две ситуации
Жертва ферзя в недельном разделе
Главы из книги рава Ицхака Гинзбурга «Еврейские буквы» ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫКАНАЛЫ ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯРав Ицхак ГинзбургАЛЕФ - парадокс Бога и человека http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/alef.htm В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а нижняя вода «холодная» с чувством разделения и разочарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первичное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чувство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его возвышенность, тем сильнее экзистенциальная пропасть между реальностями Бога и униженностью человека. БЕТ - Цель: жилище для Бога внизу http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/bet.htm Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Б-га: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов». В мидраше сказано, что целью сотворения мира было желание Всевышнего создать Себе жилище в нижней реальности. Исполнение этого желания начинается вместе с сотворением человека, Божественной души, облаченной в физическое тело, и продолжается с ростом человеческого рода, чтобы «покорить» весь мир и сделать его Царством Бога. ГИМЕЛ - Награда и наказание http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/gimel.htm Наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель – исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света ДАЛЕТ – Самоотверженность http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/dalet.htm В книге Зоѓар суть буквы далет передается выражением, «не имеющая ничего своего». Это выражает состояние самой нижней Эманации Бога, сфиры Малхут («Царства»), у которой нет своего света, а только свет, получаемый от верхних сфирот. В служении человека Богу далет характеризуется понятием шифлут, «ощущение себя низко стоящим», не имеющим ничего своего ЃЕЙ - Выражение: мысль, речь, действие http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/hey.htm Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому. Давать другим, выражая себя – основное дарование себя. В тайне буквы гимель богатый человек дает что-то свое бедному в форме пожертвования. Высшая форма пожертвования – когда дающий совершенно скрыт от принимающего, чтобы не смущать его, как сказано: «Тайный дар смягчает гнев». Здесь, в тайне буквы ѓей, дар – выражение себя, привлечение принимающего к сущности дающего. ВАВ – Соединение http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/vav.htm В начале Сотворения, когда Бесконечный Свет наполнял собой все, Бог сжал Свой Свет, чтобы образовалось пустое пространство, как бы «место», необходимое для образования конечных миров. В возникший вакуум Бог продолжил, образно говоря, пучок Света из Бесконечного Источника. Этот луч Света – тайна буквы вав. Кажется, что это одна линия, но она двухмерна, обладая внешней и внутренней силой, и обе участвуют в процессе Творения и постоянного взаимодействия между творящей силой и сотворенной реальностью. Помочь издать книгу http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/print.htm
Новый выпуск журнала “Пятое Измерение” (№34)
Глава Торы “Ваикра”: Папа, что Ты куришь?
Яйцо на блюде
кто все эти люди
Идеи к пасхальному Седеру. Коротко о четырех сыновьях.
нет сил терпеть
Идеи к пасхальному Седеру. Коротко о четырех сыновьях.
смак
Радио программа “Пятое Измерение” — 17 марта, 2010 |
Об освящении Имени Всевышнего Канун Шабос главы «Ваикро» На днях один из членов общины спросил меня: в чем состоит заповедь освящения Имени Всевышнего? Допустим, если человек одевается в соответствии с еврейскими законами скромности, можно ли считать, что он освящает Имя Б-га? Или, скажем, если он ведет себя достойно, делая покупки на рынке? И наоборот — когда еврей, не дай Б-г, совершает кражу или преступает закон в бизнесе, можно ли считать это осквернением Имени Всевышнего, если всем известно, что он еврей? И если у него кипа на голове, будет ли его кража бóльшим проступком? По словам Рамбама освящение Имени Всевышнего — заповедь, как сказано: «и освящусь среди сынов Израиля» (Ваикро, 22: 32). Там же Тора дает и запрет осквернять Имя Всевышнего: «…и не оскверняйте святое Имя Мое». И объясняет Рамбам, что каждый еврей, нарушающий по своему желанию, без принуждения, одну из заповедей Торы, имея намерение воспротивиться воле Всевышнего, оскверняет Имя Его. А каждый, кто выполняет заповедь, не ради земной выгоды, не из страха и опасения и не ради славы, а только ради Создателя, благословен Он, — освящает Имя Всевышнего. Если же речь идет о человеке, великом в знании Торы и известном благочестием, то есть и другие вещи, которые можно рассматривать как осквернение Имени, хотя явным нарушением заповедей они и не являются. Это, например, проявления гнева и злости, неумение спокойно разговаривать с людьми, чрезмерное усердие в еде и питье и так далее. С другой стороны, если талмид-хохом совершает поступки, за которые его любят и уважают, то это освящение Имени Б-га, как сказано: «Ты — раб Мой, Израиль, в котором прославлюсь» (Ишаяѓу, 49: 3). Запрет осквернять Имя Всевышнего одновременно с заповедью освящать его Тора формулирует, как мы уже говорили, в Книге Ваикро и затем там же возвращается к нему несколько раз в различных контекстах. Запрещая участвовать в языческом культе, в котором детей приносили в жертву идолу Молеху: «И из потомков твоих не дай проводить Молеху, и не оскверни Имени Б-га твоего. Я Г-сподь» (Ваикро, 18: 21). Запрещая давать ложную клятву с произнесением Имени Всевышнего в суде: «И не клянитесь Именем Моим во лжи; хулишь ты тем Имя Б-га твоего. Я Г-сподь» (там же, 19: 12). Запрещая коѓенам есть жертвы, когда они находятся в состоянии ритуальной нечистоты: «Говори Аѓарону и его сынам, и пусть устраняются они в пору нечистоты от святынь сынов Израиля, и не осквернят святого Имени Моего, пусть устраняются от того, что они посвящают Мне. Я Г-сподь» (там же, 22: 2). …К сожалению, некоторое время назад весь мир всколыхнул скандал, связанный с воровством больших сумм денег, которое совершил один еврей в США. Многие миллиарды долларов были украдены у частных лиц и общественных организаций, в том числе и благотворительных. Без сомнения, его деяние стало для всего мира очень большим осквернением Имени Б-га… И это, увы, не беспрецедентный случай в еврейской истории — подобная ситуация описана в Танахе. Мы все читали о завоевании Йерихо (Иерихона). Это была первая война, в которой Йеѓошуа бин-Нун руководил народом Израиля. Коѓены с Ковчегом завета во главе еврейских воинов обошли город семь раз, протрубили в шойфары… «И было, как услышал народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город» (Йеѓошуа, 6: 20). Это было большое чудо. Воодушевленный победой, Йеѓошуа сразу же отправил разведчиков дальше из Йерихо к городу Ай, чтобы узнать, что там происходит. Разведчики вернулись и сказали Йеѓошуа: «Не затрудняй там всего народа, ибо мало их» (Йеѓошуа, 7: 3). Нет необходимости задействовать все войско для завоевания маленького городка, достаточно двух или трех тысяч человек. И выступило туда, продолжает рассказ Писание, «около трех тысяч человек», но… «обратились они в бегство от людей Ая» (Йеѓошуа, 7: 4). Сыны Израиля проиграли битву, «и убили из них люди Ая около тридцати шести человек». Это было серьезное поражение, оказавшее сильное влияние на настроение евреев: «И растаяло сердце народа, и стало водою». В те времена народ Израиля привык достигать победы сверхъестественным путем. Уже более чем сорок лет евреи пользовались чудесами и побеждали всех: и Египет, и Амолека, и армии Сихона, Ога и Болока. Так продолжалось и когда Йеѓошуа возглавил народ после смерти Моше-рабейну. Под его руководством евреи продолжают удостаиваться больших чудес — таких, как завоевание Иерихо. И вот это внезапное поражение в битве и гибель еврейских воинов! Йеѓошуа «разодрал… одежды свои, и пал ниц на землю пред ковчегом Г-сподним… он и старейшины Израиля, и возложили прах на голову свою» (Йеѓошуа, 7: 6). Это был день траура, все горевали по поводу поражения и оплакивали гибель жертв войны. Йеѓошуа молился и просил Всевышнего раскрыть ему причину произошедшего. И Б-г открыл ему, за что евреи были наказаны. Перед завоеванием Йерихо Всевышний предупредил народ Израиля не брать ничего из имущества жителей города. Евреи завоевывали города не для того, чтобы их грабить. Так же, как и в Свитке Эстер, который мы читали несколько недель назад, евреи убивали своих врагов, но не прикасались к их имуществу (вообще, еврейская армия по праву несет звание самой высокоморальной в мире — как во времена Моше и Йеѓошуа, так и в наши дни). А сейчас Всевышний открыл Йеѓошуа: «Согрешил Израиль, преступили завет Мой, который Я завещал им, и взяли из заклятого…» (Йеѓошуа, 7: 11). За это-то еврейское войско было лишено защиты Небес, что и привело к поражению в следующей битве. Талмуд (трактат «Санѓедрин», 11а) рассказывает, что Йеѓошуа обратился к Б-гу и спросил: «Создатель, кто согрешил?» Всевышний отвечал ему: «Разве Я доносчик?» Йеѓошуа продолжает просить Б-га: «Если уже открыл мне, что причина в том, что кто-то украл запрещенное, так скажи, кто это, и я сразу же расправлюсь с ним». Но Б-г отвечает: «Это лошон ѓоро! Я не буду ничего говорить. Проведи свое собственное расследование и выясни, кто это сделал» (именно поэтому Писание не называет имени провинившегося, а говорит: «Израиль согрешил»). Йеѓошуа поднялся на следующее утро и, призвав по одному представителю от каждого колена, начал вести следствие. Первосвященник носил хошен — специальный нагрудник с двенадцатью драгоценными камнями, на которых были выгравированы имена сыновей Яакова. По одному приближались представители колен к хошену, и если соответствующий камень блестел и светился, то это значило, что колено невиновно. Так было у всех колен, кроме одного: «И потускнел камень Йеѓуды» (Йеѓошуа, 7: 16; см. комментарий Раши на этот стих). Потом был брошен жребий внутри колена Йеѓуды, указавший на еврея по имени Ахан. Йеѓошуа обратился к нему и сказал: «Сын мой, воздай честь Г-споду, Б-гу Израиля, и сделай пред Ним признание, и сообщи мне, что ты совершил, не скрывай от меня». Ахан признался, что он, «заметив в добыче… плащ шинарский, двести шекелей серебра и один слиток золота весом в пятьдесят шекелей, страстно пожелал их и взял их; и вот, спрятаны они» в его шатре. Йеѓошуа послал людей, и они нашли в шатре все сокровища. Тогда Ахан был наказан: «Забросали его все сыны Израиля камнями, а вещи его сожгли огнем» (Йеѓошуа, 7: 25). Сегодня мы с вами начинаем читать Книгу Ваикро, Книгу жертвоприношений. Как всем известно, жертвы служат для того, чтобы искупить грехи. Возникает вопрос: существует ли жертва, которая может искупить осквернение Имени Б-га? В конце нашей недельной главы (Ваикро, 5: 21–26) мы узнаем именно о таком случае, читая о виновном в грабеже. В Торе говорится: «Если кто-либо согрешит и явит неверность Г-споду, и отречется перед ближним своим, что до отданного на хранение, или порученного…» Раши объясняет, что речь идет о человеке, которому его ближний «вложил деньги в руку», т. е. передал деньги в его распоряжение для ведения дел в доле с ним или в качестве займа, и он не хочет эти деньги возвращать. Когда такой еврей все же осознает свою вину и решит признаться в том, что согрешил, и возвратит чужое, то после этого он может искупить свой грех: «И повинную жертву свою принесет Г-споду… И искупит его коѓен пред Г-сподом, и простится ему за каждое из всего, что он сделал, провинившись этим». Итак, Тора говорит нам, что такой грех можно искупить. Значит, укравшему миллиарды американскому еврею, о котором упоминалось в начале статьи, достаточно лишь принести жертву во искупление своих преступлений?! Нет, в его действиях есть нечто гораздо более серьезное, даже если предположить, что деньги будут возвращены всем пострадавшим. Это осквернение Имени Всевышнего. Ведь весь мир смотрит на евреев, как на единое целое, и недостойные поступки одного человека могут опозорить, а иногда и поставить в опасное положение весь народ! И здесь ответ на вопрос, с которого я начал: если еврей преступает закон в бизнесе, то это является самым настоящим осквернением Имени Всевышнего и причиняет почти неисправимый ущерб представлению о евреях и вызывает неуважение к ним в мире. Для устранения последствий этого потребуются многие годы! Не случайно Талмуд (трактат «Йома», 86а) говорит, что осквернение Имени Всевышнего — один из самых серьезных грехов, и искупить его нельзя до тех пор, пока существует хоть один человек, на которого это прегрешение повлияло… В своей беседе на Пурим котон 5746 года Любавичский Ребе так объясняет всю тяжесть нарушения запрета осквернения Имени Б-га. Поскольку само существование еврея должно свидетельствовать о присутствии Всевышнего в этом мире, то пусть поведение и поступки каждого будут в соответствии с требованиями Торы. В противном же случае, не дай Б-г, может получиться по слову пророка: «И оскверняли Имя святое Мое, ибо говорили о них: «Народ Г-сподень они, и из земли Его вышли! (Йехезкель, 36: 20). Ребе добавляет, что осквернение Имени Б-га может проявиться и в действии, на которое нет прямого запрета. Скажем, простой еврей может взять что-нибудь в долг, а заплатить потом. Но когда подобным образом ведет себя «мудрец Торы и праведник» (по выражению Рамбама), то это осквернение Имени! И, повторяет Ребе, пока об этом грехе знают и помнят, искупить его невозможно, даже после того как согрешившие получили свое наказание, как это было во времена Йеѓошуа, когда преступление Ахана затронуло и поразило всех сынов Израиля. Чему все это может научить нас? Вместо того, чтобы сидеть и вспоминать истории, рассказывающие об осквернении Имени Б-га, нам следует совершать добрые дела, которые станут противоположностью этих историй. Талмуд говорит, что заповедь любви к Всевышнему мудрецы объясняют таким образом: не достаточно, что ты любишь Б-га, — на тебе лежит ответственность способствовать тому, чтобы другие возлюбили Его. Как сделать это? Талмуд говорит: «Пусть ведет себя согласно Торе, пусть будет приятен Всевышнему и приятен людям. Тогда скажут о нем: «Тот, кто учит Тору, — как приятны его пути, как правильны его деяния». Видно, что Тора, которую он изучает, действительно влияет на него в лучшую сторону… И так же, как осквернение Имени Всевышнего — вещь почти непоправимая, так и плоды освящения Его Имени еврей пожинает постоянно. Ведь пока есть люди, которые благодаря тебе любят евреев, Б-га и Тору, это все время приносит пользу тебе и твоему народу! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,4 МБ).
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-03-18 05:18:17
две ситуации
Жертва ферзя в недельном разделе
Главы из книги рава Ицхака Гинзбурга «Еврейские буквы» ЕВРЕЙСКИЕ БУКВЫКАНАЛЫ ТВОРЧЕСКОГО СОЗНАНИЯРав Ицхак ГинзбургАЛЕФ - парадокс Бога и человека http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/alef.htm В еврейской философии два главных качества воды: влажная и холодная. Верхняя – влажная с чувством единства с «возвышенным Богом», а нижняя вода «холодная» с чувством разделения и разочарования «униженностью человека». Служение Богу, как учит хасидут, подчеркивает, что первичное осознание обеих вод – ощущение Его, у каждой со своей перспективы. Для высшей воды, чем больше «возвышенность Бога», тем сильней чувство единства всего в Его Абсолютном Бытии. А с точки зрения низшей воды – чем больше Его возвышенность, тем сильнее экзистенциальная пропасть между реальностями Бога и униженностью человека. БЕТ - Цель: жилище для Бога внизу http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/bet.htm Буква бет, от слова байт, «дом», обозначает дом Б-га: «Мой дом будет назван домом молитвы для всех народов». В мидраше сказано, что целью сотворения мира было желание Всевышнего создать Себе жилище в нижней реальности. Исполнение этого желания начинается вместе с сотворением человека, Божественной души, облаченной в физическое тело, и продолжается с ростом человеческого рода, чтобы «покорить» весь мир и сделать его Царством Бога. ГИМЕЛ - Награда и наказание http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/gimel.htm Наши мудрецы учат, что гимел символизирует богатого, бегущего за бедным, буквой далет, чтобы дать ему пожертвование. Слово гимел происходит от гмуль. На древнееврейском языке это слово означает «воздаяние»: добром или наказанием. В Торе у награды и наказания одна цель – исправление души, чтобы она максимально удостоилась Божественного Света ДАЛЕТ – Самоотверженность http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/dalet.htm В книге Зоѓар суть буквы далет передается выражением, «не имеющая ничего своего». Это выражает состояние самой нижней Эманации Бога, сфиры Малхут («Царства»), у которой нет своего света, а только свет, получаемый от верхних сфирот. В служении человека Богу далет характеризуется понятием шифлут, «ощущение себя низко стоящим», не имеющим ничего своего ЃЕЙ - Выражение: мысль, речь, действие http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/hey.htm Название буквы ѓей содержится в стихе ѓе лахем зера, «возьмите себе семя». «Возьмите» (ѓе) выражает раскрытие человеком себя, когда он отдает себя другому. Давать другим, выражая себя – основное дарование себя. В тайне буквы гимель богатый человек дает что-то свое бедному в форме пожертвования. Высшая форма пожертвования – когда дающий совершенно скрыт от принимающего, чтобы не смущать его, как сказано: «Тайный дар смягчает гнев». Здесь, в тайне буквы ѓей, дар – выражение себя, привлечение принимающего к сущности дающего. ВАВ – Соединение http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/vav.htm В начале Сотворения, когда Бесконечный Свет наполнял собой все, Бог сжал Свой Свет, чтобы образовалось пустое пространство, как бы «место», необходимое для образования конечных миров. В возникший вакуум Бог продолжил, образно говоря, пучок Света из Бесконечного Источника. Этот луч Света – тайна буквы вав. Кажется, что это одна линия, но она двухмерна, обладая внешней и внутренней силой, и обе участвуют в процессе Творения и постоянного взаимодействия между творящей силой и сотворенной реальностью. Помочь издать книгу http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/letters/print.htm
Новый выпуск журнала “Пятое Измерение” (№34)
Глава Торы “Ваикра”: Папа, что Ты куришь?
Яйцо на блюде
кто все эти люди
Идеи к пасхальному Седеру. Коротко о четырех сыновьях.
нет сил терпеть
Идеи к пасхальному Седеру. Коротко о четырех сыновьях.
смак
Радио программа “Пятое Измерение” — 17 марта, 2010 |
В избранное | ||