mp3:Ки Тиса ``13 Мидот'' 5770 р.Н. Аристер
mp3:Ки Тиса “13 Мидот” 5770 р.Н. Аристер
Не бойтесь просить у Б-га богатства! Канун Шабос главы «Ки сисо» В сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем о грехе золотого тельца. Моше находился на горе Синай, когда Б-г сообщил ему новость о том, что происходит внизу в еврейском стане. Всевышний говорит Моше: «Иди вниз, ибо извратился твой народ, который вывел ты из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Раши объясняет: «Не сказано «извратился народ», но «твой народ». Речь идет об эрев рав (дословно — «великое смешение»), о тех людях, которые вышли из Египта вместе с евреями. Б-г говорит Моше: «Ты решил, что будет хорошо, если прозелиты приобщатся к Шхине? Так вот, именно они развратились и развратили других…» То есть, евреи согрешили, ибо Моше разрешил иноверцам, которые и стали инициаторами изготовления золотого тельца, пройти гиюр (принять иудаизм). Несколькими стихами ранее Раши говорит, комментируя слова: «И сказали они: «Вот твои божества, Израиль» (Шмойс, 32: 4): «Не сказано « наши божества»; отсюда видно, что эрев рав, вышедшие из Египта вместе с сынами Израиля, собрались против Аѓарона, и это они сделали золотого тельца, а затем ввели Исроэль в заблуждение, чтобы следовать за ним». Там же Раши ясно указывает на тех, кто сделал тельца: «Когда Аѓарон бросил золото в пламя печи, пришли ведуны из среды эрев рав, которое вышло вместе с ними из Египта, и колдовством произвели его». Мидраш добавляет, что это были два великих египетских мага, которые, когда Моше приходил к фараону и совершал чудо (например, превращал посох в змея), делали то же самое, а теперь они, используя свою колдовскую силу, сделали тельца. …Когда евреи выходили из Египта, многие египтяне увидели, что принадлежать к народу Израиля выгодно. В любой общественной группе есть люди, которые присоединились к ней только потому, что сочли это выгодным; конъюнктурщики, которые любят использовать любую ситуацию в своих целях. Именно такими были эти иноверцы. Они не приняли иудаизм, потому что им понравилась Тора, и они захотели приблизиться к Творцу. Они просто чувствовали, что с этого можно что-то «поиметь» для себя. При этом речь идет о довольно большом количестве людей. «Мидраш рабо» и «Мехильта» говорят, что иноверцев было в три раза больше, чем самих евреев, вышедших из Египта, — 1800 тысяч (есть и другие мнения: рабби Ишмоэль говорит — 1200 тысяч, рабби Акива говорит — 2400 тысяч, рабби Носон говорит — 3600 тысяч). Моше, который видел в каждом человеке хорошее, сказал: «Пусть и они прилепляются к Шхине!» Но «человек смотрит в глаза, а Б-г видит то, что в сердце». Всевышний видел, что они преследуют другие цели и присоединились к евреям не из чистых побуждений. Это не нравилось Б-гу. Моше принял их в среду еврейского народа, но Б-г относился к ним по-другому. Книга «Зоѓар» говорит, что они шли за пределами Облаков Славы. Почему Всевышний решил оставить их без защиты? Потому что знал, что они на самом деле не хотят соединиться с еврейским народом… Эрев рав использовали момент, когда Моше не было в лагере, и восстали против Б-га. Они не стали делать этого в присутствии Моше, потому что он оказал им большую услугу, приняв в среду еврейского народа. Потому-то Всевышний и обвиняет Моше во всей истории с золотым тельцом. Однако в продолжении нашей недельной главы мы читаем: «И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: «О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые!» (Шмойс, 32: 31). Трудно объяснить, почему Моше вдруг называет «божества золотые» то, что до сих пор Тора называла «телец литой». Мудрецы спрашивают: «Почему Моше сказал «божества золотые», а не просто «другие божества»?» Раши объясняет, что этими словами Моше упрекает Всевышнего: «Ты привел их к этому тем, что наделил их в изобилии золотом и всем, чего они желали. Что оставалось им делать, как не согрешить?..» Это можно сравнить с царем, говорит Раши, который щедро давал своему сыну яства, напитки и прекрасные одежды и повесил ему на шею кошель с деньгами, и поставил его при входе в дом распутства — конечно, сын согрешит (если бы Раши жил в наше время, он, наверное, привел бы в пример отца, который разрешает сыну свободный доступ к Интернету, а потом удивляется результатам). Так и Моше-рабейну сказал Всевышнему: «Ты дал им золото, вот они и сделали тельца. Если бы у них золота не было, они не смогли бы изготовить идола!» Мы видим здесь спор между Б-гом и Моше о том, кто виноват в грехе золотого тельца. Всевышний обвиняет Моше и говорит, что это произошло из-за эрев рав. Моше винит Всевышнего, полагая, что Он дал народу Израиля слишком много золота и серебра. Эта дискуссия началась еще до Исхода сынов Израиля из Египта. В недельной главе «Бой» говорится: «И сказал Г-сподь Моше: «…Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмойс, 11: 1–2). Раши поясняет: «Сказано: дабер но («говори же»), частица но везде выражает просьбу». Обычно в Торе пишется просто: «И сказал Г-сподь Моше». Откуда вдруг в этом стихе появилась форма просьбы? Ответ один: здесь Б-г и Моше поспорили. Моше утверждал, что изобилие материальных благ может сбить сынов Израиля с пути истинного, что материальное противоречит духовному. По его мнению, трудно быть высокодуховным человеком, когда обладаешь всеми материальными благами в мире, так что пусть лучше будет меньше материального и немного больше духовного. Б-г был вынужден просить, так как сам Моше не хотел этого делать. Когда Моше-рабейну покидал Египет, гроб с останками Йосефа был единственной ценностью, которую он вынес с собой. Весь народ прилежно исполнил заповедь «опустошить Египет», но нигде не написано, что Моше в этом участвовал. Только в нашей сегодняшней главе мы читаем, что после греха золотого тельца Всевышний говорит Моше: «Вытеши себе две скрижали каменные, как первые» (Шмойс, 34: 1). Раши объясняет, что Всевышний показал ему глыбу сапфира и сказал: «Осколки будут тебе». И от этого, добавляет Раши, Моше обогатился. А нам становится совершенно очевидно, что Моше был против идеи обогащения сынов Израиля, а Б-г хотел видеть Свой народ богатым. Несколько тысяч лет длится спор о том, что лучше для евреев: меньше материальных ценностей, и тогда они будут более религиозными, или пусть они будут иметь больше житейских благ, но тогда есть вероятность, что они согрешат. Рассказывают, что во время войны Наполеона с Россией, между еврейскими мудрецами разгорелся спор о том, что будет лучше для евреев — чтобы Наполеон победил, и тогда народ Израиля будет наслаждаться равными правами и реальной свободой, или лучше, чтобы войну выиграл русский царь. Алтер Ребе утверждал, что если Наполеон победит, то свобода приведет к ассимиляции и снижению духовного уровня. В противовес этому, если победит царь, то евреи останутся бедными и будут страдать в черте оседлости, но это обеспечит дальнейшее существование еврейского народа. И Алтер Ребе велел своим хасидам оказывать всяческое содействие русской армии. Великие праведники договорились, что судьбу войны определит тот, кто первый протрубит в шойфар на Рош ѓаШоно. Рабби Шломо из Карлина, который считал, что лучше победить Наполеону, встал рано утром, побежал в микву, быстро сделал все приготовления к молитве. Затем он помолился Шахарис, прочитал Тору… Когда же рабби Шломо взял в руки шойфар и поднес его ко рту, он с разочарованием сказал: «Этот литвак уже опередил меня!» («литваком» среди учеников Магида называли Алтер Ребе, который по своему происхождению был из Литвы). И действительно, Алтер Ребе встал утром и — без всякой подготовки! — взял шойфар и протрубил в него. И русские и в самом деле победили! Так было во времена Алтер Ребе, но сегодня мы стоим перед приходом Мошиаха. Книга «Зоѓар» говорит, что наше поколение — это реинкарнация поколения пустыни. Любавичский Ребе говорит, что нашему поколению нужно большое богатство. Чтобы привести Мошиаха, евреи должны иметь много денег. Хочу привести выдержки из беседы, которая состоялась между Любавичским Ребе и Ребе из Копишниц в 5718 (1958) году. Ребе из Копишниц рассказал о своей поездке в Израиль. Говоря о своем посещении Кфар-Хабада (поселение, основанное в 1949 году хасидами Хабада по инициативе предыдущего Любавичского Ребе), он выразил свое восхищение материальным и духовным уровнем развития местных жителей и сказал, что он им завидует. Ребе ответил, что «зависть мудрецов» — это хорошая вещь, которая «увеличивает мудрость», как сказано в Торе: «Рахель завидовала своей сестре». И объясняют комментаторы: «Завидовала ее хорошим поступкам». Ребе из Копишниц также рассказал о своем пребывании в Цфате, и о том, что духовное состояние города плачевное, там не хватает изучающих Тору. На это его собеседник ответил: «Надо попытаться поднять уровень изучения Торы в этом месте. Необходимо пропагандировать среди учеников Торы величие и заслуги Цфата, как города, где жил и работал Аризаль, и таким образом повлиять на их решения поселиться в нем». — Это зависит от решения денежных вопросов, ибо нужно, чтобы у евреев в этом городе было больше возможностей заработать себе на жизнь, — заметил Ребе из Копишниц. — Способствовать расширению источников средств существования — это отдельное дело, не связанное с необходимостью поднимать уровень изучения Торы. Это хорошо и правильно, так как материальное благополучие создает условия для того, чтобы голова человека была свободна, не занята мыслями о хлебе насущном, и он направлял все свои усилия на расширение духовных знаний. Наши мудрецы говорят: «Хорошее жилище освобождает сознание на духовные цели». И еще: «Мир не достоин был пользоваться золотом. Для чего же оно было создано? Для Скинии и Храма». То же можно сказать и в отношении евреев. Серебро и золото были созданы в мире ради сынов Израиля, чтобы у них было много материальных ценностей и даже богатство! — Да, вот, например, рабби Йеѓуда ѓаНоси был богатым человеком. — Чрезвычайно богатым. Я хотел бы, чтобы все евреи были богатыми, пусть и не в такой степени, как он! — Но ведь богатство — это испытание, — заметил Ребе из Копишниц. — Я боюсь быть богатым… — Бедность тоже испытание — и гораздо более тяжелое. Оно причиняет человеку боль и горе. Наши мудрецы говорят, что бедность заставляет человека поступаться своими принципами и нарушать повеления Всевышнего! Пусть лучше будет испытание богатством! Я помню, как ребенком я застал своего учителя в пост 9 ова за изучением Талмуда, хотя в этот день не принято учиться. В ответ на мой вопрос, как такое возможно, он ответил мне, что если ему суждено попасть в Геѓином, то пусть это будет за изучение Торы!.. А что касается нашей темы — если должно быть испытание, то лучше испытание богатством, чем бедностью! Кроме того, в комментарии Раши на стих: «…между Параном и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заѓав…» (Дворим, 1: 1) говорится: «Сказал рабби Йоханан: «Мы искали везде в Писании, но не нашли места, которое называлось бы Тофелем или Лаваном. Однако понимать следует так: Моше порицал евреев за напраслину, какую они возводили (тофлу) на ман, который бел (лаван)… А также порицал их Моше за содеяное ими в пустыне Паран, и надлежало извлечь урок из того, что сделал Всевышний с Мирьям в Хацерот за злоязычие. А «Ди-Заѓав» намекает на грех золотого (заѓав на иврите) тельца…» Здесь мы видим нечто удивительное. Несмотря на то, что большое количество золота способствовало совершению такого тяжелого греха, Моше не запретил евреям пользоваться золотом все сорок лет в пустыне, и ничего не говорил им об этом, ограничившись лишь намеком перед самой своей смертью! А почему? Потому, что евреям необходимо богатство! И Всевышний поможет им выдержать это испытание богатством, и благословение будет над всем народом Израиля, включая богатых! Ребе из Копишниц рассказал о рабби Давиде-Моше из Черткова, который имел привычку ходить всегда с опущенной головой. И однажды во время пуримской трапезы один насмешник сказал ему в шутку: «Б-г не разбойник, почему же ты так боишься Его?!» — Я тоже хотел бы спросить вас в стиле этого насмешника, — улыбнулся Любавичский Ребе. — Почему вы боитесь просить у Б-га богатства?! — Я уже старый еврей, зачем мне богатство! Лучше я попрошу о приходе Мошиаха… — Разве одно противоречит другому?! Просите и то и другое! Во всяком случае, согласитесь на то, чтобы у евреев было богатство! — Я полностью согласен, — ответил Ребе из Копишниц. Этим я и хочу закончить — пожелать всем большого богатства с надеждой, что никто не будет возражать против такого испытания! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).
Не бойтесь просить у Б-га богатства! Канун Шабос главы «Ки сисо» В сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем о грехе золотого тельца. Моше находился на горе Синай, когда Б-г сообщил ему новость о том, что происходит внизу в еврейском стане. Всевышний говорит Моше: «Иди вниз, ибо извратился твой народ, который вывел ты из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Раши объясняет: «Не сказано «извратился народ», но «твой народ». Речь идет об эрев рав (дословно — «великое смешение»), о тех людях, которые вышли из Египта вместе с евреями. Б-г говорит Моше: «Ты решил, что будет хорошо, если прозелиты приобщатся к Шхине? Так вот, именно они развратились и развратили других…» То есть, евреи согрешили, ибо Моше разрешил иноверцам, которые и стали инициаторами изготовления золотого тельца, пройти гиюр (принять иудаизм). Несколькими стихами ранее Раши говорит, комментируя слова: «И сказали они: «Вот твои божества, Израиль» (Шмойс, 32: 4): «Не сказано « наши божества»; отсюда видно, что эрев рав, вышедшие из Египта вместе с сынами Израиля, собрались против Аѓарона, и это они сделали золотого тельца, а затем ввели Исроэль в заблуждение, чтобы следовать за ним». Там же Раши ясно указывает на тех, кто сделал тельца: «Когда Аѓарон бросил золото в пламя печи, пришли ведуны из среды эрев рав, которое вышло вместе с ними из Египта, и колдовством произвели его». Мидраш добавляет, что это были два великих египетских мага, которые, когда Моше приходил к фараону и совершал чудо (например, превращал посох в змея), делали то же самое, а теперь они, используя свою колдовскую силу, сделали тельца. …Когда евреи выходили из Египта, многие египтяне увидели, что принадлежать к народу Израиля выгодно. В любой общественной группе есть люди, которые присоединились к ней только потому, что сочли это выгодным; конъюнктурщики, которые любят использовать любую ситуацию в своих целях. Именно такими были эти иноверцы. Они не приняли иудаизм, потому что им понравилась Тора, и они захотели приблизиться к Творцу. Они просто чувствовали, что с этого можно что-то «поиметь» для себя. При этом речь идет о довольно большом количестве людей. «Мидраш рабо» и «Мехильта» говорят, что иноверцев было в три раза больше, чем самих евреев, вышедших из Египта, — 1800 тысяч (есть и другие мнения: рабби Ишмоэль говорит — 1200 тысяч, рабби Акива говорит — 2400 тысяч, рабби Носон говорит — 3600 тысяч). Моше, который видел в каждом человеке хорошее, сказал: «Пусть и они прилепляются к Шхине!» Но «человек смотрит в глаза, а Б-г видит то, что в сердце». Всевышний видел, что они преследуют другие цели и присоединились к евреям не из чистых побуждений. Это не нравилось Б-гу. Моше принял их в среду еврейского народа, но Б-г относился к ним по-другому. Книга «Зоѓар» говорит, что они шли за пределами Облаков Славы. Почему Всевышний решил оставить их без защиты? Потому что знал, что они на самом деле не хотят соединиться с еврейским народом… Эрев рав использовали момент, когда Моше не было в лагере, и восстали против Б-га. Они не стали делать этого в присутствии Моше, потому что он оказал им большую услугу, приняв в среду еврейского народа. Потому-то Всевышний и обвиняет Моше во всей истории с золотым тельцом. Однако в продолжении нашей недельной главы мы читаем: «И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: «О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые!» (Шмойс, 32: 31). Трудно объяснить, почему Моше вдруг называет «божества золотые» то, что до сих пор Тора называла «телец литой». Мудрецы спрашивают: «Почему Моше сказал «божества золотые», а не просто «другие божества»?» Раши объясняет, что этими словами Моше упрекает Всевышнего: «Ты привел их к этому тем, что наделил их в изобилии золотом и всем, чего они желали. Что оставалось им делать, как не согрешить?..» Это можно сравнить с царем, говорит Раши, который щедро давал своему сыну яства, напитки и прекрасные одежды и повесил ему на шею кошель с деньгами, и поставил его при входе в дом распутства — конечно, сын согрешит (если бы Раши жил в наше время, он, наверное, привел бы в пример отца, который разрешает сыну свободный доступ к Интернету, а потом удивляется результатам). Так и Моше-рабейну сказал Всевышнему: «Ты дал им золото, вот они и сделали тельца. Если бы у них золота не было, они не смогли бы изготовить идола!» Мы видим здесь спор между Б-гом и Моше о том, кто виноват в грехе золотого тельца. Всевышний обвиняет Моше и говорит, что это произошло из-за эрев рав. Моше винит Всевышнего, полагая, что Он дал народу Израиля слишком много золота и серебра. Эта дискуссия началась еще до Исхода сынов Израиля из Египта. В недельной главе «Бой» говорится: «И сказал Г-сподь Моше: «…Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмойс, 11: 1–2). Раши поясняет: «Сказано: дабер но («говори же»), частица но везде выражает просьбу». Обычно в Торе пишется просто: «И сказал Г-сподь Моше». Откуда вдруг в этом стихе появилась форма просьбы? Ответ один: здесь Б-г и Моше поспорили. Моше утверждал, что изобилие материальных благ может сбить сынов Израиля с пути истинного, что материальное противоречит духовному. По его мнению, трудно быть высокодуховным человеком, когда обладаешь всеми материальными благами в мире, так что пусть лучше будет меньше материального и немного больше духовного. Б-г был вынужден просить, так как сам Моше не хотел этого делать. Когда Моше-рабейну покидал Египет, гроб с останками Йосефа был единственной ценностью, которую он вынес с собой. Весь народ прилежно исполнил заповедь «опустошить Египет», но нигде не написано, что Моше в этом участвовал. Только в нашей сегодняшней главе мы читаем, что после греха золотого тельца Всевышний говорит Моше: «Вытеши себе две скрижали каменные, как первые» (Шмойс, 34: 1). Раши объясняет, что Всевышний показал ему глыбу сапфира и сказал: «Осколки будут тебе». И от этого, добавляет Раши, Моше обогатился. А нам становится совершенно очевидно, что Моше был против идеи обогащения сынов Израиля, а Б-г хотел видеть Свой народ богатым. Несколько тысяч лет длится спор о том, что лучше для евреев: меньше материальных ценностей, и тогда они будут более религиозными, или пусть они будут иметь больше житейских благ, но тогда есть вероятность, что они согрешат. Рассказывают, что во время войны Наполеона с Россией, между еврейскими мудрецами разгорелся спор о том, что будет лучше для евреев — чтобы Наполеон победил, и тогда народ Израиля будет наслаждаться равными правами и реальной свободой, или лучше, чтобы войну выиграл русский царь. Алтер Ребе утверждал, что если Наполеон победит, то свобода приведет к ассимиляции и снижению духовного уровня. В противовес этому, если победит царь, то евреи останутся бедными и будут страдать в черте оседлости, но это обеспечит дальнейшее существование еврейского народа. И Алтер Ребе велел своим хасидам оказывать всяческое содействие русской армии. Великие праведники договорились, что судьбу войны определит тот, кто первый протрубит в шойфар на Рош ѓаШоно. Рабби Шломо из Карлина, который считал, что лучше победить Наполеону, встал рано утром, побежал в микву, быстро сделал все приготовления к молитве. Затем он помолился Шахарис, прочитал Тору… Когда же рабби Шломо взял в руки шойфар и поднес его ко рту, он с разочарованием сказал: «Этот литвак уже опередил меня!» («литваком» среди учеников Магида называли Алтер Ребе, который по своему происхождению был из Литвы). И действительно, Алтер Ребе встал утром и — без всякой подготовки! — взял шойфар и протрубил в него. И русские и в самом деле победили! Так было во времена Алтер Ребе, но сегодня мы стоим перед приходом Мошиаха. Книга «Зоѓар» говорит, что наше поколение — это реинкарнация поколения пустыни. Любавичский Ребе говорит, что нашему поколению нужно большое богатство. Чтобы привести Мошиаха, евреи должны иметь много денег. Хочу привести выдержки из беседы, которая состоялась между Любавичским Ребе и Ребе из Копишниц в 5718 (1958) году. Ребе из Копишниц рассказал о своей поездке в Израиль. Говоря о своем посещении Кфар-Хабада (поселение, основанное в 1949 году хасидами Хабада по инициативе предыдущего Любавичского Ребе), он выразил свое восхищение материальным и духовным уровнем развития местных жителей и сказал, что он им завидует. Ребе ответил, что «зависть мудрецов» — это хорошая вещь, которая «увеличивает мудрость», как сказано в Торе: «Рахель завидовала своей сестре». И объясняют комментаторы: «Завидовала ее хорошим поступкам». Ребе из Копишниц также рассказал о своем пребывании в Цфате, и о том, что духовное состояние города плачевное, там не хватает изучающих Тору. На это его собеседник ответил: «Надо попытаться поднять уровень изучения Торы в этом месте. Необходимо пропагандировать среди учеников Торы величие и заслуги Цфата, как города, где жил и работал Аризаль, и таким образом повлиять на их решения поселиться в нем». — Это зависит от решения денежных вопросов, ибо нужно, чтобы у евреев в этом городе было больше возможностей заработать себе на жизнь, — заметил Ребе из Копишниц. — Способствовать расширению источников средств существования — это отдельное дело, не связанное с необходимостью поднимать уровень изучения Торы. Это хорошо и правильно, так как материальное благополучие создает условия для того, чтобы голова человека была свободна, не занята мыслями о хлебе насущном, и он направлял все свои усилия на расширение духовных знаний. Наши мудрецы говорят: «Хорошее жилище освобождает сознание на духовные цели». И еще: «Мир не достоин был пользоваться золотом. Для чего же оно было создано? Для Скинии и Храма». То же можно сказать и в отношении евреев. Серебро и золото были созданы в мире ради сынов Израиля, чтобы у них было много материальных ценностей и даже богатство! — Да, вот, например, рабби Йеѓуда ѓаНоси был богатым человеком. — Чрезвычайно богатым. Я хотел бы, чтобы все евреи были богатыми, пусть и не в такой степени, как он! — Но ведь богатство — это испытание, — заметил Ребе из Копишниц. — Я боюсь быть богатым… — Бедность тоже испытание — и гораздо более тяжелое. Оно причиняет человеку боль и горе. Наши мудрецы говорят, что бедность заставляет человека поступаться своими принципами и нарушать повеления Всевышнего! Пусть лучше будет испытание богатством! Я помню, как ребенком я застал своего учителя в пост 9 ова за изучением Талмуда, хотя в этот день не принято учиться. В ответ на мой вопрос, как такое возможно, он ответил мне, что если ему суждено попасть в Геѓином, то пусть это будет за изучение Торы!.. А что касается нашей темы — если должно быть испытание, то лучше испытание богатством, чем бедностью! Кроме того, в комментарии Раши на стих: «…между Параном и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заѓав…» (Дворим, 1: 1) говорится: «Сказал рабби Йоханан: «Мы искали везде в Писании, но не нашли места, которое называлось бы Тофелем или Лаваном. Однако понимать следует так: Моше порицал евреев за напраслину, какую они возводили (тофлу) на ман, который бел (лаван)… А также порицал их Моше за содеянное ими в пустыне Паран, и надлежало извлечь урок из того, что сделал Всевышний с Мирьям в Хацерот за злоязычие. А «Ди-Заѓав» намекает на грех золотого (заѓав на иврите) тельца…» Здесь мы видим нечто удивительное. Несмотря на то, что большое количество золота способствовало совершению такого тяжелого греха, Моше не запретил евреям пользоваться золотом все сорок лет в пустыне, и ничего не говорил им об этом, ограничившись лишь намеком перед самой своей смертью! А почему? Потому, что евреям необходимо богатство! И Всевышний поможет им выдержать это испытание богатством, и благословение будет над всем народом Израиля, включая богатых! Ребе из Копишниц рассказал о рабби Давиде-Моше из Черткова, который имел привычку ходить всегда с опущенной головой. И однажды во время пуримской трапезы один насмешник сказал ему в шутку: «Б-г не разбойник, почему же ты так боишься Его?!» — Я тоже хотел бы спросить вас в стиле этого насмешника, — улыбнулся Любавичский Ребе. — Почему вы боитесь просить у Б-га богатства?! — Я уже старый еврей, зачем мне богатство! Лучше я попрошу о приходе Мошиаха… — Разве одно противоречит другому?! Просите и то и другое! Во всяком случае, согласитесь на то, чтобы у евреев было богатство! — Я полностью согласен, — ответил Ребе из Копишниц. Этим я и хочу закончить — пожелать всем большого богатства с надеждой, что никто не будет возражать против такого испытания! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).
Радио программа “Пятое Измерение” — 3 марта, 2010
Иврит интенсивный
бобик сдох
Радио программа “Пятое Измерение” — 3 марта, 2010
Недельная глава «Ки тиса»
теелим
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-03-04 23:54:00
Черта характера. Благодарность.
Св.Сильвестр и евреи
отношение иудаизма к искусственному оплодотворению
Вот она слава!
мегабалалайка |
mp3:Ки Тиса “13 Мидот” 5770 р.Н. Аристер
Не бойтесь просить у Б-га богатства! Канун Шабос главы «Ки сисо» В сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем о грехе золотого тельца. Моше находился на горе Синай, когда Б-г сообщил ему новость о том, что происходит внизу в еврейском стане. Всевышний говорит Моше: «Иди вниз, ибо извратился твой народ, который вывел ты из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Раши объясняет: «Не сказано «извратился народ», но «твой народ». Речь идет об эрев рав (дословно — «великое смешение»), о тех людях, которые вышли из Египта вместе с евреями. Б-г говорит Моше: «Ты решил, что будет хорошо, если прозелиты приобщатся к Шхине? Так вот, именно они развратились и развратили других…» То есть, евреи согрешили, ибо Моше разрешил иноверцам, которые и стали инициаторами изготовления золотого тельца, пройти гиюр (принять иудаизм). Несколькими стихами ранее Раши говорит, комментируя слова: «И сказали они: «Вот твои божества, Израиль» (Шмойс, 32: 4): «Не сказано « наши божества»; отсюда видно, что эрев рав, вышедшие из Египта вместе с сынами Израиля, собрались против Аѓарона, и это они сделали золотого тельца, а затем ввели Исроэль в заблуждение, чтобы следовать за ним». Там же Раши ясно указывает на тех, кто сделал тельца: «Когда Аѓарон бросил золото в пламя печи, пришли ведуны из среды эрев рав, которое вышло вместе с ними из Египта, и колдовством произвели его». Мидраш добавляет, что это были два великих египетских мага, которые, когда Моше приходил к фараону и совершал чудо (например, превращал посох в змея), делали то же самое, а теперь они, используя свою колдовскую силу, сделали тельца. …Когда евреи выходили из Египта, многие египтяне увидели, что принадлежать к народу Израиля выгодно. В любой общественной группе есть люди, которые присоединились к ней только потому, что сочли это выгодным; конъюнктурщики, которые любят использовать любую ситуацию в своих целях. Именно такими были эти иноверцы. Они не приняли иудаизм, потому что им понравилась Тора, и они захотели приблизиться к Творцу. Они просто чувствовали, что с этого можно что-то «поиметь» для себя. При этом речь идет о довольно большом количестве людей. «Мидраш рабо» и «Мехильта» говорят, что иноверцев было в три раза больше, чем самих евреев, вышедших из Египта, — 1800 тысяч (есть и другие мнения: рабби Ишмоэль говорит — 1200 тысяч, рабби Акива говорит — 2400 тысяч, рабби Носон говорит — 3600 тысяч). Моше, который видел в каждом человеке хорошее, сказал: «Пусть и они прилепляются к Шхине!» Но «человек смотрит в глаза, а Б-г видит то, что в сердце». Всевышний видел, что они преследуют другие цели и присоединились к евреям не из чистых побуждений. Это не нравилось Б-гу. Моше принял их в среду еврейского народа, но Б-г относился к ним по-другому. Книга «Зоѓар» говорит, что они шли за пределами Облаков Славы. Почему Всевышний решил оставить их без защиты? Потому что знал, что они на самом деле не хотят соединиться с еврейским народом… Эрев рав использовали момент, когда Моше не было в лагере, и восстали против Б-га. Они не стали делать этого в присутствии Моше, потому что он оказал им большую услугу, приняв в среду еврейского народа. Потому-то Всевышний и обвиняет Моше во всей истории с золотым тельцом. Однако в продолжении нашей недельной главы мы читаем: «И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: «О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые!» (Шмойс, 32: 31). Трудно объяснить, почему Моше вдруг называет «божества золотые» то, что до сих пор Тора называла «телец литой». Мудрецы спрашивают: «Почему Моше сказал «божества золотые», а не просто «другие божества»?» Раши объясняет, что этими словами Моше упрекает Всевышнего: «Ты привел их к этому тем, что наделил их в изобилии золотом и всем, чего они желали. Что оставалось им делать, как не согрешить?..» Это можно сравнить с царем, говорит Раши, который щедро давал своему сыну яства, напитки и прекрасные одежды и повесил ему на шею кошель с деньгами, и поставил его при входе в дом распутства — конечно, сын согрешит (если бы Раши жил в наше время, он, наверное, привел бы в пример отца, который разрешает сыну свободный доступ к Интернету, а потом удивляется результатам). Так и Моше-рабейну сказал Всевышнему: «Ты дал им золото, вот они и сделали тельца. Если бы у них золота не было, они не смогли бы изготовить идола!» Мы видим здесь спор между Б-гом и Моше о том, кто виноват в грехе золотого тельца. Всевышний обвиняет Моше и говорит, что это произошло из-за эрев рав. Моше винит Всевышнего, полагая, что Он дал народу Израиля слишком много золота и серебра. Эта дискуссия началась еще до Исхода сынов Израиля из Египта. В недельной главе «Бой» говорится: «И сказал Г-сподь Моше: «…Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмойс, 11: 1–2). Раши поясняет: «Сказано: дабер но («говори же»), частица но везде выражает просьбу». Обычно в Торе пишется просто: «И сказал Г-сподь Моше». Откуда вдруг в этом стихе появилась форма просьбы? Ответ один: здесь Б-г и Моше поспорили. Моше утверждал, что изобилие материальных благ может сбить сынов Израиля с пути истинного, что материальное противоречит духовному. По его мнению, трудно быть высокодуховным человеком, когда обладаешь всеми материальными благами в мире, так что пусть лучше будет меньше материального и немного больше духовного. Б-г был вынужден просить, так как сам Моше не хотел этого делать. Когда Моше-рабейну покидал Египет, гроб с останками Йосефа был единственной ценностью, которую он вынес с собой. Весь народ прилежно исполнил заповедь «опустошить Египет», но нигде не написано, что Моше в этом участвовал. Только в нашей сегодняшней главе мы читаем, что после греха золотого тельца Всевышний говорит Моше: «Вытеши себе две скрижали каменные, как первые» (Шмойс, 34: 1). Раши объясняет, что Всевышний показал ему глыбу сапфира и сказал: «Осколки будут тебе». И от этого, добавляет Раши, Моше обогатился. А нам становится совершенно очевидно, что Моше был против идеи обогащения сынов Израиля, а Б-г хотел видеть Свой народ богатым. Несколько тысяч лет длится спор о том, что лучше для евреев: меньше материальных ценностей, и тогда они будут более религиозными, или пусть они будут иметь больше житейских благ, но тогда есть вероятность, что они согрешат. Рассказывают, что во время войны Наполеона с Россией, между еврейскими мудрецами разгорелся спор о том, что будет лучше для евреев — чтобы Наполеон победил, и тогда народ Израиля будет наслаждаться равными правами и реальной свободой, или лучше, чтобы войну выиграл русский царь. Алтер Ребе утверждал, что если Наполеон победит, то свобода приведет к ассимиляции и снижению духовного уровня. В противовес этому, если победит царь, то евреи останутся бедными и будут страдать в черте оседлости, но это обеспечит дальнейшее существование еврейского народа. И Алтер Ребе велел своим хасидам оказывать всяческое содействие русской армии. Великие праведники договорились, что судьбу войны определит тот, кто первый протрубит в шойфар на Рош ѓаШоно. Рабби Шломо из Карлина, который считал, что лучше победить Наполеону, встал рано утром, побежал в микву, быстро сделал все приготовления к молитве. Затем он помолился Шахарис, прочитал Тору… Когда же рабби Шломо взял в руки шойфар и поднес его ко рту, он с разочарованием сказал: «Этот литвак уже опередил меня!» («литваком» среди учеников Магида называли Алтер Ребе, который по своему происхождению был из Литвы). И действительно, Алтер Ребе встал утром и — без всякой подготовки! — взял шойфар и протрубил в него. И русские и в самом деле победили! Так было во времена Алтер Ребе, но сегодня мы стоим перед приходом Мошиаха. Книга «Зоѓар» говорит, что наше поколение — это реинкарнация поколения пустыни. Любавичский Ребе говорит, что нашему поколению нужно большое богатство. Чтобы привести Мошиаха, евреи должны иметь много денег. Хочу привести выдержки из беседы, которая состоялась между Любавичским Ребе и Ребе из Копишниц в 5718 (1958) году. Ребе из Копишниц рассказал о своей поездке в Израиль. Говоря о своем посещении Кфар-Хабада (поселение, основанное в 1949 году хасидами Хабада по инициативе предыдущего Любавичского Ребе), он выразил свое восхищение материальным и духовным уровнем развития местных жителей и сказал, что он им завидует. Ребе ответил, что «зависть мудрецов» — это хорошая вещь, которая «увеличивает мудрость», как сказано в Торе: «Рахель завидовала своей сестре». И объясняют комментаторы: «Завидовала ее хорошим поступкам». Ребе из Копишниц также рассказал о своем пребывании в Цфате, и о том, что духовное состояние города плачевное, там не хватает изучающих Тору. На это его собеседник ответил: «Надо попытаться поднять уровень изучения Торы в этом месте. Необходимо пропагандировать среди учеников Торы величие и заслуги Цфата, как города, где жил и работал Аризаль, и таким образом повлиять на их решения поселиться в нем». — Это зависит от решения денежных вопросов, ибо нужно, чтобы у евреев в этом городе было больше возможностей заработать себе на жизнь, — заметил Ребе из Копишниц. — Способствовать расширению источников средств существования — это отдельное дело, не связанное с необходимостью поднимать уровень изучения Торы. Это хорошо и правильно, так как материальное благополучие создает условия для того, чтобы голова человека была свободна, не занята мыслями о хлебе насущном, и он направлял все свои усилия на расширение духовных знаний. Наши мудрецы говорят: «Хорошее жилище освобождает сознание на духовные цели». И еще: «Мир не достоин был пользоваться золотом. Для чего же оно было создано? Для Скинии и Храма». То же можно сказать и в отношении евреев. Серебро и золото были созданы в мире ради сынов Израиля, чтобы у них было много материальных ценностей и даже богатство! — Да, вот, например, рабби Йеѓуда ѓаНоси был богатым человеком. — Чрезвычайно богатым. Я хотел бы, чтобы все евреи были богатыми, пусть и не в такой степени, как он! — Но ведь богатство — это испытание, — заметил Ребе из Копишниц. — Я боюсь быть богатым… — Бедность тоже испытание — и гораздо более тяжелое. Оно причиняет человеку боль и горе. Наши мудрецы говорят, что бедность заставляет человека поступаться своими принципами и нарушать повеления Всевышнего! Пусть лучше будет испытание богатством! Я помню, как ребенком я застал своего учителя в пост 9 ова за изучением Талмуда, хотя в этот день не принято учиться. В ответ на мой вопрос, как такое возможно, он ответил мне, что если ему суждено попасть в Геѓином, то пусть это будет за изучение Торы!.. А что касается нашей темы — если должно быть испытание, то лучше испытание богатством, чем бедностью! Кроме того, в комментарии Раши на стих: «…между Параном и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заѓав…» (Дворим, 1: 1) говорится: «Сказал рабби Йоханан: «Мы искали везде в Писании, но не нашли места, которое называлось бы Тофелем или Лаваном. Однако понимать следует так: Моше порицал евреев за напраслину, какую они возводили (тофлу) на ман, который бел (лаван)… А также порицал их Моше за содеяное ими в пустыне Паран, и надлежало извлечь урок из того, что сделал Всевышний с Мирьям в Хацерот за злоязычие. А «Ди-Заѓав» намекает на грех золотого (заѓав на иврите) тельца…» Здесь мы видим нечто удивительное. Несмотря на то, что большое количество золота способствовало совершению такого тяжелого греха, Моше не запретил евреям пользоваться золотом все сорок лет в пустыне, и ничего не говорил им об этом, ограничившись лишь намеком перед самой своей смертью! А почему? Потому, что евреям необходимо богатство! И Всевышний поможет им выдержать это испытание богатством, и благословение будет над всем народом Израиля, включая богатых! Ребе из Копишниц рассказал о рабби Давиде-Моше из Черткова, который имел привычку ходить всегда с опущенной головой. И однажды во время пуримской трапезы один насмешник сказал ему в шутку: «Б-г не разбойник, почему же ты так боишься Его?!» — Я тоже хотел бы спросить вас в стиле этого насмешника, — улыбнулся Любавичский Ребе. — Почему вы боитесь просить у Б-га богатства?! — Я уже старый еврей, зачем мне богатство! Лучше я попрошу о приходе Мошиаха… — Разве одно противоречит другому?! Просите и то и другое! Во всяком случае, согласитесь на то, чтобы у евреев было богатство! — Я полностью согласен, — ответил Ребе из Копишниц. Этим я и хочу закончить — пожелать всем большого богатства с надеждой, что никто не будет возражать против такого испытания! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).
Не бойтесь просить у Б-га богатства! Канун Шабос главы «Ки сисо» В сегодняшней недельной главе «Ки сисо» мы читаем о грехе золотого тельца. Моше находился на горе Синай, когда Б-г сообщил ему новость о том, что происходит внизу в еврейском стане. Всевышний говорит Моше: «Иди вниз, ибо извратился твой народ, который вывел ты из земли Египетской» (Шмойс, 32: 7). Раши объясняет: «Не сказано «извратился народ», но «твой народ». Речь идет об эрев рав (дословно — «великое смешение»), о тех людях, которые вышли из Египта вместе с евреями. Б-г говорит Моше: «Ты решил, что будет хорошо, если прозелиты приобщатся к Шхине? Так вот, именно они развратились и развратили других…» То есть, евреи согрешили, ибо Моше разрешил иноверцам, которые и стали инициаторами изготовления золотого тельца, пройти гиюр (принять иудаизм). Несколькими стихами ранее Раши говорит, комментируя слова: «И сказали они: «Вот твои божества, Израиль» (Шмойс, 32: 4): «Не сказано « наши божества»; отсюда видно, что эрев рав, вышедшие из Египта вместе с сынами Израиля, собрались против Аѓарона, и это они сделали золотого тельца, а затем ввели Исроэль в заблуждение, чтобы следовать за ним». Там же Раши ясно указывает на тех, кто сделал тельца: «Когда Аѓарон бросил золото в пламя печи, пришли ведуны из среды эрев рав, которое вышло вместе с ними из Египта, и колдовством произвели его». Мидраш добавляет, что это были два великих египетских мага, которые, когда Моше приходил к фараону и совершал чудо (например, превращал посох в змея), делали то же самое, а теперь они, используя свою колдовскую силу, сделали тельца. …Когда евреи выходили из Египта, многие египтяне увидели, что принадлежать к народу Израиля выгодно. В любой общественной группе есть люди, которые присоединились к ней только потому, что сочли это выгодным; конъюнктурщики, которые любят использовать любую ситуацию в своих целях. Именно такими были эти иноверцы. Они не приняли иудаизм, потому что им понравилась Тора, и они захотели приблизиться к Творцу. Они просто чувствовали, что с этого можно что-то «поиметь» для себя. При этом речь идет о довольно большом количестве людей. «Мидраш рабо» и «Мехильта» говорят, что иноверцев было в три раза больше, чем самих евреев, вышедших из Египта, — 1800 тысяч (есть и другие мнения: рабби Ишмоэль говорит — 1200 тысяч, рабби Акива говорит — 2400 тысяч, рабби Носон говорит — 3600 тысяч). Моше, который видел в каждом человеке хорошее, сказал: «Пусть и они прилепляются к Шхине!» Но «человек смотрит в глаза, а Б-г видит то, что в сердце». Всевышний видел, что они преследуют другие цели и присоединились к евреям не из чистых побуждений. Это не нравилось Б-гу. Моше принял их в среду еврейского народа, но Б-г относился к ним по-другому. Книга «Зоѓар» говорит, что они шли за пределами Облаков Славы. Почему Всевышний решил оставить их без защиты? Потому что знал, что они на самом деле не хотят соединиться с еврейским народом… Эрев рав использовали момент, когда Моше не было в лагере, и восстали против Б-га. Они не стали делать этого в присутствии Моше, потому что он оказал им большую услугу, приняв в среду еврейского народа. Потому-то Всевышний и обвиняет Моше во всей истории с золотым тельцом. Однако в продолжении нашей недельной главы мы читаем: «И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: «О, совершил этот народ великий грех, и сделали они себе божества золотые!» (Шмойс, 32: 31). Трудно объяснить, почему Моше вдруг называет «божества золотые» то, что до сих пор Тора называла «телец литой». Мудрецы спрашивают: «Почему Моше сказал «божества золотые», а не просто «другие божества»?» Раши объясняет, что этими словами Моше упрекает Всевышнего: «Ты привел их к этому тем, что наделил их в изобилии золотом и всем, чего они желали. Что оставалось им делать, как не согрешить?..» Это можно сравнить с царем, говорит Раши, который щедро давал своему сыну яства, напитки и прекрасные одежды и повесил ему на шею кошель с деньгами, и поставил его при входе в дом распутства — конечно, сын согрешит (если бы Раши жил в наше время, он, наверное, привел бы в пример отца, который разрешает сыну свободный доступ к Интернету, а потом удивляется результатам). Так и Моше-рабейну сказал Всевышнему: «Ты дал им золото, вот они и сделали тельца. Если бы у них золота не было, они не смогли бы изготовить идола!» Мы видим здесь спор между Б-гом и Моше о том, кто виноват в грехе золотого тельца. Всевышний обвиняет Моше и говорит, что это произошло из-за эрев рав. Моше винит Всевышнего, полагая, что Он дал народу Израиля слишком много золота и серебра. Эта дискуссия началась еще до Исхода сынов Израиля из Египта. В недельной главе «Бой» говорится: «И сказал Г-сподь Моше: «…Говори же во услышание народа: пусть испросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых» (Шмойс, 11: 1–2). Раши поясняет: «Сказано: дабер но («говори же»), частица но везде выражает просьбу». Обычно в Торе пишется просто: «И сказал Г-сподь Моше». Откуда вдруг в этом стихе появилась форма просьбы? Ответ один: здесь Б-г и Моше поспорили. Моше утверждал, что изобилие материальных благ может сбить сынов Израиля с пути истинного, что материальное противоречит духовному. По его мнению, трудно быть высокодуховным человеком, когда обладаешь всеми материальными благами в мире, так что пусть лучше будет меньше материального и немного больше духовного. Б-г был вынужден просить, так как сам Моше не хотел этого делать. Когда Моше-рабейну покидал Египет, гроб с останками Йосефа был единственной ценностью, которую он вынес с собой. Весь народ прилежно исполнил заповедь «опустошить Египет», но нигде не написано, что Моше в этом участвовал. Только в нашей сегодняшней главе мы читаем, что после греха золотого тельца Всевышний говорит Моше: «Вытеши себе две скрижали каменные, как первые» (Шмойс, 34: 1). Раши объясняет, что Всевышний показал ему глыбу сапфира и сказал: «Осколки будут тебе». И от этого, добавляет Раши, Моше обогатился. А нам становится совершенно очевидно, что Моше был против идеи обогащения сынов Израиля, а Б-г хотел видеть Свой народ богатым. Несколько тысяч лет длится спор о том, что лучше для евреев: меньше материальных ценностей, и тогда они будут более религиозными, или пусть они будут иметь больше житейских благ, но тогда есть вероятность, что они согрешат. Рассказывают, что во время войны Наполеона с Россией, между еврейскими мудрецами разгорелся спор о том, что будет лучше для евреев — чтобы Наполеон победил, и тогда народ Израиля будет наслаждаться равными правами и реальной свободой, или лучше, чтобы войну выиграл русский царь. Алтер Ребе утверждал, что если Наполеон победит, то свобода приведет к ассимиляции и снижению духовного уровня. В противовес этому, если победит царь, то евреи останутся бедными и будут страдать в черте оседлости, но это обеспечит дальнейшее существование еврейского народа. И Алтер Ребе велел своим хасидам оказывать всяческое содействие русской армии. Великие праведники договорились, что судьбу войны определит тот, кто первый протрубит в шойфар на Рош ѓаШоно. Рабби Шломо из Карлина, который считал, что лучше победить Наполеону, встал рано утром, побежал в микву, быстро сделал все приготовления к молитве. Затем он помолился Шахарис, прочитал Тору… Когда же рабби Шломо взял в руки шойфар и поднес его ко рту, он с разочарованием сказал: «Этот литвак уже опередил меня!» («литваком» среди учеников Магида называли Алтер Ребе, который по своему происхождению был из Литвы). И действительно, Алтер Ребе встал утром и — без всякой подготовки! — взял шойфар и протрубил в него. И русские и в самом деле победили! Так было во времена Алтер Ребе, но сегодня мы стоим перед приходом Мошиаха. Книга «Зоѓар» говорит, что наше поколение — это реинкарнация поколения пустыни. Любавичский Ребе говорит, что нашему поколению нужно большое богатство. Чтобы привести Мошиаха, евреи должны иметь много денег. Хочу привести выдержки из беседы, которая состоялась между Любавичским Ребе и Ребе из Копишниц в 5718 (1958) году. Ребе из Копишниц рассказал о своей поездке в Израиль. Говоря о своем посещении Кфар-Хабада (поселение, основанное в 1949 году хасидами Хабада по инициативе предыдущего Любавичского Ребе), он выразил свое восхищение материальным и духовным уровнем развития местных жителей и сказал, что он им завидует. Ребе ответил, что «зависть мудрецов» — это хорошая вещь, которая «увеличивает мудрость», как сказано в Торе: «Рахель завидовала своей сестре». И объясняют комментаторы: «Завидовала ее хорошим поступкам». Ребе из Копишниц также рассказал о своем пребывании в Цфате, и о том, что духовное состояние города плачевное, там не хватает изучающих Тору. На это его собеседник ответил: «Надо попытаться поднять уровень изучения Торы в этом месте. Необходимо пропагандировать среди учеников Торы величие и заслуги Цфата, как города, где жил и работал Аризаль, и таким образом повлиять на их решения поселиться в нем». — Это зависит от решения денежных вопросов, ибо нужно, чтобы у евреев в этом городе было больше возможностей заработать себе на жизнь, — заметил Ребе из Копишниц. — Способствовать расширению источников средств существования — это отдельное дело, не связанное с необходимостью поднимать уровень изучения Торы. Это хорошо и правильно, так как материальное благополучие создает условия для того, чтобы голова человека была свободна, не занята мыслями о хлебе насущном, и он направлял все свои усилия на расширение духовных знаний. Наши мудрецы говорят: «Хорошее жилище освобождает сознание на духовные цели». И еще: «Мир не достоин был пользоваться золотом. Для чего же оно было создано? Для Скинии и Храма». То же можно сказать и в отношении евреев. Серебро и золото были созданы в мире ради сынов Израиля, чтобы у них было много материальных ценностей и даже богатство! — Да, вот, например, рабби Йеѓуда ѓаНоси был богатым человеком. — Чрезвычайно богатым. Я хотел бы, чтобы все евреи были богатыми, пусть и не в такой степени, как он! — Но ведь богатство — это испытание, — заметил Ребе из Копишниц. — Я боюсь быть богатым… — Бедность тоже испытание — и гораздо более тяжелое. Оно причиняет человеку боль и горе. Наши мудрецы говорят, что бедность заставляет человека поступаться своими принципами и нарушать повеления Всевышнего! Пусть лучше будет испытание богатством! Я помню, как ребенком я застал своего учителя в пост 9 ова за изучением Талмуда, хотя в этот день не принято учиться. В ответ на мой вопрос, как такое возможно, он ответил мне, что если ему суждено попасть в Геѓином, то пусть это будет за изучение Торы!.. А что касается нашей темы — если должно быть испытание, то лучше испытание богатством, чем бедностью! Кроме того, в комментарии Раши на стих: «…между Параном и между Тофелем и Лаваном, и Хацеротом, и Ди-Заѓав…» (Дворим, 1: 1) говорится: «Сказал рабби Йоханан: «Мы искали везде в Писании, но не нашли места, которое называлось бы Тофелем или Лаваном. Однако понимать следует так: Моше порицал евреев за напраслину, какую они возводили (тофлу) на ман, который бел (лаван)… А также порицал их Моше за содеянное ими в пустыне Паран, и надлежало извлечь урок из того, что сделал Всевышний с Мирьям в Хацерот за злоязычие. А «Ди-Заѓав» намекает на грех золотого (заѓав на иврите) тельца…» Здесь мы видим нечто удивительное. Несмотря на то, что большое количество золота способствовало совершению такого тяжелого греха, Моше не запретил евреям пользоваться золотом все сорок лет в пустыне, и ничего не говорил им об этом, ограничившись лишь намеком перед самой своей смертью! А почему? Потому, что евреям необходимо богатство! И Всевышний поможет им выдержать это испытание богатством, и благословение будет над всем народом Израиля, включая богатых! Ребе из Копишниц рассказал о рабби Давиде-Моше из Черткова, который имел привычку ходить всегда с опущенной головой. И однажды во время пуримской трапезы один насмешник сказал ему в шутку: «Б-г не разбойник, почему же ты так боишься Его?!» — Я тоже хотел бы спросить вас в стиле этого насмешника, — улыбнулся Любавичский Ребе. — Почему вы боитесь просить у Б-га богатства?! — Я уже старый еврей, зачем мне богатство! Лучше я попрошу о приходе Мошиаха… — Разве одно противоречит другому?! Просите и то и другое! Во всяком случае, согласитесь на то, чтобы у евреев было богатство! — Я полностью согласен, — ответил Ребе из Копишниц. Этим я и хочу закончить — пожелать всем большого богатства с надеждой, что никто не будет возражать против такого испытания! Загрузить газету целиком в формате PDF вы можете здесь (1,6 МБ).
Радио программа “Пятое Измерение” — 3 марта, 2010
Иврит интенсивный
бобик сдох
Радио программа “Пятое Измерение” — 3 марта, 2010
Недельная глава «Ки тиса»
теелим
Сообщество людей, практикующих ортодоксальный Иудаизм 2010-03-04 23:54:00
Черта характера. Благодарность.
Св.Сильвестр и евреи
отношение иудаизма к искусственному оплодотворению
Вот она слава!
мегабалалайка |
В избранное | ||