Закончились все страшные испытания, которые принято называть «родовыми схватками» эры Мошиаха. Это было похоже на потоп, потоп без воды. Но последствия те же: стерто все, уничтожены лучшие из сыновей и дочерей Израиля. Подобного размаха уничтожения не знали и не ведали те, кто жил до нас. Но это тоже прошло и больше не повторится. Теперь нам нужно особое благословение, самое большое - чтобы стало видно преимущество света перед тьмою.
Св.Сильвестр и евреи
2010-03-03 21:35
Прошу квалифицированной помощи по вопросу, который кажется мне важным.
В еврейском мире имеет хождение рассказ "под Новый Год" о том, как св.Сильвестр утопил множество евреев в замерзшем озере, пытаясь их насильственно крестить. Один из вариантов рассказа я нашел здесь: http://midrasha.net/article.php?id=2234 Устно слышал немного другие версии, не столь жестко сформулированные, но трагическая суть рассказа повторяется.
Как-то раз в дискуссии на христианском форуме я упомянул эту историю. Все очень удивились, стали спрашивать. Модератор, что довольно логично, потребовал доказательств. И я не смог ничего найти. Модератор, кстати, тоже. В интернете немало материалов, посвященных этому святому, упоминается про его заслуги в деле приобщения людей к христианству и в спорах с иудеями, но про эту жуткую неудачную попытку крещения - молчание. Кроме вышеупомянутого еврейского источника и некоторых других чисто еврейских ссылок.
Между тем, ситуация достаточно неприятная. Упомянутая история об этом человека, достаточно уважаемом в христианском мире, распространена довольно широко. По-видимому, огромное количество евреев ее слышало, да и в Google достаточно набрать "святой сильвестр евреи", чтобы на первой странице обнаружить этот душераздирающий рассказ. Энциклопедии же, которые мне удалось найти, - молчат. Как будто ничего подобного не было. А ведь довольно странно, если бы такое массовое "чудо", пусть с соответствующими оценками, вообще не вошло в многочисленные христианские биографии епископа на многочисленных европейских языках.
Прошу вас, помогите установить истину. Или по крайней мере выяснить, какие факты в отношении этого события известны достоверно, а что является домыслом. Ибо всякое недоказанное обвинение, по моему убеждению, порождает злословие, причем с обоих сторон. Если обвинение несправедливо, то злословят евреи, пересказывая историю из поколения в поколение. Если обвинение справедливо, то, наоборот, злословят христиане, обвиняющие в клевете еврейские источники. И это злословие не нужно решительно никому - это грех, имеющий множество негативных последствий.
Ясные, беспристрастно изложенные факты могли бы остановить это - например, путем внесения в известные экциклопедии. Равы, желающие рассказать такую историю перед Новым Годом, просто цитировали бы известные факты, а у христиан было бы не более поводов обижаться, чем при упоминании Варфоломеевской ночи или какой-нибудь другой из многочисленных известных трагедий истории.
Первая леди
2010-03-03 23:35
Рав И. Коган и Симона Мешуловин.
Наша собеседница – Симона Мешуловин, средняя дочка Софы Коган. Она живет с семьей в Москве и руководит сетью еврейских воскресных школ на территории СНГ.
- Сима, я не знаю, как начать разговор…
- Я начну. До знакомства с папой у мамы был жених, и уже велись приготовления к свадьбе. Но когда стали обсуждать праздничное меню, его родные предложили деликатес, некошерный с ног до головы. И тут дедушка с бабушкой дружно встали: “Нет, такая свадьба – без нас…” Вскоре после этого Софа, мама, познакомилась с нашим будущим отцом в доме отдыха, где он в своем обычном богатырском духе обтирался снегом. Но когда, спустя какое-то время, разговор зашел о браке, папа без всяких там “будет хорошо!” строго расставил точки над “и”: в их семье должен быть серьезный кашрут, Шабат, миква. И мама согласилась. Она скромно, тихо взяла на себя большущий еврейский дом.
- Да, до нас в Москву доходили слухи о “ленинградском Изе”, который стал шойхетом и теперь обучает этому ремеслу молодых ребят со всего Союза…
- Надо добавить, что “колледж шойхетов”, подпольный, разумеется, размещался у нас дома. Без всякого ГБ, а оно тоже лезло в кадр, это была технически тяжелая жизнь. В доме все время находились человек 30. Перед субботой пеклись 12 полновесных хал. Мама, интеллигентная девочка, талантливый стоматолог, окунулась в эту стихию, словно прыгнула с моста, без всякой предварительной подготовки.
- Но это испытание осталось позади.
- Да, через 14 лет отказа наша семья уехала в Израиль. Здесь мама “хорошо пошла” в своей профессии. Скоро она открыла небольшую клинику, стала популярна, запись к ней велась на месяц вперед. Вырисовывалась ровная и вполне достойная линия жизни: работать, воспитывать детей, помогать евреям, которых притягивал наш дом…
- Но рав Ицхак заложил крутой вираж… - Ребе послал отца в Москву, дав несколько поручений. Отцу удалось, например, вернуть евреям здание синагоги на Большой Бронной. Переговоры велись в стиле “приходите завтра” и отец решился на захват: взял ковчег со свитком Торы и занял помещение. А мама, получая очень неплохую зарплату, слала значительную часть посылать отцу, чтобы у него были средства для создания новой общины в самом центре города.
- Испытание.
- Главное испытание заключалось в другом: на протяжении нескольких лет родители жили в разных странах, в разных мирах, виделись урывками. В конце концов мама принимает решение, которое далось ей трудно: она оставляет клинику (оказалось, навсегда), переезжает в Москву и, как в очень давние времена, вновь становится Софой-домохозяйкой.
- И первой леди новой общины…
- Если уж быть точным, леди-прорабом. В ту пору отец начал реконструкцию синагоги, но миква зависала, у него просто не доходили руки. Тогда мама сказала: “Хорошо, я буду отвечать за постройку”. Чего ей стоила эта фраза! По природе мама человек тонкий, возвышенный, никак не начальник. Я помню, как она звонила мне: “Симона, рабочие меня не слушают…” Для мамы это был прыжок, болезненная ломка. Но отказаться она не могла. В нашу микву привыкли ходить женщины не очень соблюдающие, узнавшие о заповедях Торы только-только. Если закрыть перед ними дверь, они уйдут и больше не найдутся. В конце концов, новая миква, необычайно красивая, была открыта. А через год, почти в тот же день, мама руководившая чисткой миквы, вышла на улицу, позвонить внучке. И упала… - И навсегда осталась с нами.
Закончились все страшные испытания, которые принято называть «родовыми схватками» эры Мошиаха. Это было похоже на потоп, потоп без воды. Но последствия те же: стерто все, уничтожены лучшие из сыновей и дочерей Израиля. Подобного размаха уничтожения не знали и не ведали те, кто жил до нас. Но это тоже прошло и больше не повторится. Теперь нам нужно особое благословение, самое большое - чтобы стало видно преимущество света перед тьмою.
Св.Сильвестр и евреи
2010-03-03 21:35
Прошу квалифицированной помощи по вопросу, который кажется мне важным.
В еврейском мире имеет хождение рассказ "под Новый Год" о том, как св.Сильвестр утопил множество евреев в замерзшем озере, пытаясь их насильственно крестить. Один из вариантов рассказа я нашел здесь: http://midrasha.net/article.php?id=2234 Устно слышал немного другие версии, не столь жестко сформулированные, но трагическая суть рассказа повторяется.
Как-то раз в дискуссии на христианском форуме я упомянул эту историю. Все очень удивились, стали спрашивать. Модератор, что довольно логично, потребовал доказательств. И я не смог ничего найти. Модератор, кстати, тоже. В интернете немало материалов, посвященных этому святому, упоминается про его заслуги в деле приобщения людей к христианству и в спорах с иудеями, но про эту жуткую неудачную попытку крещения - молчание. Кроме вышеупомянутого еврейского источника и некоторых других чисто еврейских ссылок.
Между тем, ситуация достаточно неприятная. Упомянутая история об этом человека, достаточно уважаемом в христианском мире, распространена довольно широко. По-видимому, огромное количество евреев ее слышало, да и в Google достаточно набрать "святой сильвестр евреи", чтобы на первой странице обнаружить этот душераздирающий рассказ. Энциклопедии же, которые мне удалось найти, - молчат. Как будто ничего подобного не было. А ведь довольно странно, если бы такое массовое "чудо", пусть с соответствующими оценками, вообще не вошло в многочисленные христианские биографии епископа на многочисленных европейских языках.
Прошу вас, помогите установить истину. Или по крайней мере выяснить, какие факты в отношении этого события известны достоверно, а что является домыслом. Ибо всякое недоказанное обвинение, по моему убеждению, порождает злословие, причем с обоих сторон. Если обвинение несправедливо, то злословят евреи, пересказывая историю из поколения в поколение. Если обвинение справедливо, то, наоборот, злословят христиане, обвиняющие в клевете еврейские источники. И это злословие не нужно решительно никому - это грех, имеющий множество негативных последствий.
Ясные, беспристрастно изложенные факты могли бы остановить это - например, путем внесения в известные экциклопедии. Равы, желающие рассказать такую историю перед Новым Годом, просто цитировали бы известные факты, а у христиан было бы не более поводов обижаться, чем при упоминании Варфоломеевской ночи или какой-нибудь другой из многочисленных известных трагедий истории.
Первая леди
2010-03-03 23:35
Рав И. Коган и Симона Мешуловин.
Наша собеседница – Симона Мешуловин, средняя дочка Софы Коган. Она живет с семьей в Москве и руководит сетью еврейских воскресных школ на территории СНГ.
- Сима, я не знаю, как начать разговор…
- Я начну. До знакомства с папой у мамы был жених, и уже велись приготовления к свадьбе. Но когда стали обсуждать праздничное меню, его родные предложили деликатес, некошерный с ног до головы. И тут дедушка с бабушкой дружно встали: “Нет, такая свадьба – без нас…” Вскоре после этого Софа, мама, познакомилась с нашим будущим отцом в доме отдыха, где он в своем обычном богатырском духе обтирался снегом. Но когда, спустя какое-то время, разговор зашел о браке, папа без всяких там “будет хорошо!” строго расставил точки над “и”: в их семье должен быть серьезный кашрут, Шабат, миква. И мама согласилась. Она скромно, тихо взяла на себя большущий еврейский дом.
- Да, до нас в Москву доходили слухи о “ленинградском Изе”, который стал шойхетом и теперь обучает этому ремеслу молодых ребят со всего Союза…
- Надо добавить, что “колледж шойхетов”, подпольный, разумеется, размещался у нас дома. Без всякого ГБ, а оно тоже лезло в кадр, это была технически тяжелая жизнь. В доме все время находились человек 30. Перед субботой пеклись 12 полновесных хал. Мама, интеллигентная девочка, талантливый стоматолог, окунулась в эту стихию, словно прыгнула с моста, без всякой предварительной подготовки.
- Но это испытание осталось позади.
- Да, через 14 лет отказа наша семья уехала в Израиль. Здесь мама “хорошо пошла” в своей профессии. Скоро она открыла небольшую клинику, стала популярна, запись к ней велась на месяц вперед. Вырисовывалась ровная и вполне достойная линия жизни: работать, воспитывать детей, помогать евреям, которых притягивал наш дом…
- Но рав Ицхак заложил крутой вираж… - Ребе послал отца в Москву, дав несколько поручений. Отцу удалось, например, вернуть евреям здание синагоги на Большой Бронной. Переговоры велись в стиле “приходите завтра” и отец решился на захват: взял ковчег со свитком Торы и занял помещение. А мама, получая очень неплохую зарплату, слала значительную часть посылать отцу, чтобы у него были средства для создания новой общины в самом центре города.
- Испытание.
- Главное испытание заключалось в другом: на протяжении нескольких лет родители жили в разных странах, в разных мирах, виделись урывками. В конце концов мама принимает решение, которое далось ей трудно: она оставляет клинику (оказалось, навсегда), переезжает в Москву и, как в очень давние времена, вновь становится Софой-домохозяйкой.
- И первой леди новой общины…
- Если уж быть точным, леди-прорабом. В ту пору отец начал реконструкцию синагоги, но миква зависала, у него просто не доходили руки. Тогда мама сказала: “Хорошо, я буду отвечать за постройку”. Чего ей стоила эта фраза! По природе мама человек тонкий, возвышенный, никак не начальник. Я помню, как она звонила мне: “Симона, рабочие меня не слушают…” Для мамы это был прыжок, болезненная ломка. Но отказаться она не могла. В нашу микву привыкли ходить женщины не очень соблюдающие, узнавшие о заповедях Торы только-только. Если закрыть перед ними дверь, они уйдут и больше не найдутся. В конце концов, новая миква, необычайно красивая, была открыта. А через год, почти в тот же день, мама руководившая чисткой миквы, вышла на улицу, позвонить внучке. И упала… - И навсегда осталась с нами.